Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.

Файлы: 1 файл

Финансирование театров.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Финансирование театров»

Введение

Тема данной работы - финансирование театров, была выбрана не случайно, ведь в актуальности выбранной темы нет ни доли сомнения.

Признавая основополагающую роль театра в развитии и самореализации личности в сценическом искусстве, в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры различные органы как центральной власти, так и субъектов федерации осуществляют различные меры по государственной поддержке театрального искусства в РФ. К сожалению, бюджетные ассигнования в ряде случаев позволяют осуществлять только выплату заработной платы и частичное возмещение расходов на оплату коммунальных услуг. Однако и те бюджетные средства, которые выделяются театрам, расходуются ими не на осуществление творческой деятельности, а на оплату материальных и трудовых ресурсов (начислений на фонд заработной платы, арендную плату, содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.).

Цель данной работы - анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.

При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:

рассмотрение роли театров  в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных  театров.

Объектом исследования в работе выступает проблема финансирования деятельности театров.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок финансирования театров  в РФ

Структурно работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка используемой литературы. В  первой главе изучается роль театров  в сохранении российской культуры. Во второй главе анализируется финансирование государственных театров. В третьей  главе рассматриваются особенности  финансирования муниципальных театров.

1. Роль театров в сохранении  российской культуры

1.1 Виды театров, принципы  их деятельности

Культура - это социальная сфера способствующая повышению  интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и  норм поведения индивидуумов, создает  предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности. Результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаются  обычным статистическим измерениям. Современная сфера культуры является индустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещения производства сочетается с усилением конкуренции, общественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей государства.

К учреждениям культуры и искусства относятся музеи, дома, дворцы культуры, театры, организации  кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая  печать и издательства, концертные организаций (эстрадные, филармонические), библиотеки, учебные заведения. В городах наиболее популярными объектами культуры являются парки, театры, цирки.

Профессиональный театр (театр-студия) - творческий коллектив  работников искусства, имеющий в  своем составе профессиональную труппу, находящуюся на самостоятельном  балансе. Театры подразделяются на музыкальные, оперы и балета, музыкально-драматические, драматические, детские, юного зрителя  и пр. Показателями развития служат материальная база театра, коммерческая вместимость зрительного зала, число  спектаклей, численность зрителей, сумма сборов. Сводные показатели деятельности театров разрабатываются  по территории и жанрам театров.

Также под театром понимается организация, основной деятельностью  которой является подготовка и показ  спектаклей, других публичных представлений  и предоставление сопутствующих  этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения  в сценическом искусстве (далее  именуется - театр).

Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации являются:

а) обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации  на свободу творчества, участие в  культурной жизни и пользование  услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;

б) создание необходимых  условий для гуманизации личности, сохранения самобытности российской культуры, национального самосознания и языка;

в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о  публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и  других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных  и межгосударственных культурных связей;

д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах.

Положение о театре в  Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. №329) не устанавливает каких-либо видов театров. Оно указывает на то, что Театр является некоммерческой организацией. Учредителем (учредителями) театра могут быть:

а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

б) граждане и юридические  лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. В случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, допускается  совместное учредительство театров.

Соответственно можно  условно разделить театры по видам  на государственные и частные.

Основными видами деятельности театра являются:

а) создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов  на указанные мероприятия;

б) подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам  с другими юридическими и физическими  лицами для показа на их собственных  или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;

в) организация других мероприятий  художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или  силами приглашенных коллективов, приглашенными  исполнителями;

г) проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;

д) предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;

е) изготовление по заказам  и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов  художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;

ж) предоставление сцен-площадок для проведения гастрольных и  выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;

з) подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;

и) прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

к) реализация сопутствующих  услуг, предоставляемых зрителям театра.

Театр в соответствии с  законодательством Российской Федерации  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  он создан, и соответствующую этим целям.

К предпринимательской  деятельности театра относится следующая  деятельность:

а) реализация и сдача  в аренду основных фондов и имущества  театра (за исключением имущества, закрепленного  за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете) для  целей, не связанных с культурной деятельностью;

б) оказание посреднических услуг;

в) долевое участие в  деятельности коммерческих организаций;

г) приобретение акций, облигаций  и иных ценных бумаг и получение  доходов (дивидендов, процентов) по ним;

д) осуществление приносящей доход не предусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.

Театр является юридическим  лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный  баланс или смету, расчетный и  иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с  законодательством Российской Федерации  может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

1.2 Правовой статус  театра, устав театра

В своей деятельности театр  руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.

Театры создаются учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируются уполномоченным органом  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Учредительными документами  театра являются устав, либо устав и  учредительный договор, либо учредительный  договор.

Театр как юридическое  лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации.

Театр имеет право:

а) использовать результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации в порядке и на условиях, предусмотренных  законодательством об авторском  праве и смежных правах;

б) самостоятельно формировать  свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, услуг  и продукции, устанавливать на них  цены в соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящим  Положением;

в) нанимать и увольнять  работников в соответствии с законодательством  о труде;

г) участвовать в установленном  порядке в реализации федеральных  и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства, в которых участвует Российская Федерация;

д) создавать филиалы и открывать представительства.

Театр обязан:

а) надлежащим образом выполнять  свои обязательства в соответствии с их условиями, требованиями законов, иных нормативных правовых актов, а  при отсутствии таких условий  и требований - в соответствии с  обычаями делового оборота или иными  обычно предъявляемыми требованиями;

б) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации социальное, медицинское  и иные виды обязательного страхования  своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

в) обеспечивать гарантированные  законодательством Российской Федерации  минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, нести ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.

Театру не может быть отказано в государственной регистрации  по мотивам нецелесообразности.

Театру обеспечивается защита его прав и интересов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, государственная  поддержка при его участии  в реализации федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства.

Органы государственной  власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театра, за исключением  случаев, установленных законодательством  Российской Федерации.

Запрет на публичное  исполнение спектаклей и другие виды их использования, а также на публикацию театральных рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Управление театром осуществляется его органами, образуемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и  уставом театра.

Учредитель (учредители) театра утверждает устав и изменения  устава, назначает на должность и  освобождает от должности руководителей  театра, осуществляет контроль за соответствием деятельности театра законодательству Российской Федерации и учредительным документам.

Руководство деятельностью  государственного или муниципального театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя осуществляется:

· на основе единоначалия - директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает  трудовой договор (контракт);

· на основе разделения сфер ведения - директором и художественным руководителем, с каждым из которых  учредитель заключает трудовой договор (контракт).

Руководители театра в  соответствии с уставом и в  пределах своей компетенции действуют  без доверенности от имени театра, представляют его интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими  лицами, распоряжаются имуществом театра, заключают договоры, в том числе  трудовые, выдают доверенности, открывают  в кредитных организациях расчетный  и другие счета театра, пользуются правом распоряжения средствами, утверждают штатное расписание, издают приказы  и дают указания, обязательные для всех работников театра, и несут ответственность за результаты деятельности театра.

В театре в соответствии с уставом может создаваться  художественный совет или иной совещательный  орган.

В уставе театра определяются его наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение театра, предмет  и цели деятельности, источники формирования имущества, структура, компетенция, порядок  формирования и срок полномочий органов  управления, порядок принятия ими  решений и контроля их деятельности, порядок внесения изменений в  учредительные документы, порядок  использования имущества в случае ликвидации театра, указываются данные о его филиалах и представительствах.

Информация о работе Финансирование театров