Досуговая деятельность библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в деятельности библиотек активно используются формы массовой работы с читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества.Одной из таких форм является досуговая деятельность библиотек.
Объект исследования - организация досуговой деятельности в Балахтинской ЦБС.
Предмет исследования- формирование общего имиджа библиотеки. Цель исследования - выявить влияние досуговой деятельности на формирование имиджа библиотеки.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Досуговая деятельность одна из форм работы библиотеки с читателем.
1.1 Характеристика досуговой деятельности.
1.2 Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности.
1.3 Формы организации досуговой деятельности библиотеки
1.4. Анализ влияния досуговой деятельности на имидж библиотеки.


Глава 2 Анализ досуговой деятельности библиотеки. 2.1Характеристика базы-исследования
2.2 Анализ работы Балахтинской ЦБС
2.3 Рекомендации по организации досуга читателей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)
Начало XX столетия было связано с оживлением деятельности демократически настроенной интеллигенции: активно проводились съезды учителей, земских деятелей, книгоиздателей, библиотекарей и т. п. На первом Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.) подчеркивалось, что библиотеки не должны ограничивать работу простой выдачей книг, но обязаны заниматься организацией курсов, клубов для взрослых и подростков, созданием музеев, чтением публичных лекций, курсов самообразования, кружков для лиц, интересующихся какой-либо отраслью знаний [1].
Правда, уже тогда наметился определенный раскол среди библиотекарей: одни выступали исключительно за книжные формы культурной деятельности библиотеки; другие приветствовали широкое применение некнижных форм (клубоведения, школоведения, театроведения и т. д.).
После революции 1917 года  досуговая деятельность общедоступных библиотек стала ограничиваться кружковой и клубной работой, которая в условиях усиления тоталитаризма подверглась значительной деформации под влиянием моноидеологии и политики Советского государства. Вместе с тем кружковая и клубная работа оставалась сердцевиной досуговой деятельности массовых библиотек в 1920-е годы. Во многих библиотеках открывались следующие кружки:
 –выставочно-плакатный (занимался подготовкой и устройством  книжных      выставок);
 – литературный (ставил  своей целью пропаганду правильного  чтения и    являлся издателем  стенной газеты; члены литературного  кружка также составляли рецензии  на книги и проводили вечера  рецензий);
 –   библиотечный (проводил  кампании, акции по пропаганде  библиотеки    и книги);
 – газетный (организовывал  громкие чтения и выявлял эффективные  методы работы с газетой; вырезки, подчеркивание, сводки и проч.);  [3, С. 18].
К концу 1930-х годов в библиотечной работе в целом наблюдался спад, связанный с репрессиями против многих видных деятелей культуры, писателей, поэтов: конец 1930-х годов стал периодом затишья в массовой работе с читателями по сравнению с предыдущим десятилетием.
В годы войны (1941 – 1945) коренным образом изменились содержание и направленность досуговой деятельности библиотек. При библиотеках и в клубах-читальнях в помощь Всеобучу создавались военные уголки, в которых были собраны плакаты, наглядные пособия, необходимая литература, давались консультации и справки по вопросам военного времени. В условиях военного времени создавались библиотечные пункты, передвижные библиотеки и филиалы при эвакопунктах, в госпиталях, в санитарных поездах. Для раненых бойцов во многих госпиталях систематически организовывались лекции. Политические информации, читательские конференции, литературные вечера.
После окончания Великой Отечественной войны наблюдается возрождение народных форм досуговой деятельности – народные гулянья, праздники, фестивали, которые вызывают живой отклик в работе массовых библиотек страны. При массовых библиотеках создавались лектории, где читались как отдельные лекции, так и циклы  лекций самой различной тематики. Наибольшей популярностью у читателей пользовались лекции литературно-художественного содержания, по проблемам здорового образа жизни, воспитания детей и др.
В 1960-е годы значительно расширяется деятельность различных любительских объединений при массовых библиотеках страны (любителей поэзии, музыки, театра, живописи, туризма, авторской песни, кино, фото и т.д.). В советскую литературу пришло новое поколение молодых поэтов: А.Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Своеобразным результатом этого стало появление в библиотеках литературно-творческих объединений начинающих поэтов. С середины 1970-х годов в массовых библиотеках открываются клубы книголюбов. Члены Добровольного общества любителей книги (1974) устраивали книжные выставки, праздники книги, встречи с писателями, литературные конкурсы, читательские конференции, литературные диспуты и др. [3, С. 20].
Усилению единообразия форм и методов работы во многом способствовала централизация массовых библиотек, которая  была проведена в 1974 – 1978 годах. В данный период досуговая деятельность библиотек ограничивалась камерными формами работы: литературная гостиная, литературно-музыкальный, и музыкально-художественный салон, клуб-кафе и т.п. В тоже время получает развитие организация семейного досуга в условиях массовой библиотеки. Начинают создаваться библиотеки семейного чтения, которые также уделяют самое пристальное внимание развитию досуговой деятельности. Главная цель семейных клубов заключалась в том, чтобы найти занятия, одинаково интересные как для взрослых, так и для детей.
В 1980-е годы, в период новой «перестроечной» волны,  возникновение новых читательских объединений при библиотеках во многом носило стихийный неорганизованный характер. В целом по стране наблюдался интенсивный рост неформальных молодежных объединений. Однако многочисленные неформальные движения молодежи (рокеры, панки, фанаты спортивных клубов, рок-музыки, брейк-данса и проч.) никогда не рассматривали библиотеки в качестве места проведения своего свободного времени. Двойственностью, противоречивостью отличалась работа культурно-спортивных комплексов (КСК). Государственной властью была совершена в этот период  последняя попытка интегрировать в одно целое усилия всех учреждений и организаций, функционирующих в сфере досуга.   На рубеже XX – XXI веков начинается постепенный распад прежней единой парадигмы духовных ценностей, в связи с глубинными экономическими, политическими, социокультурными изменениями. Падение престижа библиотеки, книги и чтения в современном обществе, устойчивый рост не читателей, разрушение добрых традиций и обычаев, когда даже у читающих родителей выросли не читающие дети; господство средств массовой информации; возникновение новых информационных технологий и многое другое потребовали от библиотекарей переосмысления проблемы организации досуга населения. Так, Е. В. Домаренко пишет: «Приоритетной деятельностью библиотек на сегодняшний момент являются не только комплектование фондов, создание электронных каталогов, введение новых методов, облегчающих работу читателя при поиске нужной литературы, но и расширение видов культурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности» [2, С. 48]. В наши дни становится привычным открытие при общедоступных библиотеках многопрофильных центров досуга, которые посещают различные категории пользователей. Библиотекари активно осваивают различные коммуникативные, игровые, креативные, развивающие технологии досуговой деятельности. Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность [3].
Таким образом, в деятельности общедоступных библиотек России по организации досуга условно можно выделить следующие исторические периодов:
1. Конец XIX – начало XX века (до1917 г.), когда досуговая деятельность библиотек носила просветительский характер. Большое место отводилось самообразованию, просвещению населения.
           2. Период 1917 – 1984 годов, когда досуговая  деятельность библиотек во многом  была свёрнута и деформирована, подменялась массовой работой  с населением.      
           3.  Период с 1985 года по настоящее  время, когда была возрождена  в полном объёме традиционная  парадигма досуговой деятельности  общедоступной библиотеки. В это  время происходит значительное  обновление традиций: становится  привычным открытие при общедоступных  библиотеках многопрофильных центров  досуга, которые посещают различные  категории пользователей.

 

 

 

1.2 Зарубежный  и отечественный опыт в изучении  досуговой деятельности.
Интересен опыт изучения исследователей западной социологии в области досуга. Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения об увеличении свободного времени для всестороннего развития личности. А.Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, т.к. «только он делает человека полным обладателем своего «Я». Э. Фромм рассматривает проблему досуга и его ценности относительно взаимоотношений общества и личности. Он подчеркивает, свобода в сфере досуга есть ни что иное, как иллюзия, а сам досуг - продолжение работы, ибо его использование направлено на решение вопросов восстановления и воспроизводства человека как работника.
Западная наука стремится утвердить досуг как «истинное время жизни», едва ли не единственный смысл человеческого существования. Вторая половина XX века ознаменована появлением целого ряда социологических теорий и научных школ досуга. Наиболее значимые открытия в сфере досуга сделаны в рамках западной социологии (Т. Веблер, Г.Виленский, Э. Гидденс, Ж. Дюмазье, М.Мид, С.Паркер). Кроме этого проблемы досуга вызывали интерес у представителей психологической науки (Э. Дюргейм, 3. Фрейд и др.)
Один из аналитиков досуговых теорий, американский социолог С. Паркер, делит все существующие определения досуга на 3 группы:

 

  • досуг - это все время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей.
  • досуг - это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора;
  • досуг - это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, и развлечений, так и для достижений и развития личности.
С третьей группой связана самая популярная за последние годы теория «цивилизации досуга» В контексте данной теории досуг является носителем этико-эстетической революции. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека (в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса), оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры и социальных устремлений.
Ярким представителем данной теории является французский социолог Ж. Дюмазье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности» как сознательной, преднамеренной организованной деятельности личности в свободное время. Досуг, по мнению социолога, это деятельность, помимо той, которая связана с работой семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию, для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие способности. Таким образом, мы видим, что в современной зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению и объяснению понятий «досуг» и «свободное время».
Западный опыт предлагает нам несколько форматов досуговой работы библиотеки:
  • Культурно-литературное кафе. В реальности речь идет, прежде всего, об уютном месте, «зоне», «гостиной», где дети (а возможно и их родители) могут выпить чай или кофе, пообщаться, возможно проведение каких-то мероприятий в неформальной, камерной, салонной обстановке. Наконец – это просто место спонтанного общения, та самая «смысловая»площадка.
  • «Центр непрерывного образования». Предполагается, что библиотека должна с переферии образовательного процесса переместиться в его центр, предлагая при этом эффективные проектные технологии детского и подросткового самообразования и саморазвития. Очень большое значение здесь придается как индивидуальной деятельности, так деятельности в группах
  • «Центр местного сообщества». Это формат лежит достаточно близко к описанному О.К. Громовой модели «Культурный центр школы и микрорайона», но при этом может выполнять роль и центра социализации детей с проблемами, семейных проблем и пр.
  • «Интеллектуально-досуговый центр», продвигая через коммуникацию чтение, вовлекая в этот процесс спонтанно, легко и не принужденно, в игровых формах детей и подростков.
Далее мы обращаемся к отечественному опыту, накопленному исследователями в области досуга и свободного времени. В современной отечественной научной литературе значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование целесообразных форм его организации внесли: И.А.Грушин, Г.Е.Зборовский, Э.М.Коржева, П.Г.Орлов, В.Д.Патрушев, Г.А.Пруденский, Э.В.Соколов, В.А.Ядов. и другие исследователи. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью, по своему усмотрению, удовлетворяя различные потребности. В исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности, стимулом для его самосовершенствования, ареной его самовыражения и самореализации. В настоящее время «досуговая деятельность» является самостоятельной научной дефиницией, определяющей основное содержание форм, методов и средств ее организации. Необходимо определить основное понимание ученых, изучавших категории «досуг», «досуговая деятельность».
По мнению Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном, восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил».
На мой взгляд, достаточно интересно термин «досуг» охарактеризован в исследованиях Э.В.Соколова, который рассматривается им как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[15]. Чтобы наиболее полно обосновать свой подход, автор предлагает типичный набор видов досуга. Их оказалось шесть:

 

  • отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;
  • развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;
  • праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально-насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;
  • созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;
  • творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое;
  • просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры.

Информация о работе Досуговая деятельность библиотеки