Досуговая деятельность библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в деятельности библиотек активно используются формы массовой работы с читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества.Одной из таких форм является досуговая деятельность библиотек.
Объект исследования - организация досуговой деятельности в Балахтинской ЦБС.
Предмет исследования- формирование общего имиджа библиотеки. Цель исследования - выявить влияние досуговой деятельности на формирование имиджа библиотеки.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Досуговая деятельность одна из форм работы библиотеки с читателем.
1.1 Характеристика досуговой деятельности.
1.2 Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности.
1.3 Формы организации досуговой деятельности библиотеки
1.4. Анализ влияния досуговой деятельности на имидж библиотеки.


Глава 2 Анализ досуговой деятельности библиотеки. 2.1Характеристика базы-исследования
2.2 Анализ работы Балахтинской ЦБС
2.3 Рекомендации по организации досуга читателей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Министерство культуры Красноярского края
КГБО СПО Красноярский краевой библиотечный техникум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Библиотековедение
Тема : Досуговая деятельность библиотеки

 

 

 

                                                                 Выполнила студентка:
                                                                                    Специальность 071901
                                                Группа 19 Б
          Малюгина Наталья Робертовна

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ                         

 

 

Введение

Глава    1  Досуговая деятельность      одна из форм работы библиотеки с читателем.

            1.1 Характеристика досуговой деятельности.

            1.2 Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности.

            1.3 Формы организации досуговой деятельности библиотеки

            1.4. Анализ влияния досуговой деятельности на имидж библиотеки.

 

 

Глава 2  Анализ досуговой деятельности библиотеки.          2.1Характеристика базы-исследования

            2.2 Анализ работы Балахтинской  ЦБС

2.3 Рекомендации по организации  досуга читателей.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Библиотека является  социокультурным институтом, способствующим  не только сбору, хранению, обработки  информации, циркулирующей в культуре, но и оказание услуг в сфере  досуговой деятельности. В контексте  инкультурации личности библиотека  воспроизводит (поддерживает) саму  культуру через востребованность  культурно-значимой информации, формирует  эту потребность. Однако в специальной  литературе в последние десятилетия  библиотека рассматривается преимущественно  как институт социализации, вводящий  читателя  в информационное пространство  социума. Сегодня изучение досуговой  деятельности библиотеки необходимо  вывести из традиционных рамок  теории.
Как целостное общественное явление библиотека сложный объект изучения. Это  объясняется тем, что её пользователями являются и детская, и взрослая аудитории. Полярный характер особенностей восприятия информации этих психофизиологически различных категорий читателей определяет специфику межпоколенной передачи  культурного опыта. Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что она может предложить читателю в плане познания историко-культурных ценностей, уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек  (особенно детских и юношеских) традиционно направлена на формирование  духовного облика россиян. Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и, являясь наиболее доступным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях.
В последние годы в деятельности библиотек активно используются формы массовой работы с читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества.Одной из таких форм является досуговая деятельность библиотек.
        Объект исследования - организация досуговой деятельности в Балахтинской ЦБС.
        Предмет исследования- формирование общего имиджа библиотеки.        Цель исследования -  выявить влияние досуговой деятельности на формирование имиджа библиотеки.
     Задачи исследования:
       1.Дать характеристику культурно- досуговой деятельности библиотек.
       2.  Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности.
       3. Выявить формы организация досуговой деятельности.
       4. Выполнить анализ влияния досуговой деятельности на имидж библиотеки.
Методы исследования:
      1.Изучение  и анализ научной литературы.
      2.Изучение  и обобщение методической литературы.
      3. Анализ.
     4. Анкетирование
      5. Тестирование
Теоретическую основу курсовой работы составили научные материалы: Голубева Н.А., Другова А., Мельникова М., Пластун С., Полозова Т.Д., Селищева Л.М., Тимофеева И.И. и др.
        Практическая  значимость работы в том, что  результаты исследовательской работы  могут быть использованы в  рамках образования, самообразования, обучения других специалистов, для  повышения квалификации библиотекарей.
       Курсовая  работа включает две главы.
Глава 1: «Досуговая деятельность      одна из форм работы библиотеки с читателем».
Глава 2: «Анализ влияния досуговой деятельности на имидж библиотеки».  
ГЛАВА 1 Досуговая деятельность      одна из форм работы библиотеки с читателем.
1.1 Характеристика досуговой деятельности  библиотеки.
Для того чтобы деятельность библиотеки  была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, библиотекарям  следует  овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели. Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.
Массовая работа библиотек и досуговая деятельность - разные понятия. Массовая работа библиотек понимается как работа по продвижению книги, библиотек, чтения к населению, которая строится по законам пропаганды и рекламы. Досуговая деятельность библиотек направлена прежде всего на развитие личности.
 Содержательной составляющей  досуга в условиях библиотеки  является по преимуществу гуманитарное  знание. Спектр направлений достаточно  широк - в нем присутствуют такие  виды деятельности, как краеведение, история, туризм, искусство, экология, фольклор, литературно-художетвенное  творчество (развитие дарований).
 Отмечается, что в последнее  время досуговая функция библиотек  расширяется, что свидетельствует  об усложнении самой досуговой  деятельности библиотек, что обусловлено, в частности, переходом от цикличных  форм досуговых мероприятий к  оригинальным культурно-досуговым программам.
 На сегодняшний день  в библиотеках функционируют  следующие формы работы: бенефисы  читателей, премьеры книги, дни семейного  отдыха, всевозможные конкурсы, игры, хит-парады книг, книжные аукционы, литературные ринги, КВН, викторины  «Что? Где? Когда?», «Угадай книгу», конкурсы  кроссвордистов и пр. Также развивается  множество культурных инициатив, активно осваиваются «некнижные»  формы работы.

 

В основе культурно-досуговой деятельности библиотеки лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление, досуговая деятельность в этом плане не является исключением.
Организация досуговой деятельности и проблема свободного времени, их сущность, объем, и структура были и остаются актуальными в философии, социологии, педагогике, психологии и являются объектом исследования многих авторов. Единое определение понятия «досуг» в современной науке отсутствует.
Английский термин «leisure» берет свое начало из латинского языка, и дословно обозначает быть свободным. Из латинского языка во французский язык пришло слово «loisir», что обозначает «быть разрешенным».
Этимологический анализ слова «досуг» убеждает, что существует много различных его интерпретаций. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под досугом понимается «свободное от работы время», «свободное отдела, праздное время» [180].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля досуг рассматривается как «незанятое время; простор для дела; забава, занятия для отдыха» [1195]. В «Этимологическом словаре» прямо указывается на это: «Досуг - свободное время, как следствие окончания работы в результате достижения чего-либо». Общий методологический анализ свободного времени как условия развития человека пытались осуществить древнегреческие философы, западные ученые, жившие в новое и новейшее время мирового развития. Обоснование свободного времени как пространства самоценного поведения личности присутствует уже в работах древнегреческого философа Аристотеля, «досуг», по мысли ученого это «серьезная деятельность без давления», «целесообразная организация свободного времени с целью развития и устроенного отдыха».
Именно этот подход определил тенденцию в дальнейшем употреблять как синонимы «досуг» и «отдых», а затем добавить к ним и «игру». В связи с тем, что во всех языках отдых рассматривался как физиолого-психологическое состояние человека, связанное с расслаблением и восстановлением сил, а игра определялась как особая форма деятельности в условных ситуациях, как та часть досуга, которая отражает мир чувств человека, приобщает к культурным ценностям. Досуг не всегда правомерно отождествляли с расслаблением, восстановлением сил, бездельем, забавой, развлечением, отдыхом и нередко противопоставляли свободному времени.
Досуговая деятельность публичных библиотек своими историческими корнями тесно переплелась с просветительством. Так Л. В. Ловкова пишет: «Просветительство – явление универсальное, характерное для многих общественных систем с различным уровнем экономического и культурного развития. Идеи просветительства связывались с распространением научных знаний, которые воздействуют на невежественных людей и их жизненный уклад в духе добра и справедливости» [ С. 14].
Библиотековеды-просветители воспринимали публичную библиотеку как источник духовной пищи для народа, источник живого знания. Любой человек, по их мнению,  в общедоступной библиотеке должен получить ту необходимую духовную пищу, что развивает его интеллект, облагораживает сердце, даёт ему знание. Здесь читатель находит ответы на интересующие его вопросы, вырабатывает миросозерцание, наконец просто отдыхает за книгой от дневных забот. Книга отвлекает человека от дурного общества, удерживает от пьянства,  парализует пороки и  предотвращает преступления. Поэтому общедоступная библиотека является одним из самых действенных средств просвещения народа.
В 1896 году заботами земств, городских управ и просветительских обществ только в городах России было создано около 600 публичных библиотек  [3, С. 15]. Порой очень трудно выявить исторические истоки той или иной формы. Известно, например, что первые публичные лекции в стенах библиотеки были прочитаны ещё в век Просвещения, в Екатерининскую эпоху. Публичные литературные вечера разной тематики начали проводить в губернских публичных библиотеках уже в 40 – 50-е годы XIX века [1].
К 1914 году развернули свою просветительскую деятельность 237 народных домов. При общедоступных библиотеках той поры существовали многочисленные организации, которые в большинстве своем возникли стихийно под различными названиями: «Друзья книги», «Друзья библиотеки», «Кружки краеведов-любителей» и т. п.  «Вся история культуры есть история навыка общения между людьми»,  –  писал Ю. М. Лотман [4, С. 463].

Информация о работе Досуговая деятельность библиотеки