Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

Создавая плясовые ансамбли и хоры, культпросвет работники выхолащивали живую танцевальную традицию, удалив из неё импровизацию и игровой  элемент. Пляска и танец перестали  быть игрой и развлечением участников, теперь они были призваны развлекать зрителей. С уходом умелой спонтанности, в сценический народный пляс пришёл сценарий. Действия плясунов стали  жёстко регламентироваться, а это  убивало инициативу, а вместе с  ней и заразительность, плясовой азарт. Тем не менее, танец требовалось  сделать зрелищем и по этому, движения плясуна стали оттачиваться, наподобие  китайских тао-лу, японских ката или  западноевропейского балета. Стали  доминировать акробатические "прыжки" и "ползунки", "колёса" и "вертушки". Исполнение этих непростых элементов  требовало хорошей физической подготовки танцора и специального обучения у уже умеющего так плясать  ветерана. Так появилась Советская  школа сценического народного танца, а внутри неё неофициальная, но очень  нужная, для культпросвета, школа  плясовой акробатики. В этих неофициальных  школах, передаваясь от наставника - ученику и сохранились реальные боевые акробатические элементы мужского восточнославянского пляса.

В деревенской народной традиции мужская хореография продолжала существовать, как бы, на "нелегальном" положении.

Отправляемые в деревенские  клубы, специалисты культпросветчики, всячески пытались переделать реальную народную пляску и танец. Они ничего не понимали в ней и только отчётливо  замечали огромную разницу народного  танца с тем стерилизованным "культурным" "народным балетом", которым планировалось  разрушить (и почти удалось) народный танцевальный обычай.

Такие боевые танцы, как Буза и другие подобные, назовём их условно "под-драку", сохранились не меняясь. Пляске "под Русского" повезло  меньше, прежде всего из-за войны. Такой  элемент как пляска в присядку начал стремительно исчезать сразу  после войны. Плясать в присядку, да с прыжками, ползунками, вертушками - сложно, надо уметь, а плясунов повыбило. Вдобавок, к этому времени начали, также, сказываться результаты диверсионно-культурной программы работников культпросвета. Со сцен клубов и позднее с теле- и киноэкранов, на видеомоторном  уровне, русским вдалбливали хореографию  инопланетных пришельцев, выдавая её за "настоящую народную культуру". Каждому собирателю фольклора приходилось  сталкиваться с разрушительным влиянием этой марсианской культуры, как на народных исполнителей, так и на зрителей.

Другая проблема сохранения боевой мужской хореографии стала  очевидна лишь в конце девяностых годов. Перенимая живую народную культуру пляса, фольклористы сталкивались, как правило, с пожилыми плясунами. Большинство из них физически  не могли исполнить многие сложные  элементы мужской пляски. У многих фольклористов начало складываться неверное представление о том, что  акробатика в пляске - это придумка культпросветчиков, называемых на жаргоне  собирателей фольклора "клюква" или "айтудрица". Наши экспедиционные опросы формируют устойчивое мнение, что прежде, когда плясуны были молоды, такие пляски как Русского, Барыня и, в несколько меньшей  степени, Буза изобиловали сложными акробатическими элементами. Казалось бы, чего проще: взять, сохранившуюся  в сценическом танце, плясовую акробатику и применить её в живой фольклорной  пляске?

Есть трудности. Большинство  фольклористов не знакомы с этими  элементами и им не у кого, негде  их перенять. Многие физически не подготовлены для овладения сложными "коленцами" и по этому продолжают настаивать на том, что прыжки, колёса, ползунки и т.п. вообще чужды живой русской  пляске.

Третьим серьёзным барьером в изучении мужской боевой пляски, является необходимый уровень (для  исследователя) национальной бойцовской подготовки.

Третье ответвление мужского пляса было неразрывно связанно с  традицией северо-западного рукопашного  боя. Это боевые танцы выполнявшие  функцию бесписьменного способа  передачи прикладной информации. Отобранные этносом, на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения, передавались пластически, вместе со способом дыхания  и звукоизвлечением, на фоне особого  психофизического состояния. Большинство  элементов боевого пляса имеют  прикладной боевой смысл. Их неосмысленное  повторение приводит к неизбежному  искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца. К сожалению, по причине  неподготовленности, в этой области  народной культуры, собирателей этнологов-фольклористов, отечественная наука располагает  недостаточным количеством аудио  и видео материалов по боевому  плясу и по его боевым элементам. Их просто не искали или искали неумело.

 

Выводы:

 

1. В казачьем танце  сохранилась традиция исполнения  боевых элементов мужского восточнославянского  пляса. Очистив их от театральной  вычурности (тянуть носок, разворачивать  плечи и т.п.) необходимо использовать  их как в мужском танце, так  и в прикладной акробатике  отечественного рукопашного боя.

2. Собиратель мужской  хореографии, должен быть образован  как этнограф-фольклорист, владеть  основами отечественного рукопашного  боя, быть физически подготовлен  для освоения сложных "коленцев" прямо "в поле".

3. Разделившаяся в 20-30х  годах, традиция мужской хореографии,  начинает снова восстанавливаться,  для исследователей и практиков  мужского пляса начинается интересная эпоха открытий и успехов. Всё возвращается "на круги своя".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Самобытность культуры России является важнейшим фактором национального  единства и солидарности Поэтому  сегодня  во всем отечественном социально-гуманитарном научном пространстве актуализируется  проблема преемственности культуры, связи настоящего с прошлым, а  одним из основных направлений развития образования является этнопедагогизация  воспитательно-образовательного процесса и национально-региональный аспект обновления его содержания.

Особую востребованность сегодня получает идея возрождения  уникального для России субэтноса  – казачества, чьи традиции связаны  с установками на духовное единство, ментально-ценностной константой являются патриотизм, Православие и служение Отечеству, а одной из важнейших  характеристик мировосприятия и  жизнедеятельности – приверженность обычаям дедов и отцов .

Фольклор, являющийся связующим  компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти об исторических событиях, закрепления и передачи накопленного социального опыта, важнейшим  средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций, был неотъемлемой частью и средством  казачьей народной педагогики.

Песня и пляска, игравшие важнейшую роль в поддержании  казачьих традиций, являются самыми распространенными  фольклорными жанрами. Они сопровождали казака везде, были его непременным  спутником в горе, в радости, в  военном походе, домашних, хозяйственных  делах. Это доказывает обилие пословиц и поговорок, распространенных в  казачьей среде по этому поводу: «Веселы привалы, где казаки запевалы!»; «На Дону что ни хутор, то своя запевка»; «Казак-донец и швец, и жнец, и  на дуде игрец, и в хоре певец, и  в бою молодец»; «Казаки песни  в тороках возят» (торока  –  ремешки позади седла для пристежки); «Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся!»; «Дон без песен, что виноградная  лоза без гроздьев».

Подрастающее поколение  казаков становилось частью казачьей фольклорной среды, что способствовало выработке у них собственных  ценностных установок, накоплению художественно  организованного, осмысленного опыта. Музыкальный фольклор выполнял в  казачьей общине, помимо прочих: аксиологическую  функцию (присвоение юными казаками морально-этических и духовно-нравственных ценностей казачества); эстетическую функцию (развитие художественного  вкуса, чувства 

прекрасного); воспитательную функцию (осуществление культурной идентификациии  – сознательного  принятия идеалов, норм и ценностей  казачьей культуры, отождествление личности с казачеством, стремление к идеалу-образу человека казачьей национальной культуры.

Поэтому актуальным представляется включение казачьего музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных казаков-кадет  для их эстетического, духовно-нравственного  и патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕТАРУТЫ

 

  1. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
  2. «Синий лампас» (Оренбургский казачий вальс) [Текст и ноты] // Гостиный двор. 2000. № 8. С. 209-210.
  3. Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004
  4. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997
  5. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
  6. Глинкин, А.В. Песни оренбургских казаков: старые и новые записи [Текст] / А.В. Глинкин, А.И. Лазарев. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1996. 266 с.
  7. Голубых, М.Д. Казачья деревня [Текст] / М.Д. Голубых. М.; Л.: Государственное издательство, 1930. 323 с.
  8. Государственный Академический русский народный хор//http://www.admin.orenburg.ru/activities/social_sphere/culture/musical_culture/state_russian_choir/
  9. Изюмов, А.И. История Уральского казачьего войска [Текст] / А.И. Изюмов, В.Г. Абросимов. Илек: ГУП РИД «Урал». – 296 с.
  10. История казачества Азиатской России [Текст]. Т. 2. Вторая половина XIX в. – начало ХХ века. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 252 с.
  11. История казачества Азиатской России [Текст]. Т. 3. ХХ век. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 267 с.
  12. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999
  13. Кашина, Н.И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность [Текст]: монография / Н.И. Кашина; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2011. 138 с.
  14. Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006
  15. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
  16. Коротин, Е. Фольклор яицких казаков: песни, народная проза, детский фольклор [Текст] / Е. Коротин. Алма-Ата: Жазушы, 1982. 256 с.
  17. Коротин, Е.И. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков [Текст] / Е.И. Коротин, О.Е. Коротин. Самара – Уральск, 1999. Ч. 1. Песенное творчество. 464 с.
  18. Костко, О.Ю. Образ казака в русской пластике 2-ой половины XIX века [Текст] / О.Ю. Костко // Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 28-29 марта 2010 г. / Тюменский гос. ун-т. Тюмень, 2010.
  19. Крашенинников, И. Хороводные и плясовые песни казачьего поселка Сосновка Челябинского уезда Оренбургской губернии [Текст] / И. Крашенинников. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левинсон, 1904. 17 с.
  20. Кузнецов, В.А. Патриотизм в песнях оренбургского казачества [Текст] / В.А. Кузнецов // Культура оренбургского казачества: сб. науч. ст. / Челяб. гос. ун-т; отв. ред. С.Е. Матушкин. Челябинск, 2007. С. 179–213.
  21. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003
  22. Лукьянов Л.С. «Литература Кубани, 2008
  23. Любимцев Ю.Г. «Литература Кубани», 1995
  24. Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани», 2000
  25. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000
  26. Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000
  27. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
  28. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004
  29. Песни уральских казаков [Текст] / запись, сост. вступ. ст. и коммент. Т.И. Калужниковой. Екатеринбург: Сфера, 1998. 236 с.
  30. Попов В.Д. «Певцы земли кубанской»,1995
  31. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
  32. Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В.В. Амелина. – Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. – 280 с.
  33. Сидоров В.Г. «Кубань – родимая земля», 1999
  34. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000
  35. Тагильцева Н.Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки [Текст] / Н.Г. Тагильцева // Известия уральского Государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры. 2011. № 3 (92). С. 134–139.
  36. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
  37. Шарыпов, Н. Этнические особенности кубанского танцевального искусства. Кубанские казачьи плясы и пляски. Организация занятий по хореографии в институте и школе [Текст]: в 2 ч. / Н. Шарыпов. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2003. 234 с.
  38. Щербанов, Н.М. Песенный фольклор уральских казаков в записях И.И. Железнова [Текст] / Н.М. Щербанов // Фольклор Урала: межвуз. сб. / Уральский гос. ун-т. Свердловск, 1977. Вып. 3 «Народно-песенное творчество». С. 62–80.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 1 изба Донских казаков

 

 

 

Рисунок 2 интерьер избы донских  казаков

 

Рисунок 3 выходные и праздничные  косюмы донских казаков

Рисунок 4 костюм низовых  казаков

Рисунок 5 донской казак 

Риунок 6 костюм кубанского казака

Рисунок7 мохнатый войлочный  плащ без рукавов 

Рисунок 8 Шапка «башлык»

Рисунок 9 Кубанский казачий  хор

 

 

 

Рисунок 10 казачья реликвия

 

Рисунок 11 Кубанский казачий хор. Историческая фотография

 

 

Рисунок 12 Государственный Академический русский народный хор

 

Рисунок 13 Пляска

1 Этнокультурный компонент на уроках музыки в современных казачьих учебных заведениях// http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/kashina_18_mart.pdf

2 Песни уральских казаков [Текст] / запись, сост. вступ. ст. и коммент. Т.И. Калужниковой. Екатеринбург: Сфера, 1998. 236 с.

3 Соловьев А.А.  200 лет с песней Кубанский казачий хор: история и современность//Российское казачество

4Шарыпов, Н. Этнические особенности кубанского танцевального искусства. Кубанские казачьи плясы и пляски. Организация занятий по хореографии в институте и школе [Текст]: в 2 ч. / Н. Шарыпов. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2003. 234 с.

5Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В.В. Амелина. – Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. – 280 с.

6 Государственный Академический русский народный хор//http://www.admin.orenburg.ru/activities/social_sphere/culture/musical_culture/state_russian_choir/

 


Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество