Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

 

1.2.2 Костюм кубанских казаков

 

Внешний облик кубанского казака складывался годами, и в  элементах одежды нередко чувствовалось  влияние представителей различных  народностей. Сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные  детали обмундирования у живущих  рядом кавказских горцев.

С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего  войска.

 Комплект мужской казачьей  одежды состоял из черкески  черного цвета, шаровар темных  тонов, бешмета, башлыка, а зимой  ещё бурки и папахи. Сам перечень  наименований одежды говорил  о её «происхождении». Например, черкеска. Покрой её целиком взят  у горских народов Кавказа.  Она похожа на длинный кафтан  в талию, сверху облегающий, от  пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки  от груди до середины длины,  так что полы внизу свободно  расходились, не препятствуя широкому  шагу воина. Такая черкеска  была очень удобна для верховой  езды, а застежка на крючках  более надежна при выполнении  джигитовки на полном скаку.  Шилась черкеска из тонкого  фабричного сукна с широким  длинным рукавом и глубоким  вырезом на груди. Рукав черкески  имел яркую подкладку, так как  отворот его был своеобразным  украшением костюма, из глубокого  выреза виднелся бешмет — нижняя  рубашка самых разных расцветок.  На груди черкески нашивали  подкладку для газырей или  газырницу. «Газырь» в переводе  означает «готов». Наличие его  на одежде воина говорило о  готовности вступить в схватку  с врагом. (Газыри по своему  первоначальному значению — это  место хранения патронов, которые  в любой момент были, как говорится,  под рукой). Со временем газыри  утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.

 

Под черкеску одевался бешмет — рубашка с высоким воротником-стойкой  и длинным узким рукавом. Он также  застегивался на крючки.

 

В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку — мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый.

 

 В известной казачьей  песне бурке посвящены такие  слова: «…Только бурка казаку  во степи станица, только бурка  казаку во степи постель…».  Действительно, теплая, широкая бурка  в непогоду для казака была  и одеждой, и одеялом и чем-то  вроде небольшой палатки, не  продуваемой никаким ветром. Главное,  она надежно маскировала казака  в зарослях камыша, ведь казаки  были, прежде всего, пограничниками.

Головным убором казаку служила  папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в  Запорожской Сечи носили папахи с  суконным тумаком, падавшим набок в  виде Клина. В него можно было вложить  металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так  называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась  она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под  иконой, что означало, что семья  находится под защитой бога.

 

 Неотъемлемой частью  казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского  «баш» — голова, и на самом  деле башлык был головным убором  казаков, который носился поверх  папахи. Видимо, к башлыку относится  выражение «менять баш на баш»  — «голову на голову», которое  первоначально применялось при  обмене пленными. Башлык представлял  собой квадратный островерхий  капюшон с длинными лопастями,  которыми укутывали в непогоду  шею. Как правило, башлык располагался  на плечах казака, закрепляясь  тонким шнурком за его шею.  Он давал некоторые сведения  о хозяине: завязанный на груди  башлык означал, что казак отслужил  срочную службу, перекрещен на  груди — следует по делу, концы  заброшены за спину — свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали  как сумку, завязав его концы,  и перебросив через плечо. Башлык  был настолько универсален и  удобен, что специальным указом  военного министерства был введен  во второй половине XIX века как  часть обмундирования во всех  пехотных подразделениях царской  армии. Надо сказать, что и  в годы Великой Отечественной  войны этот головной убор входил  в обмундирование казачьих Кубанских  частей. Если в период подготовки  к сабельной атаке казаки снимали  с себя черкеску, складывали в  обоз бурку и даже подсумки  для патронов, чтобы облегчить  ход коня, то башлык всегда  оставляли, как символ казачьей  лавы (атаки). На полном скаку коня  он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык  шился из красного сукна, а  повседневный был черный или  темных оттенков.

Женский костюм. Традиционный женский костюм кубанских казачек  сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу  же узнавали приезжих.

 У казаков были свои  традиции и свои модницы. Казачки  очень любили наряжаться, поэтому  костюм для них имел большое  значение. Не было казачки, которая  не умела бы ткать, кроить  одежду, шить, вязать, вышивать, плести  кружева. Одежда у казачек различалась,  согласно существовавшим традициям,  по месту их происхождения.  Яркость, веселость, независимость  характера казачки отражены в  ее нарядах.

 Первое время казаки-переселенцы  в большинстве своем не были  состоятельными. Поэтому казачьи  жены и дочери поначалу надевали  красивую праздничную одежду  только по очень торжественным  случаям, украшая себя по обычаям  прежнего места жительства. И  насколько разными были люди, настолько разными были и их  костюмы. Однако со временем  все так смешалось и переплелось,  что появился новый наряд кубанский.

 Праздничную одежду  шили из шёлка или бархата.

 Повседневная одежда  казачек состояла из длинной  исподней (нижней) рубахи с длинными  рукавами и круглым слегка  присборенным воротом, кофточки  и юбки из ситца. Поверх рубахи  надевали несколько юбок: нижнюю  ситцевую, затем холщевую (сотканную  из конопляных ниток) и одну  или больше из фабричных тканей  сатиновых, ситцевых, а то и  шелковых. Шили их первое время  из 5-6 прямоугольных кусков материи  и продергивали через них шнур. Потом появились "кошеные"  юбки плотно облегающие фигуру. Верхнюю одежду казачки вышивкой  не украшали, приговаривали: "Мы  ж казаки!" А вот низ рубашки  ("подставки"), который был, как  правило, из домотканого полотна,  вышивали красными и черными  нитками. В праздники поверх  такой рубахи надевали длинную  широкую юбку с оборками и  кружевами или бахромой на  них. Носили юбку так, чтобы  на рубахе была видна вышивка.  Вместо рубахи надевали и просто  белую юбку с пришитой к  ней отдел кой. А вот праздничные  кофты ("кирасы") шили короткие, до пояса. Застегивались они  сбоку или сзади большим количеством  мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением  служили все те же оборки, кружева  и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

 Дополняли всю эту  красоту черные или красные  лакированные сапожки на каблучке  и с блестящими застежками, при  этом на ногах казачки обязательно  должны были быть чулки, ведь  даже летом без них и с  короткими рукавами невестке  запрещалось показываться перед  свекром.

 Юбки шили из ситца  и шерсти, широкие, в пять-шесть  полотнищ (полок) на вздёрнутом  шнуре - учкуре, для пышности присобранные  у пояса. Внизу юбка украшалась  кружевами, оборками, мелкими складочками.  Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - "подол", по-украински - "спидница". Нижние  юбки надевали под ситцевые, сатиновые  и другие юбки, иногда даже  по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно  белой.

 Из той же ткани,  что и верхняя юбка, шилась  кофта. В зависимости от покроя  она называлась кофтой, блузкой,  матене, кирасой. Блузки и кофты  шили свободного покроя, без талии,  на полчетверти ниже талии,  с застежкой сзади или сбоку,  с воротником-стойкой и длинным  или до локтя рукавом, присборенным  у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами,  кружевами, закладывали складки.  Иногда блузки шили на кокетке.

 Матене кофта свободного  покроя ниже пояса, распашная,  с длинным прямым рукавом и  воротником-стойкой. Их носили  только замужние женщины.

 Кираса это плотно  облегающая кофта с небольшой  баской до бедер, узкими длинными  рукавами, у плеча присборенными,  с воротничком-стойкой, застегивавшаяся  спереди на множество мелких  пуговиц, которую носили только  молодые женщины Со второй  половины 19 века распространился  такой вид, как "парочка" (юбка - кофта). В богатых семьях  парочку шили из шёлковых или  шерстяных тканей, а в бедных - из ситца. Блузка могла быть  приталенной или с басочкой, но  обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.

 Юбок надевали несколько:  нижние по подолу отделывали  кружевами, верхние, особенно  праздничные, расклешенные, имели  внизу широкий волан брызжу, отделанный  лентой, полоской кружева, плиса.

 Важный элемент костюма  казачки головной убор.

 Казачки носили кружевные  платки, а в XIX веке - "колпаки", "файшонки" (от нем. слова  "файн" - прекрасный). Носили они  в полном соответствии с семейным  положением - замужняя женщина никогда  не показалась бы на людях  без файшонки.

 После венчания женщины  всегда ходили с покрытой головой  и даже спали в платке. В  праздники носили яркие платки  с крупным разноцветным узором  и шлычку шапочку с широким  донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные  на затылке, и затягивалась  шнурком, а сверху иногда был  платок. В те времена бытовала  поговорка: "У хорошей свекрухи  сноха без шлычки и во двор  не выйдет". На шлычку женщины  летом надевали лёгкие шёлковые  или ситцевые платки, зимой - тёплые  вязаные платки или шали. Девушка  покрывала голову и обязательно  заплетала одну косу с лентой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оренбургское казачество

 

В  отличие от кубанского, донского и других казачьих войск, Оренбургское возникло не на базе исторического  проживания казаков, а по воле правительства. Оно было учреждено указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников.

Оренбургское войско было сформировано по представлению и  ходатайству администратора Оренбургского  края Ивана Ивановича Неплюева, первого  губернатора Оренбургской губернии, управлявшего краем с 1744 по 1758 год. 12 июля 1748 года Военная коллегия Сената своим указом повелела главному начальнику края представить ей штат и «Положение об Оренбургском казачьем войске». Этим указом все казачьи части были объединены в Оренбургское нерегулярное войско под командованием атамана  сотника Василия Ивановича Могутова.

В состав Оренбургского казачьего  войска вошли самарские, уфимские, алексеевские городовые казаки, ставропольское войско крещеных калмыков, исетские казаки, отдельные  команды донского, малороссийского  и яицкого казачества, отставные  солдаты, беглые люди, поселившиеся в  крепостях боярские дети и служилые дворяне. Возникшее войско было многонациональным  по своему составу: при преобладании в нем русских были украинцы, татары, башкиры, калмыки и представители  других национальностей. Религия оренбургских казаков не была моноправославной. Здесь кроме православных были мусульмане, ламаниты и сектанты.

Во время крестьянской войны 1773 - 1775 гг. на сторону восставших перешли казаки станицы Татищевской  во главе с сотником Т. Подуровым. 600 оренбургских казаков участвовали  в осаде Оренбурга. Восставших казаков  в Челябинске возглавили атаман М. Уржунцев и хорунжий Н. Невзоров. Без боя  сдавались пугачевцам безжалованные  и маложалованные казаки станиц Нижнеуральской, Кичигинской, Колчинской, Магнитной, Карагайской, Петропавловской, Степной.

Оренбургское казачье  войско приняло самое активное участие  в Отечественной войне 1812 г.  В освободительном походе в Европу героически сражались 8 полков оренбургских казаков.

Особую роль в истории  оренбургского казачьего войска сыграло Положение о нем от 12 декабря 1840 г., согласно которому все крестьяне, проживающие на землях войска, приписывались в казаки, что способствовало значительному их росту. Крестьянство встретило эту меру сопротивлением. "Положение" четко определяло границы войска, в состав которого вошли Троицкий и Верхнеуральский, а также значительная часть Челябин-ского, Орского и Оренбургского уездов. В войске должно было быть 10 полков. В пореформенный период войско окончательно превращается в военно-феодальное сословие.

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество