Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

 

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основные методологические характеристики: цель, задачи, гипотеза, объект, предмет; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируется положения выносимые на защиту.

В первой главе раскрывается история становления казачества. Их быт и костюм.

Во второй главе рассмотрены  вопросы культуры казачества, выявляются особенности творчества оренбургского, донского, и кубанского хоров.

В заключении обобщены основные результаты исследования изложены выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы дальнейшей работы.

В приложениях содержатся фотоматериал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История происхождения казачества
    2. Происхождение Донского казачества

 

История донского казачества начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и  распада Великого Войска Степного. Именно тогда, в условиях царившей анархии  и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского  населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные  воины-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Войска Степного. Со временем, к казачьим отрядам начали также  присоединяться тюркоязычные жители этого  региона.

О времени возникновения  донских казаков до сих пор  среди историков нет единой точки  зрения. Согласно историку Е. П. Савельеву [Савельев Е. П., Древняя история казачества, Издательство: Вече, 2007 г.,] казачье население появляется в XIV веке сперва в Новгородской земле, а затем и в Хлыновской земле.[] Появление значительного количества казачьего населения в низовьях Волги и Дона на рубеже XV—XVI вв. Савельев связывает с беженцами из Хлыновской земли после завоевания ее в 1489 году Московским княжеством, большая часть которых с жёнами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась сперва в Жигулях, а в первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р.р. Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона азовского, белгородского и запорожского казачества, расселилась по этой реке вплоть до Азова. А также, c исходом части населения (в т.ч., рязанских казаков) из Великого княжества Рязанского, в связи с присоединением его в 1520 году к Москве. Этими переселениями, согласно Е. П. Савельеву, был завершён многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения приазовья и Дона, покинувшего этот регион ещё в XIII—XIV вв.

Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв  считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении  казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения.

По мнению Р.Г. Скрынникова, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы.

Л.Н. Гумилёв предлагал  вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили  бродников, являвшихся не только предшественниками  казаков, но и прямыми их предками.

Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим  открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и  историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике  «История Украины» высказал мнение что  первые украинские казаки были славянами.  По его исследованиям, источники  говорят о существовании казаков  в Крыму ещё в конце XIII в.  В первых упоминаниях тюркское слово  «казак» означало «охранник» или  наоборот – «разбойник». Также –  «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это  слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся  ко времени правления Владимира  Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении, по мнению В.М. Литвина, оно и закрепилось  за казаками.

 

        1. Быт Донских казаков

 

Быт в широком смысле —  уклад стереотипного поведения  повседневной жизни, это часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в пище, одежде, жилье,  сохранении и продолжении семьи (рода).

"Мой дом – моя  крепость" – с  полным основанием  могли бы подписаться под этим  изречением донские казаки. Особые  военно-исторические и природно-климатические  условия на Дону выработали  у казаков особый тип строительства  жилых и хозяйственных построек.  На конструкцию традиционного  казачьего жилища, которое они  называют куренем, повлияла речная  культура Нижнего Дона и Прикавказья.  Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то  получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком  доме шло по кругу.  У донских  казаков появился тип "круглого  дома": три – четыре окна  на улицу, одна стена чаще  бывает просто глухая. Непременно  особенностью донского казачьего  куреня является балкончик и  "галдарея", т.е. забранный досками  наружный коридор. Балкончик,  которым опоясан весь дом, называется  – балясником. Он служил для  того, чтобы удобно было открывать  и закрывать ставни. А так же  для того, чтобы удобно было  гостям, наблюдать в окнах семейные  праздники (свадьбу, проводы) и  далее вести беседу (сплетничать)  о гостеприимстве хозяев. Крытое  крылечко – рундук ведет с  балясника в галдарею, куда вела  внешняя лестница с парадным  резным крыльцом с навесом  наверху.

 

Первый этаж куреня традиционно  называется низы. В центре низов  находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли  так построить "холодную", что  в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату  каморах.

Коморы узким коридором  окаймляют холодную по периметру  при помощи окон – отверстий. Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно  открывающаяся во внутрь, чтобы легко  было подпереть ее бревном или  камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз – «мой дом – моя крепость».

Прямо перед дверью устраивали "ловчий погреб" – яму с колом  посередине, закрытую в обычное время  деревянным щитом. Враг, ворвавшийся  в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие  не ходили. Гости обычно поднимались  по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу. С террасы  проходили в главную комнату (зала) пройдя по узкому коридору.

Главная комната (зала) всегда была готова к приему гостей. В переднем углу комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или  киот, т.е. остекленная рама, шкафчик  для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее  открытым только изображение лиц  и рук). Перед божницей висела зажженная  лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и  зажигаемый перед иконой, перед божницей).

По божнице и между  самими иконами висели в маленьких  пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и  колосьев. Здесь же в углу, под  святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль  стен располагались лавки. В домах  состоятельных казаков у одной  из стен ставили еще несколько  стульев, или из обычного дерева, или  резные с высокими спинками из ценных пород деревьев.

Все стены залы были увешены  оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными  пряжками, сафьяновые мешочки для  пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.

В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые  хорошо видна расставленная в  порядке "гостевая" посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью  и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью донских казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.

Из залы дверь вела в  спальню, где стояла большая кровать  с горой перин и подушек  из приданого хозяйки. Эту комнату  казаки называли домушкой. Около кровати  висела люлька для младенца, в ней  он находился до 4-6 месяцев, а затем  ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку.

В  правом углу спальни  должен стоять сундук, который, как  и сундук-скрытня покрыт лоскутной  постилкой. В таком сундуке хозяйка  дома хранила приданное, одежду, украшения.

При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное  помещение кухня, или стряпная, где  готовили и ели пищу. В кухне, кроме  печи для хлеба, размещалась плита  для приготовления пищи и полки  с домашней утварью. На полках и в  шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. Для приготовления и  хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась  на полочках поставов. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и  соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с  широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).

Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, вновь попадаешь в коридор–галерею, что доказывало происхождение слова "курень", то есть расположение комнат по кругу: откуда вошли, туда же и вернулись. В коридоре-галерее хозяйка хранила  сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра  с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли  стоять лавки, стулья.

 

        1. Костюм и одежда Донских казаков

 

  Костюм донского казачества  сформировался в результате взаимодействия  различных культур, что связано  с особенностями возникновения  и развития этого самобытного  этнического образования. На  Дону было всегда было большое  стечение народа. Сюда помимо  казаков собирались торговые  люди из украинских городов,  которые добирались сухопутными  и водными путями. Приезжали турецкие  послы с большими свитами. Дон  постоянно навещали посыльные  из Астрахани, из украинских  городов, чтобы узнать последние  вести  Прибывали запорожцы  для объединения усилий в морских  поисках. Для совместного вольного  промысла приходили волжские, терские  и яицкие казаки. В этом постоянном  водовороте людей донцы выделялись  своим внешним видом. Их одежда, уборы и оружие принадлежали  разным племенам и народам.  Собственно своих одежд долгое  время у них не водилось. Русские,  турецкие, черкесские и татарские  одежды составляли их пестрый  наряд, иногда по цветовой гамме  и сочетанию вещей весьма и  весьма странный.

 

В свободное время, в дни  войсковых кругов, праздников или  приема гостей донцы любили блеснуть дорогими нарядами. Вот как описывает  выходные костюмы казаков донской  историк В. Д. Сухоруков: "... один являлся  в лазоревом атласном кафтане  с частыми серебряными нашивками  и жемчужным ожерельем; другой - в  камчатном узорчатом или бархатном  полукафтане без рукавов и  в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий - в камчатном или бархатном  кафтане с золотыми турецкими  пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном  зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками  из рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром; красные или  желтые сафьяновые сапоги и кунья  шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской  роскошью серебром и золотом под  чернию" [Сухоруков В. Д. Общежитие  донских казаков в XVII-XVIII столетиях. Исторический очерк. Новочеркасск, 1892. С. 43]. Старики носили длиннополые  до пят халаты и высокие меховые  шапки.

 В костюме донского  казачества в течение длительного  времени не существовало социальных  различий - только территориальные,  обусловленные особенностями заселения  донских земель: верхний и нижний  Дон. 

 Казаки верхнедонских  станиц одевались весьма непритязательно,  практически одинаково с жителями  южно-русских губерний. Традиционный  мужской костюм включал белую  рубаху, отделанную красной полосой  (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили  рубахи с "воротом" - яркой  вышивкой счетным крестом на  груди (т. е. крестиком, который  имел равные лучи и который  использовался в счете как  зарубка на память). Рубаха подвязывалась  поясом, плетеным из шерстяных  нитей, и одевалась навыпуск  поверх портков-шаровар. Портки  отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет - стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

 Костюм низовых казаков  поражал своей необычностью не  только европейских, но и русских  путешественников, так как представлял  собой причудливую смесь русских,  малороссийских, польских, татарских,  калмыцких, турецких, черкесских  элементов. 

 Мужской костюм низовых  казаков включал рубаху калмыцкого  покроя (с прямым разрезом на  две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся  в сапоги, зипун, кафтан, шапку,  пояс.

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество