Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2

  1. История происхождения казачества…………………………….………10
    1. Донское казачество….……………………………………..…………10
      1. быт Донских казаков…………………………………………...11
      2. Костюм……………………………….……………………....….15
    2. Кубанское казачество…………………………………………..…….26
      1. быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
      2. Костюм …………..……………………………………......…….32
    3. Оренбургское казачество….……………………………………….....38
      1. быт оренбургских казаков………………………………...……39
      2. Костюм……………………………………………………..….. 40
  2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
    1. Образы,  используемые в казачьем фольклоре…………………..…43

    1.  История Кубанского казачьего хора……………………………… 44

2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48

                2.2.2  Жанровое многообразие музыки……………………………...51

    1. Русская народная хореография и Оренбургский хор…………  ….53
    2. Донская хореография…………………………………………… ….57
      1. Песни Донских казаков…………………………………… …57
      2. Танцы донских казаков……………………………………  …59

           2.5 Особенности  казачьих плясок……………………….………………63

Заключение…………………………………………………………………… .67

Список используемой литературы…………………………………………... 69

Приложения………………………………………………………………….….72

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Культура является одной из составляющих духовной жизни человека. Знание фольклора обогащает и поднимает человека на более высокий культурный уровень. Еще Толстой Л.Н. говорил:

«….народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления  народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются  наши дети и сейчас. Знание фольклора  может дать человеку знание о русском  народе, и в конечном итоге о  самом себе.

Фольклор – это создаваемая  народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре  воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре». В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.

Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось  в 17 веке. Вопрос о происхождении  многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя  и биография автора - создателя  того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась  сказка, былина, песня, время и место  их сложения. Об идейном замысле  автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному  много лет спустя. Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». «Умственная и нравственная жизнь, – указывает он, – для всех членов такого народа одинакова – потому и произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа».

Как правило, в момент создания, произведение переживает период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает  время, когда оно начинает искажаться, разрушаться и забываться. Новое  время требует новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты  русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

Культура казаков является частью культуры русского народа, так как  они, проживая спокон веков на территории России, принимали непосредственное участие в охране её южных рубежей. Связь казачества с русским народом  тесна изначально. Особенно она проявляется  в военных действиях.

 

Особую востребованность сегодня получает идея возрождения  уникального для России субэтноса  – казачества, чьи традиции связаны  с установками на духовное единство, ментально-ценностной константой являются патриотизм, Православие и служение Отечеству, а одной из важнейших  характеристик мировосприятия и  жизнедеятельности – приверженность обычаям дедов и отцов (С.Н. Даньшов, С.Н. Лукаш, Т.С. Рудиченко и др.).

Фольклор, являющийся связующим  компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти об исторических событиях, закрепления и передачи накопленного социального опыта, важнейшим  средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций, был неотъемлемой частью и средством  казачьей народной педагогики. Песня, игравшая важнейшую роль в поддержании  казачьих традиций, являлась самым  распространенным фольклорным жанром. Она сопровождала казака везде, была его непременным спутником в  горе, в радости, в военном походе, домашних, хозяйственных делах. Это  доказывает обилие пословиц и поговорок, распространенных в казачьей среде  по этому поводу: «Веселы привалы, где казаки запевалы!»; «На Дону что  ни хутор, то своя запевка»; «Казак-донец  и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в боюмолодец»; «Казаки песни в тороках возят» (торока – ремешки позади седла для пристежки); «Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся!»; «Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев»1.

Подрастающее поколение  казаков становилось частью казачьей фольклорной среды, что способствовало выработке у них собственных  ценностных установок, накоплению художественно  организованного, осмысленного опыта. Музыкальный фольклор выполнял в  казачьей общине, помимо прочих: аксиологическую  функцию (присвоение юными казаками морально-этических и духовно-нравственных ценностей казачества); эстетическую функцию (развитие художественного  вкуса, чувства прекрасного); воспитательную функцию (осуществление культурной идентификациии – сознательного  принятия идеалов, норм и ценностей  казачьей культуры, отождествление личности с казачеством, стремление к идеалу-образу человека казачьей национальной культуры (С.Н. Лукаш). Поэтому актуальным представляется включение казачьего музыкального фольклора в процесс патриотического  воспитания молодого поколения.

 

Нет сомнения, что для преподавателей сценического движения в театральных  ВУЗах, а также для актёров, играющих в русских драматических театрах  крайне необходимо знание хореографии  казачества как неотъемлемого компонента фольклора этого народа (можно сделать ссылки на произведения, которые ставятся в современных театрах, где рассказывается про жизнь казаков – тогда актуальность будет доказана).

 

К сожалению, в настоящее время  особенности хореографии казаков  представлены, в основном, лишь двумя  коллективами (или ансамблями, или  хорами – назвать эти коллективы). Реалии сегодняшнего дня ведут к  тому, что постепенно забываются и  уходят в прошлое уникальные элементы хореографии казачества. Однако, для исследователей культурного наследия казаков, преподавателей по сценическому движению, а также актёров крайне важно иметь представление о таком компоненте, как хореография казачества, богатого тем-то и тем-то…

 

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.

Объект исследования: народное искусство.

Предмет: хореография казачества.

Задачи.

- изучить и проанализировать источники по теме исследования;

- изучить историю становления  казачества их быт и особенности  костюма; 

- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;

- провести сравнительный анализ  хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;

Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Методология исследования. Для доказательства выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используется комплекс методов:

    • анализ;
    • синтез;
    • абстрагирование;
    • конкретизация;
    • сравнение;
    • измерение;
    • наблюдение;
    • опрос (анкетирование, тестирование, беседа, интервью);
    • классификация.

 

База исследования: кафедра пластической выразительности актера театрального института имени Бориса Щукина, Областная библиотека им. Н. К. Крупской

 

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

  1. На подготовительном этапе (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.) определены исходные методологические характеристики исследования: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы; определен категориальный аппарат исследования.
  2. На поисковом этапе (июнь 2011 г. – март 2012 г.) проведен историко-логический анализ развития хореографии казачества, проведен сравнительный анализ оренбургского, донского и кубанского хоров с целью выявления сходств и различий.
  3. На завершающем этапе (март 2012 г. – май 2012 г.) разработана классификация особенностей хореографии оренбургского, донского и кубанского хоров проведено обобщение и интерпретация результатов исследования.

 

Научная новизна исследования.

    • Выявлены существенные особенности хореографии казачества;
    • обобщён и систематизирован комплекс элементов хореографии казачества Оренбургского, Донского и Кубанского хоров;
    • определена логическая взаимосвязь исторических событий с характером формирования хореографии казачества.

 

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют определить место хореографии казачества в культуре этого народа, а также рассмотрены вопросы влияния хореографии и культуры соседних народностей на казачью.

Практическая значимость исследования. Результаты полученные в ходе изучения проблемы, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме, а также в качестве дополнительного материала на лекциях и семинарах.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

- исторические особенности  развития культуры казачества (какие  именно события явились основой  формирования хореографии казаков);

- какие основные структурные  элементы хореографии казаков  можно выявить по результатам  исследования;

- какое место хореография  казаков занимает в культуре  этого народа;

- каким образом хореография  казаков повлияла на развитие  хореографии других народностей.

 

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается обоснованностью использования исходных теоретических положений, методов исследования связанных с системным, историческим, деятельностным и логическим подходами, адекватных задачам исследования; широким спектром источников данных исследования.

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество