Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

14 октября 1974 г. художественным  руководителем хора назначается  Виктор Гаврилович Захарченко  — ученый-фольклорист, хормейстер  и композитор, прошедший школу  выдающегося хорового дирижера  профессора В. И. Минина и  патриарха отечественной фольклористики  профессора Е. В. Гиппиуса. Руководство  танцевальной группой перешло  к Вячеславу Модзолевскому, затем  к Леониду Милованову, а после  него — к Николаю Кубарю.

С приходом к руководству  хором Виктора Гавриловича коллектив  поднялся на вершины творчества и  приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В. Г. Захарченко удалось всесторонне  реализовать свои художественные, научные  и просветительские устремления  и вывести коллектив на качественно  новые творческие рубежи.

Сегодня в составе коллектива 146 артистов. За время руководства  хором В. Г. Захарченко превратил  коллектив в ансамбльмеждународного класса. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на пяти континентах, в десятках странмира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках  СССР. Вместе с тем, коллектив регулярновыступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.

Хор активно готовится  к встрече будущих Олимпийских  игрв Сочи 2014 года — он уже участвует  в Культурной Олимпиаде. К Олимпиаде-2014 подготовлен Культурно-олимпийскийпроект  Государственного академического Кубанского казачьего хора: «22 концерта Кубанского казачьего хора — к XXIIЗимним Олимпийским  играм в Сочи!» — это будет  специальный Олимпийский гастрольный  тур коллектива по столицам Зимних Олимпийских игр. Принципиально  новымсловом в концертной деятельности Кубанского казачьего хора является подготовка больших программ, призванныхраскрыть богатый потенциал коллектива. Так, уже готовграндиозный спектакль  «Большая казачья история» (в двухдействиях  и восьми картинах), посвященный  жизни казаков Запорожской Сечи и истории переселения их на Кубань.

Есть все основания  полагать, что достойная встреча 200‑летияГосударственного академического ордена Дружбы народовКубанского казачьего хора под руководством В. Г. Захарченко послужит дальнейшему развитию и процветанию нашейКубани и великой Родины — России3

2.2.1 Песни и танцы Кубанских казаков

 

Песенная культура кубанского казачества представляет собой самобытную ветвь славянской культуры. Кубанские  казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные границы государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной  клятвой жизни – «За Веру, Царя и Отечество!». Песни казаков насыщены активной ритмикой, они приспособлены  к условиям пешего и конного маршей. В них слышны хоральная мощь канта петровских времен и неизбывная печаль прощания с родным домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская, «тоска веселая».

Известный этнограф и собиратель кубанского фольклора Н. Бондарь  на основе архивных и полевых исследований предпринял попытку дифференциации песенного фольклора, выделив в  нем три пласта. «Первый пласт, – пишет Н. Бондарь, – был представлен  традиционным, частично адаптированным репертуаром, характерным для прежнего местообитания представителей этноса…  Накопление общекубанского песенного  фонда составило второй пласт, создание новых вариативных или оригинальных произведений составило третий пласт  в песенном фольклоре Кубани». Эти  три составляющие нашли яркое  воплощение в деятельности Кубанского казачьего хора. Анализ сборников  казачьих песен, изданных под редакцией  В.Г. Захарченко, позволяет выделить песни, принадлежащие к жанру  военного фольклора и исполняемые  в Кубанском казачьем хоре в разные годы. Это прежде всего исторические и военно-бытовые песни.

Известно, что большую  часть исторических песен создавали  участники или очевидцы событий. По определению А.Н. Веселовского, автора исследования «Историческая поэтика», эти песни возникали «по горячим  следам событий». В них на протяжении столетий сохранялось живое дыхание  времени. Особенно это характерно для  песен, бытующих в той среде, в  которой они когда-то возникали, в частности, в казачьей. Песни  конца XVIII в. связаны с событиями  русско-турецкой войны, походами А. Суворова. Множество песен было посвящено  отечественной войне 1812 г. Историческая тематика нашла отражение и в солдатских маршевых песнях на авторские тексты.

Особую группу военного казачьего  фольклора составляют военно-бытовые  песни – старинные походные, строевые песни черноморских и линейных казаков, рожденные и бытующие в казачьей среде.

Традиция казачьего фольклора  пришла на Кубань вместе с казаками-черноморцами. Традиционные образы кубанского казачества: прежде всего, это сам казак –  воин, мужественный страж родной земли. Образ, идущий, по меньшей мере, от былин  древнекиевского цикла, где старого  казака Илью Муромца зовут атаманом, Добрыню Никитича – податаманьем, Алешу Поповича – есаулом.

Образом, неотделимым от фольклорного представления о казаке, остается его верный конь. Для казачьего  фольклора характерен образ коня – мудрого товарища-советчика. Например, "Ой, кинь мий нэ говорэ, вныз головку  клонэ. /Ой, кинь мий воронэнький, чого зажурився? /Ой чия тоби важкий, чи важкая зброя, /Ой, чи важкая твоя зброя, чи далэка дорога? /Ой, нэ важка твоя зброя, нэ далэка дорога, /Ой, а важки твои вэчернэцу, молоди молодэци. /Ой, а добрэ тоби пыты – мини же землю быты, /Ой, шо повз барвинок мымо йидэм, та нэ попасеш".

На развитие кубанских  казачьих танцев большое влияние  оказало изобилие народных обрядов, обычаев, празднований,  гуляний, во многом сходном с обрядами русских  и других славянских народов, вершиной которых является гопак. Это был  воинственный танец запорожских  казаков, и первоначально плясать  гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто в  гопаке изображались целые сцены  боя, походов. О танцующем гопак  казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”.

У запорожских казаков  гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда  в стане казаков не было единства в отношении плана действия и  когда все способы для достижения этого единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг, и, предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем  самым давал согласие на повиновение  гетману, и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать  не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины, но постепенно входили и женщины. Так он приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас. Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам, украинский парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, в нем участвуют девушки, вследствие чего он более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

2.2.2 Жанровое многообразие музыки

 

Раскрывая тему жанрового  многообразия музыки, необходимо обратиться к жанру танца, его значению в  жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. Нужно указать  на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием. Так, в казачьей среде бытовали военные игры, представлявшие собой синтетические действа, в  которых воедино сливались элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки, совместных маневров детей и молодежи с взрослыми  казаками, возгласы и пение, рубка, драматические  элементы и танец. В процессе своего бытования на различных казачьих общественных празднествах, соревнованиях  в джигитовке, в скачках на конях, появляются танцы в честь победителей, которые исполнялись большим  количеством участников, но с включением сольных танцев. Это были танцы, по своей форме близкие к плясам-сюитам, включающим сцены народных праздников, соревнований, возвращения казаков  из военных походов4.

Практикуясь в плясе, казаки вырабатывали необходимые двигательные навыки, выносливость и, в конечном счете, характер. «Лезгинка», исполнявшаяся  с быстрыми движениями и жестами, иногда с обнаженными кинжалами, давала казакам возможность развить навыки владения холодным оружием. Зажигательный «Гопак» давал навыки самообороны без оружия. Он исполнялся с помощью различного вида шагов: «аркан», задний шаг, «прибой», «дубоны» (от глагола «дубонеть» – делать шум, притопывая ногами) и т. д. Также использовался бег, включающий «дорожку», «дрибушку» и галоп, удары одной и двумя руками, локтем, предплечьем, плечом. Наиболее эффектными танцевальными движениями были «разножка» – удар в прыжке двумя ногами по бокам, «щупак» – удар в прыжке двумя ногами вперед, «пистоль» – удар в прыжке одной ногой в бок, «черт» – удар в прыжке с поворотом тела на 360 градусов. Это придавало пляске характер мужественности и удали.

Популярнейшим танцевальным элементом казачьей хореографии  является пляска «вприсядку», что не случайно. Первоначально среди всадников  и пехотинцев в столкновениях  с конницей были широко распространены способы боя вприсядку. Во время  битвы всадники нередко теряли коней. Жизненной необходимостью в тот  момент было продолжить драться и  вернуть инициативу в свои руки. Здесь и появлялась необходимость  навыков боя вприсядку, включающего  в себя четыре основных уровня:

  1. кувырки, применявшиеся как способ перемещения и самостраховки при падении;
  2. ползунки – вид перемещений на корточках и четвереньках, из которого можно наносить удары;
  3. удары (преимущественно ногами, поскольку в руках находится оружие) и передвижения стоя;
  4. прыжки и колеса.

2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор

 

Условия жизни края порождали  своеобразные манеры исполнения, оригинальную тематику русских народных плясок. Уральские народные танцы, на которые  наложила свой жизненный отпечаток  суровая величественная природа  Урала, не спутаешь с другими.

Истоки русского танца  на Урале также лежат в далеком  прошлом, в старинных обрядах  и традициях, праздниках, отмечавшихся народными играми и забавами. Богатыми по своему содержанию являются русские  народные пляски, не связанные с  обрядами и возникшие в более  позднее время.

Среди них кадрильные пляски. В некоторых из них довольно отчетливо  отразились художественно-осмысленные  и отработанные процессы народа. Примером могут служить «Топотуха» или  «Ленок». В силу природных условий  уральские народные пляски большей  частью групповые – избовые. Зимы на Урале довольно долгие, 7-8 месяцев, поэтому луговые и массовые хороводы не были широко распространены. Чаще всего  парни и девушки собирались в  избах и плясали по очереди. Среди  наиболее распространенных уральских  народных танцев можно выделить кадрили, кадрильные пляски, переплясы и игровые  хороводы.

Самым распространенным танцем на Урале остается разнообразный  по форме парный и массовый перепляс. В некоторых районах он называется «Доказывание», в других – «Казак».

Глубоко этичны уральские  кадрили. В течение всего танца  парень ухаживает за девушкой, завоевывает  ее, красуется перед ней. Девушки  же ходят плавно и степенно. Современные  уральские кадрили, такие как  «шестерка», «семерка», «восьмерка», отличаются быстрым темпом, стремительностью, темпераментными дробями, энергичными  широкими движениями, частыми подскоками.

Тематика уральских игровых  хороводов поразительно широка –  от лирики до сатиры. Об этом можно судить по их названиям: «Поповна», «Станем  Ванюшку женить», «Как на талую на землю», «я по жердочке шла», «Как во кузнице», «Соловейка маленький», «Барабушка».На Урале женщины выполняли работу не менее тяжелую, чем мужчины. Это, несомненно, повлияло на манеру и характер девушки в танце. Ей свойственна  уверенная гордая поступь, проникнутая  чувством  собственного достоинства .

Особенно интересны положения  рук в народном танце Урала. Среди  них «Свечка», «Замок» и др.

Традиционная лексика  русского народного танца, вырабатываемая веками и преобразуемая до сих  пор, включает такие основные элементы, как «ходовые движения, построенные  на шагах», «веревочки», «ковырялочки», «прыжковые движения», «подбивочные движения», «моталочные движения», «дроби», «хлопушки» и др5.

Оренбуржье издавна славится песенно-танцевальными традициями, заложенными исстари и приумноженными оренбургскими казаками. Всю полноту  оренбургских особенностей русского народного  танца отразил в своей танцевальной деятельности коллектив Оренбургского  государственного академического русского народного хора, созданного в 1958 году. Сегодня этим замечательным ансамблем, успевшим со дня основания побывать в КНДР, странах Прибалтики и  объе хавшим  всю  Европ у,  р  у ководи т заслуженный деятель  искусств России В.А. Позднеев.

Оренбургский Государственный  Академический русский народный хор. Основателем Оренбургского  государственного академического русского народного хора в 1958 году стал талантливый  музыкант и знаток народного творчества, заслуженный артист РФ Яков Хохлов (годы работы: с 1958 по 1973 гг.). Главный  принцип его работы – бережное отношение к трудам собирателей  и исследователей художественной культуры народа. Верной сподвижницей Я. Хохлова стала заслуженная артистка РФ Людмила Райкова (годы работы: с 1973 по 1986 гг.). Заложенные ими традиции продолжает нынешний художественный руководитель хора – народный артист РФ, композитор Владимир Позднеев (годы работы: с 1987 г. по настоящее время).

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество