Чай и чайная церемония в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий
древнекитайской цивилизации.
Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый
"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия
чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну
(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством
около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге
"Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был
прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения.

Содержание работы

Глава 1. История распространения чая. 4
1.1 Легенда появления чая 7
1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8
Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10
2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21
2.2. Чайные процессы 29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

микроорганизмов (бактерий и грибков).

6.      Запрет шестой на многократное заваривание:

Обычно после третьей-четвертой  заварки в чайных листьях уже  мало что

остается. Эксперименты показывают, что первый настой вытягивает

приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй – 30%, а третий

всего лишь около 10%, четвертая  заварка добавляет еще 1-3%. Если же

продолжать заваривать чай  дальше, то в настой могут выходить и вредные

составляющие, поскольку  вредные элементы, содержащиеся в  очень небольшом

количестве в чайных листьях, выходят в настой в последнюю очередь.

7.      Запрет седьмой на чай перед едой:

Чай, выпитый перед едой, ведет к разжижению слюны, пища начинает казаться

безвкусной, кроме того, может временно снизиться усвоение протеина

пищеварительными органами. Следовательно, пейте чай за 20-30 минут  до еды.

8.      Запрет восьмой на чай сразу после еды:

Содержащийся в чае  танин может привести к затвердеванию  протеина и железа,

что ухудшает их усвоение. Если хотите попить чай после еды, подождите 20-30

минут.

9.      Запрет девятый на запивание чаем лекарств:

Дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от

которого многие лекарства  дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы

говорят, что чай разрушает  лекарства.

10.  Запрет десятый на вчерашний чай:

Чай, постоявший сутки, не только теряет витамины, но также, из-за высокого

содержания протеина и  сахаров, становится идеальной питательной  средой для

бактерий. Но если чай не испортился, его вполне можно использовать в лечебных

целях, но только как наружное средство. Так, настоявшийся за сутки чай богат

кислотами и фтором, которые  препятствуют кровотечению из капилляров, поэтому

вчерашний чай помогает при  воспалениях полости рта, болях  в языке, экземе,

кровоточащих деснах, поверхностных повреждениях кожи, гнойниках. Промывание

глаз вчерашним чаем помогает уменьшить неприятные ощущения при  проявлении в

белках кровеносных сосудов и после слез, а полоскание рта утром перед тем,

как чистить зубы, и после  еды не только оставляет ощущение свежести, но и

укрепляет зубы.

Заключение.

Чайная церемония —  самое полное и совершенное выражение  восточной эстетики, —

по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной  буддизма. В ней

соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего

Востока.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка,

доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной

философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются  и для

того, чтобы начать ценить некоторые виды европейского искусства  — к примеру,

классическую оперу или  абстракционистское направление в  живописи. Другое

дело, что к их восприятию наша культура подготавливает нас все-таки в большей

степени, чем к восприятию чайной церемонии.

Доскональное знание правил поведения просто необходимо потому, что чайная

церемония подразумевает  восприятие не зрителя, а участника. Она почти в

равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если

"аудитория" неподготовлена, то чайная церемония превращается в некое мини-

шоу, демонстрацию — и  в значительной степени теряет свое значение.

Чтобы прочувствовать всю  красоту и значительность чайной церемонии, надо

принять главные идеи восточной  философии. Прежде всего, надо отвлечься  от

сидящей у нас в крови  ориентированности на результат. Наслаждаться процессом.

Не искать подтекста —  учиться просто видеть красоту в каждом движении.

Расслабиться и почувствовать, что находишься здесь и сейчас. Опять-таки, для

того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать восточную  эстетику.

Уметь увидеть красоту  в неглазированной керамической чашке неправильной

формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в токонома, в бамбуковом

ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного дерева... Конечно, не всем это

удается, но кто сказал, что  столь древнее и утонченное искусство  должно быть

доступно для понимания  большому количеству людей?

Эта тема заинтересовала меня как в рамках моей увлеченности историей,

религией и философией Востока, так и из-за того, что  в последнее время Запад

все чаще и чаще обращается к культуре Востока и пытается заимствовать для

себя какие-то ритуалы.

Сейчас культура Востока  становиться все более и более  популярной, однако, это

чревато поверхностным прикосновением к искусству, недопониманием цели и

средств. Многие интересуются искусствами из-за того, что это  становится

модным или просто в силу экзотичности и новых ощущений. Мне кажется, что это

неправильная позиция. История  Востока действительно несет  в себе огромный,

нераскрытый и совершенно неясный нам потенциал, который  может дать мощный

толчок к самосовершенствованию  и достижению поставленных целей. Но эту

энергию нельзя слепо перенимать, иначе может оказаться, что «платье» не

подходит по размеру и  приобретено «на вырост».

Как известно, европейское  мировоззрение базируется на стремлении достигнуть

цели, выбрав соответствующие  средства. В рамках этого реалистического

мировоззрения, сформированного  еще Аристотелем, человек ставит перед собой

цель и начинает выстраивать  пути ее достижения, как бы в обратном порядке от

цели к себе: "что  надо сделать до того, как, и для  того, чтобы .". В

результате появляется траектория движения к выбранной цели. Последний шаг

этого умозрительного анализа  и есть первый шаг к выбранной  цели. Такая схема

действий в материальном мире была перенесена и на выстраивание отношений

нематериальных, таких как взаимоотношения между людьми, процессы,

происходящие в обществе и т.п.

Но в последнее время  явно проступает несовершенство этой модели

взаимоотношений и некоторые  предлагают искать помощи опять же у Востока. Где

существует очень интересная система межличностного общения.  Например, стоит

сказать, что в рамках  восточной модели "задача - не прямо  и непосредственно

добиваться результатов  заранее поставленной цели, а постепенно создавать

условия, вследствие которых  результат не мог бы не появиться" (Лао-Цзы ).

Этот подход кажется мне более мудрым и способным добиться равновесия и

гармонии в общении, которых  мы не то, что лишились, но, по-видимому, никогда

и не знали. Просто сейчас это  стало заметнее в силу нарастания конфликтов,

которые разрушающе действуют на культуру и мировоззрение людей.

На мой взгляд, сейчас назрела необходимость пересмотреть сквозь призму

восточного мировоззрения  позиций, на основе которых строится и соответственно

оценивается сфера общественных отношений и неразрывно связанная  с ней PR-

деятельность.

Ведь кто еще как  не PR- специалисты способны синтезировать  культуру Востока и

попытаться адаптировать некоторые ее моменты для нашей  действительности с

тем, чтобы научиться управлять  энергией нужного тебе направления,

использовать в своих  целях энергию поверхности, а  не идти наперекор всем и

вся.

И ведь стоит с чего-то начинать эти преобразования, почему бы не сделать

первый шаг с помощью  искусства чайной церемонии, которая, как известно,

способна добавить спокойствия, мудрости и уравновешенности во взаимоотношения

людей?  Если определенные PR-компании смогут сделать чайные достойной

альтернативой времяпрепровождения  барам и дискотекам, то можно будет  считать,

что искусство мудрости постепенно приходит и в нашу культуру.

 

                     Рис.3 Чайная комната Сукия

 

 

Список  используемой литературы:

 

1.Окакуро Какузо, «Книга о чае» (перевод Е.Чаадаевской) электронная версия.

2. Лу Ю, «Книга чая» (перевод В.В. Малявина) электронная версия.

3. Официальный сайт «Клуба  чайной культуры»в интернете www.chadao.ru

4. Сайт искусства и  традиции Китая. http://ilin.dol.ru/

1 Окакуро Какузо, «Книга о чае» (перевод Е.Чаадаевской)- с.80

2 Официальный сайт «Клуба чайной культуры»в интернете www.chadao.ru

3 Окакуро Какузо, «Книга о чае» (перевод Е.Чаадаевской)


Информация о работе Чай и чайная церемония в Китае