Чай и чайная церемония в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий
древнекитайской цивилизации.
Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый
"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия
чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну
(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством
около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге
"Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был
прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения.

Содержание работы

Глава 1. История распространения чая. 4
1.1 Легенда появления чая 7
1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8
Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10
2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21
2.2. Чайные процессы 29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 


 ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

 

 

 

                                                 РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Теория и практика информатики»

 

                               на тему «Чай и чайная церемония  в Китае»

 

 

Выполнила студентка  гр. Б5206скор

    Тишковец А.А

Проверил  Преподаватель

Малыкина  И.А

 

(зачтено/  незачтено)

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

 

 

 

Б

бусидо, 14

В

В 729 г. чай попал в  Японию, 5

К

комплекс из семи тренировочных  упражнений, 8

О

Основатель одной из школ Дзэн-буддизма в Японии, 5

П

Первый известный системный  исследователь чая, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Глава 1. История распространения чая. 4

1.1 Легенда появления чая 7

1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8

Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10

2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21

2.2. Чайные процессы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Глава 1. История распространения чая.

История культивирования чайного  дерева берёт начало в глубине  тысячелетий

древнекитайской цивилизации.

Первый известный системный  исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый

"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия

чудесных свойств чайного листа  он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну

(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством

около 4800 лет назад. Китайский исследователь  Чжуань Ванфан в книге

"Рассуждения и беседы о  чае" приводит легенду о  том, что у Шень Нуна был

прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения. Это чудесное своё

свойство тот использовал для  того, чтобы людям было легче лечить болезни. Кроме

того, он попробовал сто разных трав в поиске лекарственных. То, что назвалось

после зелёным чаем, было горьким на вкус и помогало Шень Нуну выводить яды. Он

много травился и спасался чайным листом.

Согласно легенде, однажды Шень Нун попробовал кусочек зелёной  травы с жёлтыми

цветочками, после чего ему было так плохо, что он даже не добрался до чайного

дерева, живот, в конце концов, разорвало, от боли Шень Нун умер, тем самым,

спасши человечество. Поэтому в  древности чай называли лекарством от 72 ядов и

использовали в лечебных целях.

Повседневным напитком чай был  уже 3-4 тысячи лет назад в провинции  Сычуань

(древнее царство Чу). "Через тысячи гор и десятки тысяч потоков", в течение

очень долгого времени сажали чайное дерево, выращивали, пили чай, он был

ограничен Сычуанью, постепенно, после объединения императором Цинь Шихуаном

Китая, после более свободного экономического обмена, его стали пить в других

районах. К V в. на севере также стали пить чай, затем о нём узнали на северо-

западе и Тибете.

Историк из китайской провинции  Аньхой Чжао Хэтао считает, что на основании

разных чайных техник в Китае  чаепитие можно разделить на 5 больших  категорий

начального развития.

·        Первый отрезок - от эпохи Шень Нуна до Чунь Цю (Вёсен  и Осеней). В

этот период чайные листья использовали, главным образом, в религиозных

обрядах.

·        Второй этап - от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань.

Чайные листья начали использовать в пищу.

·        Третий этап - от начала до среднего периода Западной Хань. В это

время интенсивно изучались полезные свойства чайных листьев.

·        Четвёртый  этап - от позднего периода Западной Хань до периода

Троецарствия. Уже стали чай  подавать при дворе императора в  качестве напитка.

·        Пятый этап - от Западной Цзинь до эпох Суй и Тан. Чай постепенно

широко распространился в различные  районы Китая и стал обычным напитком

китайцев. Это был период расцвета буддизма. Монахи распространяли своё

учение, используя для бесед  чайный напиток вместо вина, и употребление чая

распространилось во всех областях Китая.

По мере развития производства, он всё шире расходился по миру. Самое  раннее

распространение чай получил в  Японии, Корее, Таиланде, затем постепенно ушёл

в Европу.

В 729 г. чай попал в Японию. Однако только в Х11 веке, в период усиления

контактов Японии с Китаем, питье  чая стало сравнительно распространенным.

Основатель одной из школ Дзэн-буддизма в Японии священник Эйсай, вернувшись

из Китая в 1194 году, посадил чайные кусты и стал выращивать при монастыре

чай для религиозного ритуала. Ему  принадлежит и  первая японская книга  о чае

– “Кисса Едзеки”(1211г.),  где говорится и о пользе чая для здоровья.

В XVI веке в самурайских кругах вошла  в моду игра "чайное соревнование". Чай

привозили из разных мест. Выпивая  чашку чая, участники должны были определить

его родину. С тех пор чай полюбился  японцам, чаепитие вошло в обычай.

Появились постоянные чайные плантации  в районе Удзи возле Киото.

Кроме того, обычай пить чай распространился  в Корею, Индонезию, Индию, Шри-

Ланку. Это приблизительно произошло  в XVII в.

В 1606 г. некий голландский торговец сначала купил чай в Макао  и отвез его в

Гуаву и там его продал, получив  весьма неплохую прибыль. Постепенно в  среде

знати пробудился интерес к употреблению чая.

В 1684 г. другой голландский купец  вывез и попытался посадить чайные кусты.

Он добился успеха, и Индонезия  скоро стала главным производителем чая в мире

(естественно, после Китая). В  Индии чай посадили достаточно  поздно,

приблизительно в 1780 г. Английская Ост-Индская компания из города Гуаньчжоу

(столица южной провинции Гуаньдун) привезла саженцы чая и посадила  их вплоть

до Бутана, положив начало культуре индийского чая.

В Россию впервые завезли чай  в 1567 году. По настоящему его начали ценить и

пить широко в XIX в., заваривая в знаменитых самоварах, употребляя его, само

собой разумеется, со знаменитым российским вареньем и ароматными бубликами.

Собственно говоря, чай зачастую являлся поводом для того, чтобы  полакомиться

сладостями.

    

 

 

 

 

 

 

                                 

1.1 Легенда появления чая

 

 

История чайной церемонии началась с Бодхидхармы, который по традиционной

буддийской версии явился в Китай  около 520 г. и основал учение чань (дзэн).

Кроме прочих его заслуг, легенда  приписывает Бодхидхарме создание чайного

куста. Две недели Бодхидхарма медитировал в пещере на горе Та. Тяжелые веки

слипались, а голова падала на  плечи. Он возвращал тело в прежнее положение,

но предатели-глаза все не хотели открываться. Тогда, разгневавшись  на самого

себя, Бодхидхарма схватил нож, отрезал непослушные веки и бросил их на землю.

После этого он просидел в пещере девять лет и стал первым патриархом дзэн, а

его ресницы проросли кустами чая.

После того, как ресницы Бадхидхармы превратились в чайные кусты, чай стал

буддистским напитком - символом осознанности для всех медитирующих. Везде,

где распространен дзэн-буддизм, существует и культ чая. Монахи и миряне

относятся к чаепитию не просто как  к утолению жажды или заполнению паузы

между делами, а как к медитации.

Рис.1. Приготовление чая

 

 

 

 

               

                            1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма

 

В начале всех дзэнских искусств включен иероглиф “до” - “путь”: “кен-до” -

путь меча, “кюдо” - путь лука, “дзюдо” - гибкий путь. “Путь чая” - звучит как

“тядо”. Так следующие ему, называют простое, казалось бы действие - выпить

чашечку чая. На западе большое распространение  получило название “`чайная

церемония ”,  по-японски    “Тя-но-ю”.

Связь Дзен и чая вошла в пословицы и чайная церемония явилась развитием

ритуала Дзен. Имя Лао-Цзы, основателя Даосизма, также тесно с историей чая.

Родоначальником церемонии поднесения чая гостю был Гуань Инь, знаменитый

ученик Лао-Цзы, который первым у ворот заставы Хань преподнес  старому

философу чашку золотого эликсира.

Практически каждый чайный мастер имел наставников в дзэнских храмах и  в той

или иной степени занимался дзэнской практикой. Большими поклонниками и

знатоками чайного действа были настоятели храмового  комплекса  Дайтокудзи в

Киото. Они являлись и духовниками  ведущих чайных мастеров страны, а  некоторые

даже идеологами чайной церемонии. Контакты священнослужителей с «чайными

людьми»1 носили весь массовый и многоплановый характер.

Дзэнские идеологи сыграли весьма значительную роль в систематизации

философских и эстетических принципов  чаепитий-ваби. Ваби – трудно переводимое

на другие языки понятие, передающее идею внутреннего  благородства, красоты,

скрывающихся за внешней простотой  и неказистостью, это свобода  от притязаний

ко всему земному (богатству, чувственным  удовольствиям).

В  первой половине ХУШ в. Формируется система руководства чайными школами,

существующими до настоящего времени. Лидером школы, пользующимся

беспрекословным  авторитетом становится «глава дома» (иэмото). Иэмото

аттестовали прошедших профессиональную подготовку чайных мастеров, определяли

стратегию и тактику деятельности школы в конкретной ситуации и  т.п. В

определенном смысле школы стали напоминать средневековые корпорации

ремесленников.

Учреждение института иэмото консервировало традицию, резко уменьшало

вероятность отступления от канона.  В связи с канонизацией правил поведения

чайной церемонии стал вопрос о  методике подготовки достаточно большого

количества чайных мастеров. Данная проблема была весьма успешно разрешена.

Был разработан комплекс из семи тренировочных  упражнений, выполняя которые

ученик приобретал необходимые  навыки мастера. Четыре или пять будущих  чайных

мастеров объединялись в группу и проводили чаепитие, выполняя поочередно роль

«хозяина», отрабатывая по определенной методике соответствующие движения.

Однако главным в семи упражнениях  был не детально разработанная методика

обучения, а их дзен - буддистский  дух. Число упражнений и их содержание

соотносится с семью «вещами», которыми должен обладать учитель дзена:

1.      великая способность  и великое действие;

2.      быстрота интеллекта (сообразительность);

3.      духовность в  речах;

4.      решимость убивать  или даровать жизнь в зависимости  от обстоятельств;

5.      ученость и опыт;

6.      ясность в осознании  собственных восприятий;

7.      способность свободно  появляться и исчезать.

Информация о работе Чай и чайная церемония в Китае