Чай и чайная церемония в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий
древнекитайской цивилизации.
Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый
"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия
чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну
(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством
около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге
"Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был
прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения.

Содержание работы

Глава 1. История распространения чая. 4
1.1 Легенда появления чая 7
1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8
Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10
2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21
2.2. Чайные процессы 29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

места. Хозяин открывает створку  входа в чайную комнату и приветствует гостей.

Затем вступает в чайную комнату  и сразу же принимается за приготовление

напитка. Чаепитие проходит в такой  последовательности: питие «густого чая» –

добавление углей в очаг, угощение сластями – питие «жидкого чая». Окончив

чаепитие, гости возвращают хозяину  осмотренные чайницу и чайную ложку, после

чего покидают чайную комнату.

Характер проведения чаепития данного  типа и общую атмосферу чайного  действа

определяет то обстоятельство, что, несмотря на занятость, делами лица,

которое приглашал хозяин, все-таки нашло возможность зайти к нему на

некоторое время. Этот факт свидетельствует  об уважении, оказываемом гостями

хозяину. Церемония проводится в  достаточно быстром темпе из-за ограничении

времени, располагаемого гостями.

Помимо описанных выше типов  чайных церемоний существует еще  не менее десятка

видов чаепитий, с неканоническим ритуалом, имеющих свои специфические  черты.

Чайное действо представляет собой  сложную динамическую систему, все

функциональные элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.

 

Рис.2.Чайная Церемония 

 

2.1. Чайная комната и пространство  вокруг нее

 

Чайная комната (Сукия) не претендует быть ничем другим, как лишь только

маленьким домиком, соломенной хижиной, как мы ее называем. Слово "Сукия"

значит "приют" фантазии" /значение первоначальный идеографов/. Впоследствии

разные тимейстеры (мастера чая)  вставили китайские знаки на место  прежних,

соответственно их концепции чайной комнаты, и термин "Сукия" может  теперь

означать "убежище пустоты" или  же "убежище несимметрического". Это - приют

фантазии, поскольку он представляет воздушную постройку, предназначенную

укрывать поэтический импульс. Это - приют пустоты, поскольку он лишен всяких

украшений, за исключением тех, которые  помещаются в комнате, чтобы

удовлетворить некоторым эстетическим потребностям момента. Это - убежище

несимметрического, поскольку оно посвящено культу Несовершенного, и в нем

намеренно оставлено кое-что незаконченным, чтобы дать место полету

завершающей фантазии. Начиная с 16-го столетия, идеалы тиизма оказали такое

влияние на внутреннее убранство обыкновенного  японского дома, в смысле крайне

простоты и целомудрия в замысле  обстановки, что иностранцу он может

показаться почти пустым.

Первая чайная комната, как таковая  была созданием Сенно-Соэки, который обычно

известен под своим позднейшим именем Рикьу, и который был величайшим из всех

тимейстеров. В шестнадцатом столетии под покровительством Таико Хидейоши, он

установил и довел до высокой  степени совершенства обрядовую  сторону чайной

церемонии. Размеры чайной церемонии. Размеры чайной комнаты были

предварительно определены Иово, знаменитым тимейстером пятнадцатого столетия.

Чайная комната, в своем первоначальном виде представляла просто часть

обыкновенной гостиной, отгороженную ширмой для целей чаепития. Отгороженная

часть называлась "Какой" (загородка), название, и сейчас применяющееся  в

отношении чайных комнат, которые устроены в доме и не представляют

независимых построек.

Сукия состоит из чайной комнаты  собственно, предназначенной вмещать  не

больше, чем 5 лиц - число, наводящее  на мысль об изречении: "Больше чем

граций, меньше, чем муз": из передней /мидсуйя/, где моется и расставляется

чайная посуда, перед тем, как  внести ее в комнату; портика /макиаи/, где

ожидают гости, пока их не пригласят  войти в чайную комнату, и садовой  дорожки

/роджи/, которая соединяет макиаи с чайной комнатой.

Внешний вид чайной комнаты очень  прост. Она меньше, чем самый маленький  из

японских домов, а материалы, из которых она строится, предназначены

производить впечатление утонченной бедности. Но надо помнить, что все, что в

целом является результатом глубокого артистического замысла, и что детали

были выработаны с тщательностью, может быть большей, чем приходится

затрачивать при постройке богатейших дворцов и храмов. Хорошая чайная комната

стоит дороже, чем обыкновенный особняк, потому что выбор материалов, а  также

выполнение требуют большой  предусмотрительности и точности. Действительно,

строительные рабочие, занятые  в этой отрасли, образуют особый и  пользующийся

почетом класс среди ремесленников, так как их работа более тонка, чем работа

изготовителей лакированных шкафов.

Чайная комната не только отличается от произведений западной архитектуры, но

и представляет резкий контраст с классической архитектурой самой Японии.

Восточные древние благородные  постройки, как светские, так и  духовные были

внушительны, даже по своим размерам. Те немногие, которые уцелели от

гибельного пожара веков, все еще  способны внушать жуткое чувство  своим

величием и богатством украшения.

Внутреннее убранство старых храмов и дворцов было очень пышно. В  храме Худо/,

в Удже, построенном в десятом  столетии, мы все еще можем видеть вычурные

навесы и золоченные балдахины, разноцветные и выложенные зеркальным стеклом и

перламутром, а также остатки  живописи и скульптуры, которые когда-то

покрывали стены. В позднейшее время  в Никко и в замке Ниджо  в Киото можно

увидеть, как структурная красота  приносится в жертву богатству орнаментации,

которая по цвету и выполнению деталей может сравняться с чрезмерной пышностью

арабских и мавританских построек.

Простота и пуризм чайной комнаты  возникли в результате рвения дзенистского

монастыря. Этот монастырь отличается от других поскольку он - лишь жилое

помещение для монахов. Его часовня - не место для религиозного культа или

паломничества, но университетская  аудитория, где студенты собираются для

дискуссий или практики размышления. Комната пуста, за исключением центральной

нищи, в которой позади алтаря стоит статуя Бодхи-Дхарма, основателя сект или

Сакьямуни вместе с Кафиапа и  Ананда, двумя старейшими патриархами  Дзен. На

алтаре стоят цветы и курится ладан в память великих заслуг этих мудрецов. Уже

упоминалось о том, что именно монахи Дзен установили обряд чаепития из

круговой чаши перед изображением Бодхи-Дхарма, что и послужило  основой для

возникновения чайной церемонии. Можно  здесь добавить, что алтарь дзенистской

часовни был прообразом таконома- почетное место в японской комнате, где

помещаются обыкновенно живопись и цветы для поучения гостей.

Все великие тимейстеры были студентами дзен и пытались провести дух дзена в

практическую жизнь. Таким образом, чайная комната, как и другие детали чайной

церемонии, отражает многие доктрины дзен. Размер ортодоксальной чайной

комнаты, равняющийся четырем с половиной матам иди десяти квадратным футам,

определяется одним отрывком из Сутра Викрамадиться. В этом интересном

произведении говорится, как Викрамадитья приветствует святого Манджушири и

восемьдесят четырех учеников Будды в комнате такого размера - аллегория,

основанная на теории несуществования  пространства для истинно- просвещенного.

Затем роджи, садовая дорожка, которая  ведет из макиаи в чайную комнату,

означала первую стадию размышления, - переход к самоозарению. Роджи

предназначалась, чтобы прервать сообщение  с внешним миром и вызвать

обновленное настроение, подготовительное к полному наслаждению чувством

прекрасного, в самой чайной комнате. Тот, кто проходил когда-либо по этой

дорожке, вспомнит многое . . . Он вспомнит и прозрачный полумрак вечнозеленых

деревьев, под которыми он проходил, и правильную неправильность каменных плит

под ногами, и сухие иглы сосен  на землю, и поросшие мхом гранитные  башенки, и

то, как душа его постепенно возвышалась  над будничными маслами. Можно быть в

центре города - все же чувствовать  себя как будто в лесу, далеко от пили и

сутолоки цивилизации. Тимейстеры обнаружили большое искусство в

воспроизведении этих эффектов ясности и чистоты. Характер переживаний,

которые должны были возбуждаться у  проходящего через роджи, изменялся в

зависимости от тимейстера. Некоторые, как Рикьу, стремились вызвать чувство

крайнего одиночества, они говорили, что секрет устройства роджи содержится в

старинной песенке:

Смотрю вперед, - и нет цветов

И ярких листьев нет.

А там, на берегу морском,

Стоит один пустынный дом

на желтизне песков,

И призрачно горит на нем

вечерний свет,

осенний свет...

Другие, подобно Кобори Эншьу, искали много эффекта. Эншьу сказал, что  идею

садовой дорожки можно найти  в следующих стихах:

Листва деревьев над волной,

И море в искрах золотых

под бледною луной.

Он стремился создать образ  вновь пробудившейся души, которая  никак не может

стряхнуть с себя туманные сны прошлого, но уже радостно тянется к льющемуся

ей навстречу мягкому призрачному  свету сладкого небытия и жаждет той свободы,

которая лежит где-то там, за пределами достижимого.

Подготовленный таким образом  гость, молчаливо подходит к святилищу  и, если он

- самурай, оставляет свой меч  на решетке под стропилами, так  как чайная

комната - это, главным образом припев мира. Затем он низко наклонится и

вползет в комнату через маленькую  дверь, не больше, чем три фута в  высоту.

Все гости, знатные и простые  одинаково, должны пройти через это, - так

пробуждается в них чувство  смирения. Еще отдыхая в мадиаи, гости уже

сговариваются относительно порядка  при входе в комнату, и так  они бесшумно

входят один за другим и, прежде чем  занять свое место, склоняются перед

картиной, или цветами на токонома.

Хозяин войдет в комнату лишь тогда, когда все гости уже  уселись и между ними

царит молчание, прерываемое лишь пением воды в железном котелке. Хорошо поет

вода, потому что пластинки  железа на дне устроены так, что они  производят свою особую мелодию. В ней  можно уловить и эхо водопадов, окутанных облаками,

и далекий шум моря разбивающегося на скалах, и раскаты грома в  Бамбуковой

роще, и вздохи сосен где-нибудь на далеком холме.

Даже в дневное время  в комнате царит полумрак, так  как низкие стропила

покатой крыши мешают солнечным  лучам проходить в комнату. Потолок, пол и все

предметы в комнате  отличаются спокойными, мягкими тонами. Так же одеты и

гости, со вкусом и незаметно. Все в комнате уютно -старомодно, чувствуется,

что все современное изгнано  из обстановки, и только в одном  звучит нота

контраста: бамбуковый ковш для разливания и полотняная скатерть Оба

безукоризненно белы и  новы. Какими бы тусклыми не казались чайная комната и

сервиз, все абсолютно  чисто. Ни одной пылинки нельзя найти  даже в самом

темном углу, а если найдешь, это значит, что хозяин - не тимейстер. Самое

главное, что требуется  от тимейстера - это, чтобы он умел подметать, чистить

и мыть, ибо уборка и наведение  чистоты - это тоже искусство. При  чистке

Информация о работе Чай и чайная церемония в Китае