Чай и чайная церемония в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий
древнекитайской цивилизации.
Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый
"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия
чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну
(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством
около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге
"Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был
прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения.

Содержание работы

Глава 1. История распространения чая. 4
1.1 Легенда появления чая 7
1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8
Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10
2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21
2.2. Чайные процессы 29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

старинных металлических  вещей надо воздерживаться от неразборчивого усердия

голландской домашней хозяйки. Если с цветов в вазе капает вода, не надо ее

вытирать, - это напоминает о росе и прохладе.

Название "Приют фантазии" вызывает представление о постройке, предназначенной

удовлетворять некоторые  индивидуальные художественные запросы. Чайная комната

создается для тимейстера а не тимейстер для чайной комнаты. Она не

предназначается для потомства, а потому она эфемерна. Мысль, что  каждый

должен иметь свой собственный  дом, основана на старом японском обычае, что

каждый дом должен быть покинут после смерти его главного обитателя.

Буддизм с его теорией  тщетности и преобладания духа над  телом считал дом

только временным убежищем для тела, и самое тело было лишь хижиной в пустыне,

хрупкой постройкой из связанных вместо трав, что растут вокруг. Как только

разрывалась их связь, они  воз вращались в свое первоначальное состояние. В

структуре чайной комнаты  эта мысль о бренности всего  отразилась в соломенной

крыше, хрупкость - в тонких колоннах, легкость - в бамбуковых подпорках,

наружная небрежность - в  употреблении простых материалов. Вечное должно

чувствоваться только в духе, который воплотившись в этой простой  обстановке,

делает ее прекрасной, озаряя ее возвышенным светом своей утонченности.

Термин "Жилище пустыни", помимо того, что напоминают о даосской теории

Всесодержащего, связан еще с идеей непрерывной потребности в перемене мотивов

убранства. Чайная комната  абсолютно пуста за исключением  того немногого, что

временно помещается в ной для удовлетворения самого аскетического вкуса. На

этот случай в комнате  помещается какой-нибудь специальный  предмет искусства,

и все остальное подбирается  и расставляется так, чтобы усилить  красоту

главной темы. Невозможно в  одно и тоже время слушать различные музыкальные

вещи, ибо настоящее восприятие прекрасного возможно только при

сосредоточении, внимания на каком-нибудь прекрасное центральном мотивов.

Отсюда ясно, что система  убранства чайной комнаты совершенно противоположна

западной, где дом часто превращается в музей. Для японца, привыкшего к

простоте убранства и  к частым изменениям в методе украшения, западная

комната, наполненная картинами, статуями и безделушками, создает  впечатление

просто вульгарного хвастовства  богатством. "Жилище несимметричного" создает

представление иной фаза развития нашей декоративной схемы.

Отсутствие симметрии  в японских предметах искусства  часто комментировалось

западными критиками. Несимметричность также является результатом проработки

идеалов даоизма через  дзен.

Однако же, понятия совершенства у даосов и дзен были совершенно различны.

Динамический характер их философии придавай больше значения самому процессу,

путем которого достигалось совершенство, чем самому совершенству. Настоящую

красоту может различить  лишь тот, кто мысленно завершил несовершенное.

Каждому гостью чайной комнаты  предоставляется в воображении  пополнить общий

эффект в отношении  к себе. С тех пор, как дзен сделался преобладающей формой

мысли, выражения не только законченного, но и повторения. Однообразие  рисунка

считалось гибельным для  свежести воображения. Поэтому ландшафт, птицы и цветы

сделались излюбленными предметами изображения, в предпочтение человеческой

фигуре, которая представлялась в лице самого зрителя. Часто мы бываем излишне

заметными и даже самолюбование  делается монотонным.

В устройстве чайной комнаты  чувствуется постоянный страх перед  повторением.

Различные предметы убранства  должны бить так выбраны, чтобы ни один цвет, ни

один рисунок не повторялись. Если есть живые цветы картина  с цветами

недопустима. Если чайник круглый, кувшин для воды должен быть угловатый.

Чашка с черной глазурью не должна соединяться с черной лакированной чайницей.

Когда ваза помещается на курильнице для ладана на алтаре, надо чтобы  она не

попала как раз в  центр и не развалила бы пространства на две равные части.

Колонны таконома должны быть сделаны из иного дерева, чем все  другие в

комнате, чтобы устранить  всякую мысль о монотонности.

Простота в чайной комнате, полное отсутствие вульгарности в ней, делает ее

настоящим святилищем, убежищем от волнений вышнего мира. Там и  только там

можно спокойно и всецело  отдаться почитанию Прекрасного. В шестнадцатом

столетии чайная комната  предоставляла желанное место отдыха для свирепых

воинов и государственных  деятелей, принимающих участие в  деле объединения и

возрождения Японии. В семнадцатом  столетии, после того, как утвердился

суровый формализм господства Токугава, чайная комната единственно  создавала

возможность для свободного общения артистически настроенных  умов. Перед

великим произведением искусства  не было различия между дайме, самураем и

простым человеком. В наши дни во всем мире индустриализм делает настоящую

утонченность все более  и более трудной.

Возможно именно сейчас люди более всего нуждаются в чайной комнате.

 

 

 

                                    

2.2. Чайные процессы

 

Чай - это взаимодействие огня,

воды, чайного листа, пространств  и состояний. Все эти составляющие должны быть

сбалансированы спокойной  безмятежностью внимательности человека, заваривающего

чай. Огонь, на котором кипятится  вода, лучше всего добывать из древесного угля,

сделанного из твердых  пород дерева.

Вот что говорит Лу Ю в своей «Книге Чая».

Лучший чай растет на камнях, обыкновенный чай растет на каменистой почве.

Дикорастущий чай –  лучший из всех, культивированный чай  – обыкновенный.

Лучший чай растет на южных  склонах скал близ густого леса. Красные сорта

наилучшие, зеленый чай занимает второе место.

Чай с листочками в виде бутона – лучший, а чай в виде нежных побегов следует

за ним.

Чай собирают в весенние месяцы. Чай в виде бутонов растет на скалах и

достигает в длину четырех-пяти дюймов. Его собирают ранним утром, когда

бутоны вот-вот раскроются. Чай в виде побегов растет кустами, имеющими три,

четыре или пять ветвей. Срывать нужно центральную ветвь  – там, где она

становится тонким побегом. Нельзя собирать чай в дождливую или влажную

погоду.

Собранный чай надлежит выдержать  на пару, затем высушить, связать  ниткой и

уложить для хранения.

Для заваривания чая лучше  всего пользоваться дождевой водой, а следом идет

вода из колодца. Что до воды из ручья, то лучше всего брать  воду из быстрого

и чистого потока, бегущего среди камней. А воду из реки нужно  брать подальше

от человеческого жилья. Среди колодцев же наилучшие –  те, из которых

постоянно берут воду.

Подогревая воду, нужно  ждать, когда на поверхности воды появятся маленькие

пузырьки, издающие тихое  шипение. Это называется «первым  кипением». Когда по

краям сосуда появляются большие  пузыри, это называется «вторым кипением», а

когда вода начинает бурлить, это называется «третьим кипением». Тогда кувшин

с водой нужно, не мешкая, снимать с огня, ибо в противном  случае вода станет

«старой» и хорошего чая  не получится.

В последнее время чайная церемония появилась и в России. Теперь каждый может

немного прикоснуться к тайне  древнего Востока, хотя сама церемония  претерпела

существенные изменения, проходя адаптацию к нашей  культуре. Хочется

рассказать немного о  современной чайной церемонии, или  вернее было бы

сказать, церемонии приготовления  чая.

Сначала следует ополоснуть чайник кипятком и слить эту воду в чашки, из

которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и

собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода

не расплескивалась и  минимально колыхалась в сосудах, струя  не прерывалась,

была плавной, длинной, тонкой и мягкой, т.е.  точно такой же, какой должна

быть струя вдоха и  выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально

длинную, спокойную и здоровую жизнь.

Чай, перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в

специальном сосуде из фарфора, который называется “ча-хэ”, или “чайная

коробочка”. Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно  сделать из

собственной, чисто вымытой  и насухо вытертой ладошки.

После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый  чайник и

заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки

чаев типа у-лун и пу-эр. При создании взаимодействия воды и  пространства

посуды всегда следует  помнить, что “переполнение” навлекает  беду, а

умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком

много.

Первая заварка может  считаться готовой буквально  через несколько секунд после

залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам (которые не должны

быть большими, так как  чай - это не объем воды, а тонкость качества энергии в

чайном состоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней налитой чашки

будут значительно отличаться. После первого разлива нужно  сразу же залить

чайный лист кипятком снова  и в дальнейшем стараться не оставлять  его голым,

то есть без воды.

Уже много было сказано  о пользе чая и об оздоровительном  влиянии, которое он

оказывает на организм человека. Однако церемония не была бы полной, если бы в

ней не было каких-то ограничений, поэтому отдельно следует упомянуть  о

«Десяти запретах на чай».

1.      Запрет первый на чай на пустой желудок:

Когда пьешь чай на пустой желудок, холодная природа чая, проникая вовнутрь,

может охладить селезенку  и желудок, что подобно “проникновению волка в дом”,

в Китае издревле советовали “не пить чай на пустое сердце”.

2.      Запрет второй на обжигающий чай:

Слишком горячий чай сильно стимулирует горло, пищевод и  желудок. Длительное

употребление очень горячего чая может привести к болезненным  изменениям этих

органов. По данным зарубежных исследований, частое употребление чая

температурой выше 62оС ведет к повышенной ранимости стенок желудка и

дает симптомы различных  болезней желудка. Температура чая  не должна превышать

56оС.

3.      Запрет третий на холодный чай:

В то время, как теплый и горячий чай придают бодрость, делают ясным сознание

и зрение, холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и скопление

мокроты.

4.      Запрет четвертый на крепкий чай:

Высокое содержание кофеина  и теина в крепком чае может  стать причиной

головной боли и бессонницы.

5.      Запрет пятый на долгое заваривание чая:

Если чай заваривать слишком  долго, чайный фенол, липоиды, эфирные  компоненты

начинают самопроизвольно  окисляться, что не только лишает чай  прозрачности,

вкусовых качеств и  аромата, но и значительно снижает  питательную ценность чая

за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С  и Р, аминокислот

и других ценных веществ. Кроме  того, настаиваясь, чай подвергается

воздействию окружающей среды, в нем значительно увеличивается  содержание

Информация о работе Чай и чайная церемония в Китае