Шпаргалка по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:42, шпаргалка

Описание работы

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Файлы: 1 файл

Ответы по ИОГП.docx

— 206.83 Кб (Скачать файл)

В Своде законов был  специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении  договоров. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.

Предметом договора могли  быть как имущество, так и действия лиц. Цель договора не могла противоречить  закону и общественному порядку. Договоры можно было заключать в  письменном или устном виде, для  некоторых договоров требовался нотариальный или крепостной порядок.

Закон предусматривал следующие  средства обеспечения договоров: задаток, неустойка, поручительство, залог и  заклад. Различались обязательства  из договоров и обязательства  из причинения вреда.

Подробно регламентировалось семейное право.

Юридические последствия  имел только церковный брак.Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 — для жениха), согласие вступавших в брак, наличие свободы воли и сознания. Заключение брака также зависело от согласия родителей, опекунов, попечителей и других лиц (военное или гражданское начальство, владелец помещичьих крестьян и т. д.).

Препятствиями к браку  были: состояние в другом браке, духовный сан, монашество, различие вероисповеданий, родство, осуждение на безбрачие.

Расторжение брака производилось  в исключительных случаях и только церковью.

Социальный статус жены определялся  статусом мужа. Жена была обязана повиноваться мужу, при этом она не освобождалась  от обязанностей в отношении своих  родителей. Нарушившая супружескую  верность жена могла быть подвергнута  тюремному заключению.

Имущество супругов было раздельным. Приданое жены, а также приобретенное  ею имущество признавались ее собственностью. Своим имуществом супруги могли  распоряжаться самостоятельно и  независимо друг от друга.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и права наследования его имущества.

В случае неповиновения дети могли быть заключены в тюрьму. В имущественных отношениях родителей  и детей действовал принцип раздельности имущества.

Для наследственного праварассматриваемого периода характерно расширение завещательной свободы. Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать кому угодно. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.

  1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

В 1845 г. императором Николаем I был утвержден новый уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.Кодекс был введен в действие в 1846 г. Его называют первым российским уголовным кодексом. В уложении впервые присутствует деление на Общую и Особенные части, проводится различие между преступлением и проступком.

 Под преступлением понималось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исполнительного законом предписано.

Уложение вводило следующие основания, устраняющие уголовную ответственность:случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила и необходимая оборона.

Субъективная сторонавыражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.

Уложение устанавливало  виды соучастия в преступлении:по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей и укрывателей.

Система преступленийстала более сложной. Можно выделить следующие виды преступлений:преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.

Система наказанийсостояла из уголовных и исправительных наказаний. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие.

К уголовным наказаниямотносились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниямотносились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.

Судебный процессносил инквизиционный характер.Решающая роль отводилась полиции — на нее возлагалось следствие и исполнение приговора. С 1801 г. Запрещается пытка, но на практике она приеняется.

Следствие разделялось на предварительное и формальное. Основаниями для возбуждения дела служили: донос, жалоба отдельных лиц, инициатива государственных органов (прокурора, стряпчих, полиции). После окончания следствия дело передавалось в суд. На судебном заседании один из членов суда либо секретарь докладывали дело. Свидетели и эксперты в суд обычно не вызывались. Обвиняемому не принадлежала активная роль в судебном процессе, он был его объектом.

Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствамотносились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, заключение медицинских экспертов, абсолютно одинаковые показания двух свидетелей. Несовершенными доказательствамибыли: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, оговор посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики.

По тяжким уголовным делам  суд первой инстанции составлял  «мнение» и направлял его для  утверждения и вынесения приговора  в палату уголовного суда. Дела по незначительным преступлениям рассматривались  в сокращенном составе полицейскими чиновниками.

  1. Крестьянская реформа 1861 г.

Среди причин проведения буржуазных реформ, главной из которых была крестьянская реформа,можно отметить следующие:

- обострение классовой  борьбы, усиление революционного  движения;

- крепостное право сдерживало  дальнейшее развитие экономики  и промышленности;

- социальные противоречия  вели к усилению крестьянского  движения;

- поражение России в  Крымской войне показало необходимость  срочных и решительных изменений  во всех сферах жизни общества.

Подготовка крестьянской реформы началась в1857 г. По указанию императора Александра II был образован Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам.В своей деятельности Главный комитет опирался на дворянские губернские комитеты,где также разрабатывались проекты крестьянской реформы. Все выработанные проекты были рассмотрены к 1860 г. специальными редакционными комиссиями,которые передали материалы в Главный комитет.

19 февраля 1861 г. император  Александр IIиздал утвердил ряд положений и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина последовательно  менялся в ходе осуществления  реформы: первоначально помещик  сохранял право собственности на земли, полученные крестьянами в  результате реформы, за которые последние  несли оброк и барщину. Эти  крестьяне назывались временнообязанными и фактически зависели от помещика. В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.

Выкупая усадьбу или землю, крестьяне пользовались казенной ссудой. 20—25% выкупной суммы вносили сами крестьяне, а 75—80% суммы выплачивало  государство. Сумма, полученная помещиком  из царской казны, ложилась на крестьян в виде казенного долга, который  погашался вместе с процентами (6%) в течение 49 лет. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных  крестьян.

  1. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.

Проведение крестьянской реформы вызвало изменения и  в системе местного управления.

Земская реформа 1864г.была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях.

В ходе реформы создавались  органы местного самоуправления: в  губерниях и уездах избирались земские  собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных  дел; содержание земских зданий и  путей сообщения; строительство  и содержание школ и больниц; мероприятия  по благотворительности; попечение  о развитии местной торговли и  промышленности; санитарные меры и  др.

Губернские и уездные  земские собрания, а также земские  управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными  председателями. Земское собрание и  земская управа избирались сроком на три года.

Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курия уездных землевладельцевсостояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;

городская курия,для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;

сельская курия,для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов — крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством  внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных  материальных ресурсов усиливало зависимость  земств от правительственных органов.

Городская реформа 1870г.была проведена на основе Городового положения.

Положение предусматривало  создание следующей системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться  через каждые два года. Споры между  думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских  сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных  дел и др.

Выборы в Городскую  думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В  соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица,достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.

Создание новых органов  самоуправления положительно сказалось  на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного  просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем  органы городского самоуправления, как  и земские органы, находились под  постоянным контролем государственных  административных и полицейских  учреждений.

  1. Военная реформа 1864–1874 гг.

Поражение в Крымской войне 1853—1856гг. показало полную непригодность  вооруженных сил России.

Начало военной реформебыло положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.

1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности.Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.

Срок службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков  — 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полугода, среднее образование — до полутора лет.

Офицерский корпус комплектовался лицами, получившими специальное  образование в военных или  юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому  сословию. В армию не брали единственного  в семье сына, из малочисленных  народов.

В 1863—1864 гг. с созданием  новых пограничных округов была упорядочена пограничная служба.

Появились дорожно - строительные и железнодорожные войска.

В результате реформы вооруженные  силы России превратились в армию буржуазного типа,сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "История"