Шпаргалка по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:42, шпаргалка

Описание работы

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Файлы: 1 файл

Ответы по ИОГП.docx

— 206.83 Кб (Скачать файл)

Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское  население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному  положению: городские обыватели, владеющие  недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние  и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры  и др.); прочие жители городов.

Горожане имели свой сословный  суд.

Создавалась новая система  городского самоуправления: общая Городская  дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

Крестьянское население подразделялось на государственных крестьян; свободных крестьян; крепостных крестьян.

Крепостная зависимость  носила вечный характер. Основную массу  крепостных крестьян составляли следующие  категории:

владельческие и посессионные крестьяне;

полные и кабальные  холопы;

зависимые люди, проживавшие  на земле владельца и уплачивавшие подушную подать.

Государственные и свободные  крестьяне имели право на защиту в суде, право владения предоставленными землями, право собственности на движимое имущество.

Крепостные крестьяне  были лишены большинства имущественных  прав: им запрещалось приобретать  недвижимость в городах, вступать в  подряды, обязываться векселями  и т. д.

Все категории крестьян могли  нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать  своих детей, заниматься торговлей  и кустарными промыслами.

  1. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.

Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они  вошли в Устав воинский, который  вступил в силу с 1716. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. Артикул  содержит, главным образом, нормы  уголовного права. Кроме того, в нем  имеется много сугубо военных  правил и норм государственного права. Артикул, прежде всего, предназначен для  военнослужащих и должен был применяться  военными судами. К их подсудности  относились и лица, обслуживающие  армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник  уголовного права. Артикул делится  на 24 главы. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их.

Уголовное право. По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза.

В Артикуле есть наказание  за голый умысел, т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение.

Из содержания Артикула можно  сделать вывод о необходимости  установления причинной связи между действием и преступным результатом.

Необходимая оборона. (арт. 156, 157). Подробно регламентированы пределы необходимой обороны: соразмерность обороны нападению, одновременность обороны и нападения, невозможности для обороняющегося уступить или уйти «без опасения смертного». Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство.

Смягчающим вину обстоятельством  был аффект. (арт. 152). Оскорбление в гневе – извинение, за него же в обычном состоянии – до полугода тюрьмы. Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания. (арт. 154, толкование). Совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность.

Цели наказания:устрашение; изоляция преступника (тюрьма, каторга); возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге).

Характерные черты  наказания: неопределенность («по делу», «сему подобным»); Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями; несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле.

Виды наказаний:  Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение); Телесные наказания.Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение); Срочная и бессрочная ссылка. В отношении офицеров применялись особые наказания: Отставление от службы (временное или постоянное); Лишение чина; Служба в качестве рядово;Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного).

  1. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.

По форме правления  Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император.

На фоне централизации  и бюрократизации госаппарата формируются  противоречия между феодально-крепостническим  строем и развивающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической  системы, укрепляются внешнеэкономические  позиции России как многонационального гос-ва. Все эти предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом  которого стало учреждение в 1810 г. Александром  IГосударственного совета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета был император, который назначал членов Совета. Основной функцией Совета являлась подготовка законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.

Государственный совет состоял  из пяти департаментов: законов, дел  военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства  Польского.

Роль Совета снижается  с учреждением в 1826 г. Николаем IСобственной Его Императорского Величества канцелярии, возглавившей систему центральных органов государственного управления и получившей законотворческие полномочия. Она состояла из 6 отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

Сенат становится  высшим судебным органом страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. началась министерская реформа.В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием  министерств был образован Комитет министров.Председательствовал на его заседаниях император. Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды,которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды.В столицах были созданы надворные суды,рассматривавшие дела всех сословий.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции,на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел.Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, затем оно было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая  I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

Армиястроилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе.

  1. Кодификация русского законодательства в первой половине  XIXв. Роль М. М. Сперанского.

Последним универсальным  систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

Стремительный рост числа  законодательных актов привел к  путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное соответствие существующего законодательства.

успешной и результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления Николая I. Ведущая роль в организации проведения систематизации отводится М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского, уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском революционном законодательстве.  В 1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:

1) создание Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ);

2) создание Свода действующих законов Российской империи (СДЗ);

3) создание нового Уложения.

В 1830 г. было подготовлено ПСЗ, в 1831 г. оно было опубликовано. Законодательные акты в ПСЗ располагались в хронологическом порядке, оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений (др. источник 45 и 5). СДЗ был опубликован в 1832 г. и введен в действие в 1835 г. В него были включены лишь действующие акты, располагавшиеся по определенной системе - по  отраслям права. Тип систематизации: Хронологическая инкорпорация Следствие: с этого момента собирание законодательных актов становиться обязательным т.е. фиксация этих законов обязательна.

Следующее издание по собиранию  – второе полное собрание законов  Российской империи 1857г. Третье полное собрание – 1881г.  Второе и третье собрание законов по типу систематизации: инкорпорация текущего законодательства

Создание нового Уложения завершено не было, т. к. царь был  против нововведений в законодательстве. Как часть Уложения в 1845 г. было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Рост промышленности и  торговли обусловил развитие гражданского права, в котором значительное внимание уделялось укреплению права собственности, имущество делилось на недвижимое и движимое, различалось законное и незаконное владение. В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. СДЗ регулировал составление, исполнение и прекращение договоров (Д). Предметом Д могли быть имущество и действия лиц. Д мог заключаться письменно или устно. Вводилось нотариальное удостоверение для отдельных Д. Средствами обеспечения Д являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное право продолжало традиции церковного брака. Имущество супругов, родителей и детей было раздельным. В наследственном праве расширяется свобода завещания. По закону наследовала мужская нисходящая линия.

После издания Полного  собрания законов Сперанский приступил ко второму этапу работы  — созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы,  устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

2 этап: Создан «Свод законов Российской империи» 1832г. Вступил в действие в 1835г. Тип систематизации: сложная форма, объединяющая консолидацию и кодификацию законов. Законы изданные по одному и тому же вопросу консолидируются. Свод законов состоял из 8 книг, кот делились на 15 томов. В томах законы разделяются на главы,  отделения и статьи. Глав имеют названия, нек отделения имеют названия.

Оснхар-ки:

в первые в русском праве  законы разделяются на публичные  и частные (разделены интересы  гос-ва и частных лиц  (Свод законов впервые был разделен на 2 части: 1 часть – государственные законы (основные законы, законы о центральных и местных органов власти, о порядке управления, о состояниях) 2 часть – гражданские законы (законы о судоустройстве и судопроизводстве, семейные законы, законы об имуществе)

Выстраивает законы по отраслям

Появляется отрасль –  гражданское право

Гражданское заонодательство: было систематизировано в т. X Свода законов.

Система вещного правасостояла из права собственности, права владения, права на чужую вещь, залогового права.

Имущество разделялось на движимое и недвижимое. Владение имуществом могло быть законным либо незаконным. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому.

Сервитутные права включали: ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия; ограничение в праве собственности в пользу какого-либо определенного лица.

Информация о работе Шпаргалка по "История"