Шпаргалка по "История Азии и Африки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Азии и Африки".

Файлы: 1 файл

история азии и африки.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

5)Правление Хилджи

При первом представителе  династии Хилджи в Индию опять  вторглись монгольские войска, но Джалал-уд-дину удалось частично разбить  их, а частично от них откупиться.Наиболее значительным событием в правление Джалал-уд-дина Фируза был организованный Ала-уд-дином, его зятем и племянником, набег на Декан. Разбив Рамачандра, правителя Девагири из династии Ядавов, и награбив сокровищ, Ала-уд-дин вернулся в Дели. Около столицы он предательски убил своего тестя и стал правителем Дели (1296—1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-уд-дин был способным военачальником и талантливым администратором. В ото время участились набеги монголов, и Ала-уд-дин все силы бросил на разгром врага. Жестокость его характера видна из того, что, опасаясь бунта, он в одну ночь приказал перебить все 15— 30 тыс. монголов, поселившихся около Дели при Джалал-уд-дине и составлявших его войско. Для пополнения казны Ала-уд-дин конфисковал или обложил налогом «обеленные» земли духовенства и богатых военачальников. Во избежание заговоров он запретил пиры и собрания, разослав всюду своих шпионов.Стремясь сосредоточить в своих руках фонд земель, Ала-уд-дин решил ввести небольшую денежную оплату иктада-ров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. При господстве в стране натурального хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы снизить в столице цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо оплачиваемых воинов. Со всех казенных земель в Доабе было приказано брать налог только зерном, и купцы были насильственно обязаны свозить его в построенные в Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в столице и Доабе были строго регламентированы; специальные чиновники следили за порядком и жестоко наказывали за обман или недовес. Налог с индусов был повышен с 1/6 до ½ урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться или ездить верхом; эти меры должны были удовлетворить наиболее ревностных мусульман. Зато воинам жалованье было повышено. Эти суровые меры на первых порах дали султану возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. В последний раз при Ала-уд-дине монголы появились в 1306 г. и были им разбиты у реки Рави. Однако Ала-уд-дину все же не хватало средств на содержание большого войска, и он решил пополнить казну путем ограбления новых областей и городов Декана. Посланный в поход военачальник Малик Кафур снова взял в 1307 г. Дева-гири, затем Варангал, столицу Какатьев (территория современной Телинганы), а в следующем походе, в 1311 г.,— столицу Хойсалов Дварасамудру и центр владений Пандьев — Мадуру. В последующие два-три года Малик Кафур совершал еще походы, достигнув южной оконечности Индии — мыса Коморин. Возвращаясь из набегов, армия Ала-уд-(дина привозила в Дели огромные богатства — золото, драгоценности, коней. Покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и должны были платить ежегодную дань. Огромная империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. В Гуджарате в последние годы жизни Ала-уд-дина его наместники поднимали мятежи. Раджпуты оставались непокоренными: памятники раджпутского эпоса рассказывают о постоянной борьбе с мусульманскими гарнизонами. Бенгалия была раздроблена и управлялась независимыми мусульманскими князьями. Хойсалы и Пандьи хотя и платили дань, но в остальном правили самостоятельно. На севере, за Индом, находились земли независимых племен. Хотя султан щедро раздавал сокровища, награбленные в результате удачных завоеваний, его подозрительность, конфискации, преследование индусов вызвали широкое недовольство. Всюду вспыхивали мятежи. После смерти Ала-уд-дина (он умер от водянки в 1316 г.) началась борьба за трон, во время которой погиб Малик Кафур, пытавшийся захватить власть. Через несколько месяцев под именем Кудб-уд-дина Мубарак-шаха (1316—1320 гг.) короновался один из сыновей Ала-уд-дина. Он ликвидировал все экономические реформы своего отца, однако не отказался от завоевательной политики и посылал на Декан своего военачальника Хосроу-хана. Вернувшись с богатой добычей из Мадуры и Телинганы, Хосроу-хан убил Мубарак-шаха, стремясь стать султаном Дели. Вскоре, однако, и он был устранен другой группировкой тюркской знати. На трон вступил наместник Пенджаба полководец Малик Гази, короновавшийся под именем Гийяс-уд-дина Туглака (1320—1325 гг.) и основавший новую династию.

   6)Государство Тимура и тимуридов (XIV — XV вв.). В XIV в. в условиях противоречий внутри монгольской кочевой аристократии сложилась сильная держава, возглавляемая Тимуром. Ее основой были земли, входившие в Чагатайское государство.

   Еще в 40-е годы XIV в. закончился процесс  разделения улуса Чагатая на две  части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Семиречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур укрепился в Чагатайском государстве, где он ранее был предводителем военной дружины.

   В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя политику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему устрашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами.

   В конце XV в. государство Тимура распалось  на две части: Мавераннахр с центром  в Самарканде и южную часть  с центром в Герате. В южную  часть входили Хорезм, Хорасан  и часть современного Афганистана.

   Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала* своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.  После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками — тимуридами. Былая империя постепенно распалась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

   Общественный  строй империи характеризуется  наличием двух антагонистических классов  — феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства.

   При Тимуре сложился довольно разветвленный  аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальным правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц — вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители — беки, хакимы, арбобы.

   В конце XV в. на территории оседлых земледельческих  районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские  земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

   Общественный  строй. Завоеватели не изменили экономической основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился здесь до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского нашествия, сказывались и последствия междоусобиц.

   Население ханства занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отношении. Крупными землевладельцами были хан, члены его династии, местная и пришлая феодальная знать, суфийско-дервишские братства. Глава государства считался верховным собственником государственных земель. Он обладал также и мюльковыми (частновладельческими) землями, которые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал земельные пожалования. Некоторые из пожалованньк земель освобождались от налогов и повинностей. Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения.

   Мусульманское феодальное право (шариат) не содержало норм, которые регулировали бы правовое положение крепостных крестьян, но их фактическое положение ничем не отличалось от самых худших форм крепостной зависимости. Крестьяне платили налоги со всех видов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содержание войска и т. д. Продолжало существовать в ханстве и патриархальное рабство. При хане существовал совет, состоявший из представителей племен, высшей знати и духовенства, имевшего большое влияние на государственную жизнь. Главной социальной опорой хана стали узбекские феодалы. Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода. Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый человек», выполнявший функции главного администратора и командующего войсками ханства. За ним шли диван-беги — глава финансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий канцелярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в городах, и т. д. Во главе областей (вилайетов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амалдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах правили аксакалы (старосты) или мингбаши. Полицейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусульманские судьи именовались казнями. Верховный судья назывался казикалоном. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривавших дела на основе адата (обычного права).  

7)Движение огузов и образование государства сельджукидов

В IX-X вв. в северо-западной части Средней Азии, в Южном и Западном Казахстане обитали

тюркоязычные  племена огузов. Основным их занятием было скотоводство и отчасти сезонное

земледелие, а также рыболовство  и охота. В низовьях р.Сырдарьи располагался г. Йангикент —

столица огузского раннефеодального государства с сильными пережитками родо-племенного

строя. Главой огузского  государства был  йабгу, но его власть была ограничена народным

собранием.

Основная  масса огузов кочевала в степях Приаралья  и Северного При-каспия, но отдельные их

группы  обитали по среднему течению Сырдарьи, доходя до Южного Прибалхашья. Часть огузов и

родственных им тюрок — халаджей и карлуков — называлась туркменами. В основном так

именовались этнически смешанные  группы, жившие на северо-восточных  границах Мавераннахра

и в Западном Семиречье.

В X-XI вв. государство огузов постепенно ослабевает и вступает в полосу упадка. Стремление

йабгу и родр-племенной  аристократии (беков) закабалить простых скотоводов (эров) привело к

народному восстанию. В эту  борьбу оказались  втянутыми и вожди огузских племен среднего

течения Сырдарьи и предгорий  Каратау. Они возглавили компактную группу племен, которые

стали затем именоваться  сельджуками. Свое название это объединение, состоявшее в основном из

огузов  и туркмен, получило по имени его предводителя Сельджука ибн Тугака. Он был выходцем

из  племени кынык  и около середины X в. ушел с подвластной  ему ордой в  Нура-тинские горы, а

оттуда  — в низовья  Сырдарьи. Сельджуки  поддержали

269

здесь восстание приаральских огузов, но вынуждены  были отступить в Ма-вераннахр.

В конце X в. правившая  в Мавераннахре династия Саманидов вела ожесточенную борьбу с

наступавшими  с востока племенами  караханидских тюрок. Сельджуки выступили  на стороне

Саманидов, но это не принесло успеха. В 999 г. Бухара — столица государства Саманидов — была

захвачена караханидами. Сложная  обстановка, возникшая  в Бухарском и  Самаркандском оазисах,

вынудила  сельджуков уйти в  правобережный Хорезм, а затем в Хорасан. Эти области входили  в состав

государства Газневидов с политическим центром в нынешнем Афганистане. Правителем Газни был в

то  время эмир Масуд  ибн Махмуд (1030-1041).

В 1035 г. сельджуки под  главенством братьев  Дауда Чагры-бека и Му-хаммада Тогрул-бека и их дяди,

Мусы  ибн Сельджука, ушли из Хорезма; они форсировали  Амударью и расселились на территории

современной Туркмении. Сельджуки, имевшие многочисленные стада верблюдов, лошадей, овец,

нуждались в обширных пастбищах. Поэтому они обратились к Масуду Газневи  с просьбой отвести  им

земли в области городов  Нисы и Феравы, за что обещали нести военную службу и платить налоги.

Газневидский  правитель, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом 1035 г. свое войско на пришлых

кочевников. Туркмены, как все  чаще стали в это  время называть сельджуков, устроили засаду и

разгромили  султанскую армию. Муса, Тогрул и Дауд заключили с Масудом мирный договор, по

которому  получили упомянутые области и область  Дихистан в нынешней Южной и Западной

Туркмении.

В 1038 г. снова начались военные действия против туркмен под  командованием полководца Сюбаши.

Однако  поход закончился поражением газ-невидской  рати у ворот Серахса. Тогрул-бек вступил  затем в

Нишапур и был провозглашен султаном.

В начале мая 1039 г. огромное, хорошо оснащенное войско Масуда двинулось  из Балха на Серахс.

Недалеко  от селения Дих-и Базарган, на р.Теджен, произошла кровопролитная битва. Спустя некоторое

время стороны заключили  перемирие, но зимой 1039 г. военные действия возобновились. В  ноябре

того  же года Масуд вернул себе Нишапур, изгнав оттуда Тогрул-бека.

Газневидо-сельджукские войны нанесли большой урон населению Северного Хорасана, Гургана,

Западного Ирана. Сопровождавшие их недород, голод  и лишения привели  к разорению крестьян,

ремесленников, торговцев, средних  и мелких феодалов-дихкан. Деспотическая власть Масуда

Информация о работе Шпаргалка по "История Азии и Африки"