Шпаргалка по "История Азии и Африки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Азии и Африки".

Файлы: 1 файл

история азии и африки.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

1,Япония в X-XI вв

В начале X в. надельная  система прекратила существование. Середину X—XI в. можно

определить  как второй этап развития вотчинной системы, когда ускорился  рост числа сёэн и  их

размеров  в результате пожертвований (коммендации) в пользу аристократии со стороны местных

феодалов  и крестьян или  прямых захватов земли  у крестьян.

В X—XIII вв. произошла смена  раннефеодального общества Японии развитым. Весь этот период характеризовался постепенным усилением  военного сословия. Уже в первой половине X в.

антиправительственные мятежи феодалов Тайра  Масакадо (935—940) в  восточных провинциях,

где у этого дома были прочные позиции, и Фудзивара Сумитомо (939—941) на западе были

первыми свидетельствами  этого процесса, приведшего в XII в. к установлению особой военной

власти, а до этого времени  военные вожди  оставались в подчиненном  положении у столичной

чиновной  аристократии, но привлекались ею на службу. Ряд  факторов вызывал  появление

военного  сословия. Постепенное  укрепление религиозных  феодалов и усиление их противоречий

со  светскими феодалами, наличие многозвенной иерархической системы  частной земельной

собственности, отношения внутри которой уже нельзя было регулировать юридическими или

религиозными  средствами существующих государственных  структур, привели к социальной

    неустойчивости  в центре и на местах. Существовало три  источника формирования самурайского сословия. Основная масса  вышла  из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации.

    Второй  путь – наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за еду, а за свою, лично им принадлежавшую землю.

    В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись  за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин), превращались в крупных феодальных собственников. (Местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо – патроном, покровителем сёэна).

    Становлению особого военного сословия способствовали и усиление земледельческой  направленности всей экономики, и распространение  запрета убийства всего живого (при  въезде в столицу  воины совершали  специальную церемонию  очищения).

    Первые  самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам, чиновникам провинциальных управлений.

    В X-XII вв. в процессе незатихающих  феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные самурайские роды, предводительствовавшие дружинами, которые лишь номинально числились на императорской службе.

    Идеология самурайского сословия отразилась в военных  эпопеях, крупнейшими  из которых являлись «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». В первой повествовалось о соперничестве двух самурайских группировок Тайра и Минамото, во второй – о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.

    Военные эпопеи сложились  на основе народных устных сказаний, излагавшихся странствующими слепыми сказителями. К X-XII в. сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в знаменитый кодекс самурайского сословия «Путь воина» (бусидо).

      Испытанием принципов  самурайской морали стала затяжная война между кланами Тайра и Минамото, которая закончилась в XII в. истреблением большинства самураев дома Тайра. В гражданской войне XII в. вызревали предпосылки, необходимые для установления сёгуната – правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.  
 

2) Государство Хулагуидов

   Государство Хулагуидов было организовано по тому же образцу, что и Монгольская  империя. Высшая власть в государстве  принадлежала ильхану. Монгольские  царевичи, нойоны, эмиры являлись вассалами хана. В силу своей принадлежности к господствующему классу они получали от хана в уделы большие территории или отдельные города, доходы с которых поступали в их пользу. Все владетели этих уделов не жили в своих владениях и не ведали их управлением. Оно находилось б руках государственных чиновников. Тюркские и монгольские кочевые феодалы являлись военачальниками монгольских войск, сохранявших родовое и племенное деление, и обязаны были по призыву хана являться со своими воинами для несения военной службы. Ильхан и вся монгольская знать продолжали вести кочевую жизнь.  Нужные монголам кадры имелись среди иранской служилой знати, жившей в городах. Во многих городах Ирана сохранялись старинные иранские семьи, которые принадлежали к гражданской бюрократии и духовенству и одновременно являлись крупными землевладельцами — феодалами округи, получавшими со своих земель денежную и продуктовую ренту. Эта служилая знать, бывшая ранее на службе и у Сельджукидов и у хорезмшахов, охотно пошла на службу к монгольским ильханам. Одной из таких старинных иранских семей, привлеченных Хулагу к управлению государством, была фамилия Джувейниев. Служба ильхану в административно-финансовом аппарате управления стала давать гражданской бюрократии колоссальные доходы. Так, ежедневный доход всесильного везира Шамс-ад-дина Мухаммеда Джувейни, брата историка, равнялся одному туману (десяти тысячам серебряных динаров), что составляло 360 туманов в год и превышало 20% всех доходов государства Хулагу.   Все государственное управление было направлено на получение максимального количества доходов с населения. Главою гражданского- управления был везир великого дивана (или сахиб-диван), ведавший всей казной, сбором налогов, государственными доходами и расходами,. всем делопроизводством и кадрами низовой администрации. В ведение везира входили также ремесленные мастерские (перс, карханэ, мн. ч. карханат), обычно принадлежавшие лично хану или его родне; в этих мастерских работали ремесленники, при завоевании обращенные в рабство, или их потомки. В отдельных областях и крупных городах сидели финансовые чиновники, ответственные перед центральной властью за своевременное я бесперебойное поступление собранных налоговых сумм в казну. Обычно сбор налогов отдавался на откуп, и откупщик мог совершенно бесконтрольно обирать податное население. Сбор налогов с города или области проводился чрезвычайно жестокими мерами и напоминал собой военный поход в миниатюре. Суммы, выколачиваемые с населения, составляли колоссальные средства. По словам Хамдаллаха Казвини, ежегодный доход государства около 1295 г. составлял 1700 туманов44, сверх того, немалые суммы оседали в руках чиновников, откупщиков и феодальных владетелей, так как налоги с областей, являвшихся уделами феодалов, хотя и собирались государственными чиновниками, но поступали не в государственную казну, а в распоряжение феодалов. Кроме «высочайшего дивана» — центрального ведомства были еще другие диваны, среди них диван инджу ведал личным имуществом — движимым и недвижимым — самого хана и его родни. Огромные средства, стекавшиеся в ханскую казну, шли на содержание ставок хана и: его родни, на расходы царевичей и ханш, пышные пиры и охоты, а так же на содержание войска. Войско Хулагу-хана включало ополчения монгольских и тюркских кочевников, пришедшие вместе с ним, а также ополчения, находившиеся: в Иране еще с 30-х годов XIII в. По старой традиции кочевников ополчения строились по племенам. Организационное деление войска на десятки, сотни, тысячи и туманы (тумены) совпадало с подразделениями родов, с коленами и ветвями племен. Главы кочевых племен и их: колен — монгольских и тюркских — занимали в войске высшие командные должности эмиров тысяч и туманов45. Одновременно эти нойоны, эмиры или беки являлись крупными феодалами, которые, на основе ленного держания (икта), владели землями и крестьянами и были обязаны вместе с кочевниками своих племен нести военную службу. Военачальники и их воины вели кочевую жизнь, летом кочевали на отведенных им «юртах», большей частью пограничных, в Азербайджане, Закавказье, Дорасане, а на зиму съезжались в ставку ильхана или царевичей. Вместе с войсками перекочевывали их семьи, стада и рабы. Рядовые воины ополчений первоначально не получали ленов (икта'), а получали только содержание — «обмундирование» (джамэги), «кормовые» (улуфэ) и фураж (алафэ).  Монголо-тюркская кочевая знать крепко стояла за сохранение Великой Ясы Чингис-хана и кочевой традиции, не переходила к оседлости я не смешивалась с иранской оседлой знатью. Более того, к оседлой мусульманской культуре и исламу военно-кочевая знать долгое время была настроена враждебно. Для нее чистота отстаиваемой ею монгольской традиции связывалась с язычеством, буддизмом или христианством несторианского толка. Две последние религии получили распространение среди монгольских племен еще до объединения их Чингис-ханом — через уйгуров. Вокруг Хулагу-хана и его первых шести преемников шла острая борьба между представителями разных религий, упорно стремившихся обратить ханов в свою веру и занять руководящее положение при дворе. Борющиеся группы не стеснялись в средствах для борьбы со своими противниками. При ближайших преемниках Хулагу-хана политическое руководство по-прежнему находилось в руках монголо-тюркской военно-кочевой знати. После смерти Хулагу-хана на курултае на престол был возведен его •сын Абака-хан (1265—1282). При Абака-хане внешняя политика иль- ханов велась в тех же направлениях, что и при Хулагу. Продолжались военные действия с Золотой Ордой на территории Кавказа. Враждебны были отношения и с Чагатайским улусом в Средней Азии. В 1270 г. чагатайский царевич Борак вторгся в Хорасан. Но около Херата Чага тайское войско попало в ловушку и было разгромлено. В 1273 г. Абака, желая отомстить Бораку за его вторжение, поспал войско в Бухару. Бухара подверглась ужасающему опустошению, большему, чем при взятии ее Чингис-ханом. В течение семи лет она была совершенно не обитаема. Враждебные отношения Хулагуидов с мамлюкскими султанами Египта продолжались. Монгольские войска неоднократно вторгались в Сирию, но закрепить за собой эту область ильханам не удалось. Хула гуидское войско дважды было разгромлено египтянами (в 1260 и 1277 гг.). Египтяне опустошили Киликийскую Армению — государство, находившееся в вассальной зависимости от Хулагуидов, и постепенно завоевали владения их союзников-крестоносцев Сирии (к, 1291 г.).  При Абака-хане завязались сношения римских пап и государств Западной Европы с ильханами. В Западной Европе, где энтузиазм к крестовым походам давно погас, были крайне обрадованы образованием у границ Сирии нового государства, враждебного мамлюкам Египта. ^Короли Франции и папы были заинтересованы не столько в обращении ильханов в христианство, сколько в их участии в борьбе с Египтом за обладание Сирией и Палестиной. С этой целью и были отправлены к Абака-хану послания от папы Климента IV , от английского короля Эдуарда Т. В городах Ирана появились католические монахи-миссионеры.

   3)Государство Буидов 

Бувейхиды, иранская (дейлемитская) династия, правившая  в Западном Иране  и Ираке в 935—1055. Основана тремя братьями — Ахмедом, Али  и Хасаном Буидами, первоначально полководцами иранской династии Зийаридов. В 935 они завоевали Хамадан, Рей, Исфахан, Керман, Хузистан, Фарс и, наконец, заняв в 945 Багдад, положили тем самым конец политическому существованию халифата Аббасидов. Продолжая считаться наместниками халифа, Буиды на деле правили полновластно. Наивысшего могущества Б. г. достигло при Азуд ад-доуле Фенна Хосрове (949-983), к-рый объединил Б. г., распространил его влияние на Аравию (Оман, Йемен). Во 2-й пол. 10 в. в Б. г. велись большие строит. работы (напр., Азудова плотина в Фарсе, постройки в столице Б. г. - Ширазе, в Багдаде и др. городах), поощрялись науки и иск-во. С 977 правители Б. г. приняли старинный иран. титул шахиншахов. Слабость экономич. и политич. связей, рост феод. раздробленности, междоусобия, усилившиеся после смерти Фенна Хосрова, привели Б. г. к упадку. В 1029 часть гос-ва (Рей, Хамадан, Исфахан) была подчинена Махмудом Газневидом. Конец Б. г. был положен завоеваниями сельджуков в 1055.К 935 Б. завоевали Западный Иран, в 945, захватив Багдад, положили конец политическому существованию халифата Аббасидов (См. Аббасиды) и стали фактически самостоятельными правителями феодального государства, названного по родовому имени их династии государством Б. Во 2-й половине 10 в. приняли старинный Иранский титул Шахиншахов. Наиболее выдающийся представитель Б. — Адуд ад-Даула (правил в 949—983) на время объединил все уделы государства Б. При нём была расширена Оросительная сеть, велось большое строительство в столице Б. — Ширазе, в Багдаде и др. городах. Правление Б. характеризовалось дальнейшим развитием феодализма, что выразилось в росте земель Икта. Б. оказывали покровительство Шиизму.

Усиление  феодальной раздробленности  и междоусобия  в конце 10 — начале 11 вв. ослабили Б. В 1029 восточная часть государства Б. была подчинена Махмудом Газневидом. Нашествие сельджуков (См. Сельджуки) в 1055 положило конец правлению Б. 

4)Делийский султанат (перс. دلی سلطنت‎, хинди दिल्ली सल्तनत, бенг. দিল্লীর সুলতান) — первое крупное мусульманскоегосударство на территории современной Индии, существовавшее в северной части страны с 1206 по 1526 годы. В этот период впервые столицей государства стал Дели. Также впервые в истории миллионы индусов оказались под властью чужеземцев по религии, национальности и языку. Официальным языком Делийского султаната был фарси.

У истоков султаната  стояли Гуриды — выходцы из афганской области Гор. В конце XII века Мухаммад Гури, сделавший своей столицей Лахор, подвергал северо-запад Индии регулярным набегам. Его полководец Кутб-уд-Дин Айбек, овладевший Индией после побед при Тараори (1192) и Чанадаваре (1194), по смерти своего покровителя отложился от Лахора и провозгласил себя делийским султаном.Первые султаны, будучи тюрками, культурно и политически тяготели к ираноязычному миру, однако третий султан Ильтутмыш закрепил за собой стратегические пункты Североиндийской равнины и окончательно обосновался в Дели. После 30 лет междоусобиц, последовавших за его смертью в 1236 г., на престол взошёл Гийас уд-Дин Балбан, которому пришлось оборонять султанат от воинственных раджпутов и нашествия монголов.

На  исходе XIII века Делийский  султанат достиг вершины  своего могущества. Султан Ала уд-Дин Хальджи покорил Гуджарат (ок. 1297) и Раджастан (1301-12) и отстоял свои владения от нашествия чагатаев из Мавераннахра. Начатое им и его наследниками продвижение на юг создало предпосылки для распада государства. При султанеМухаммаде Туглаке, который перенес столицу из Дели на Декан, армия мусульман зашла на юг дальше, чем когда бы то ни было, — вплоть до Мадурая, где ими был основан Мадурайский султанат.

Туглак  попытался решить проблему управления разнородными областями путём строительства второй столицы государства на юге, вДаулатабаде. Это предприятие провалилось, и уже в 1347 году деканская аристократия перестала признавать власть делийского монарха. Из отпавших от Дели земель образовался Бахманидский султанат. Последним ударом по государству Туглакидов стало разорение Дели Тамерланом в 1398-99 гг. После этого султанат превратился в сугубо региональную политическую силу.

Последний подъём султаната  наблюдался после  прихода в 1451 году к власти в Дели афганской династии Лоди. В эти годы в Северную Индию хлынули волны переселенцев с северо-запада. В 1526 году султанат пал под ударом очередного пришельца с северо-запада — Бабура, основавшего империю Великих Моголов. После его смерти Шер-шах Сури на короткое время восстановил султанат со столицей в Дели и предпринял попытку его реформирования, однако наследники Шер-шаха ничего не смогли противопоставить натиску Великих Моголов.

В 14 веке султанат поддерживал  торговые контакты с  Восточной Европой. На территории России и Украины известны находки нескольких десятков золотых и нескольких медных монет, чеканенных в Дели (в основном находки в Крыму, Поволжье и на Северном Кавказе)

Делийский султанат (1206-1526 гг.). Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили страной вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань. Раджпутские воины в индийских княжествах превращались в иктадаров. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210 г.) на делийском престоле сменилось 6 султанов. Причиной дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований, привилегий. Раджпуты использовали сложившуюся ситуацию для восстановления своей независимости. Феодальная анархия способствовала тому, что границы Индии стали беспокоить монголы. Впервые монголы вступили на индийскую территорию в 1221 г., преследуя правителя Хорезма Джелал-ад-дина. Монгольские войска опустошили области Мультана, Лахора, Пешавара и ушли из Индии, взяв с собой 10.000 пленных, которые были убиты по дороге из-за недостатка провианта. В 1241 г. монгольские войска снова совершили набег на Индию и захватили Лахор. В 1246 г. монголы овладели Мультаном и Учем. Это привело к тому, что индийские феодалы для защиты своих владений объединились вокруг делийского султана Насир-ад-дина Махмуда (1246-1265), de facto под руководством его главного везиря Гийяс-ад-дина Балбана. Опираясь на поддержку мелких и средних феодалов, Балбан сначала как везир, а затем с 1265 по 1287 гг., как государь, сумел подорвать силу господствующей до этого тюркской феодальной клики. Он отбирал в казну земли тех держателей, которые не хотели подчиняться султану. Балбан обращал большое внимание на оборону государства 

Информация о работе Шпаргалка по "История Азии и Африки"