Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История республики Башкортостан".

Файлы: 1 файл

Ирб шпоры.docx

— 268.66 Кб (Скачать файл)

 

19. Религиозная политика царского  правительства в крае.

Можно выделить4этапа осуществления российским правительством религиозной политики в Башкортостане.1этап-втор.пол.16-нач80г.17-период соблюдения правительством условий, заключенных с башкирами при вхождении в рос.гос.Одним из важных условий, выдвинутых башкирскими послами и подтвержденных московским царем, была свобода вероисповедания.2этап – от начала восстания шейха Сеита Садиира в 1681 году и до подавления  вооруженного выступления башкир в 1735-1740 гг.Это время  переход центральной власти к активной религиозной политике,проведение христианизации в Башк..С тревогой было воспринято назначение в 1681 году в Уфу особого епископа. Именно весть о том, что «иноверцев» велено обращать в христианство,явилась поводом к началу русско-башкирской войны 80-х гг. XVII в.После окончания войны крещеным продолжали предоставлять льготы. Запрещалось превращение новокрещенных людей в холопов,также они освобождались от наказания за совершенные ранее проступки.Однако новокрещены не хотели выполнять церковные обряды.В ответ на жесточайшие наказания сжигали церкви и дома священников,поднимали восстания.Например, в ходе войны1704-1708г., и др. многие башкиры, захваченные в плен, были приговорены к смерти.Спасая свою жизнь, они соглашались перейти в православие.За обратный же переход в мусульманство их сжигали на кострах вероотступников.Прав-о провозгласило дополн-ые льготы принимавшим православную веру-они освобождались на3г.от уплаты податей,но подати некрещеных крестьян возрастали.Задевали религ-е убеждения мусульман требования властей строить мечети по образцу христианских храмов,устраивать кладбища около мечети,а религ-е обряды приблизить к христ-м.При заключении браков и на  похоронах требовалось присутствие не только мусульманского муллы,но и православного священника.Тем не менее, успехи христианских миссионеров были скромны:в перв.четв17в. в Башкирии крещенных было300дворов.3этап1736-1789г.-время самого активного наступления царизма на ислам,причем крещение язычников и мусульман проводилось насильственными путями.Усиливается правит-ая колонизация,создаются границы по рекам,вЗауралье,чтобы окружить Башк-ю  военными укреплениями и предотвратить возможные выступления.Запрещали пропаганду ислама,строит-во мечетей,открытие конфесс-х школ,сокращалось кол-во представителей мусул-го духовенства, ограничивались функции мусул-х шариатских судов.На этом этапе разрешалась покупка и перепродажа жен и детей повстанцев с правом их крещения.Численность крещеных башкир возрастала в голодные годы(1738, 1776).За крещение давали бесплатный хлеб.Бедные башкиры обменивали жен и детей на хлеб при условии их крещения,практиковались также самопродажа людей с превращением их в христиан.Вслед за подавлением восстания 1735-1740гг. усилилась борьба с исламом. По сенатскому указу от 9 ноября 1742г. уничтожались все новые мечети.Протесты мусульман были в виде жалоб,расправы(свящ-ов избивали и убивали). Насильственное крещение мусульман было временно приостановлено т.к.«деятельность миссионеров разоряет башкир и наносит большой вред интересам государства»В1773г.указ «О терпимости  всех вероисповеданий», чтобы между подданными империи «любовь, тишина и согласие царствовали»4этап с кон80г.17в.до 1861г.В это время правительство резко меняет свое отношение к исламу, путем открытия в Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания в начале декабря 1789г.Мероприятия правительства,такие как издание указа о свободе вероисповеданий и открытие Духовного управления мусульман в Уфе, проводилось в целях привлечения соседних казахов на сторону России.Строились новые мечети, открывались при них религиозные школы.Пропаганда ислама носила в целом повсеместный и свободный характер.Вместе с тем крещение мусульман и язычников продолжалось но не правительством,а церквью.Однако массового и насильственного крещения уже не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Экономическое развитие края  в XVIII в. Развитие земледелия у  башкир в первой половине XVII I в .

Башкирское хозяйство.Кризисное состояние башкирского хозяйства вследствие разрушительных последствий гражданской войны1773-1775,деятельности карательных экспедиций,потери башкирами значительной части вотчинных земель.Промыслы:бортничество,охота,рыбнаяловля,кожевенный,шорный,гончарный,извозный,кузнечный(кроме башкир),мукомольное дело,производство гужевого транспорта. Сохранение полукочевого скотоводства у башкир, проживающих на юге, востоке и в центре края.Хлебопашество башкир Осинской и Казанской дорог.Тенденция к увеличению доли земледельческих занятий коренного населения во втор.пол18в.В центре Башкирии земледелие постепенно приобретало господствующие позиции, хотя и сочеталось с полукочевым скотоводством и традиционными лесными промыслами.Смешанный,скотоводческо-земледельческий тип хозяйства сложился и у башкирСеверо-вост,юго-зап.части края. К кон18в.вследствие соц-эконом-х процессов внутри башкирского общества количество скота начинает сокращаться,даже в этой части Башкирии возникают новые очаги земледелия с оседлым населением. Башк.земледелие развивалось на основе использования достижений агрикультуры русского и нерусских земледельческих народов Урала и Поволжья. Системы земледелия были разнообразны:трехполье сочеталось с перелогом, а в лесных районах и с элементами подсеки.Для обработки залежей использовался татарский сабан, на более мягких почвах-соха,косуля.Одинаковыми были и другие сельхоз орудия. Башкиры сеяли ячмень,просо,овес,коноплю,позднее пшеницу,озимую рожь. Наиболее высокие урожаи получали башкиры Осинской дороги (сам-10 для ржи и овса,сам-9 для пшеницы,гороха,сам-4 для ячменя,сам-3 для полбы).Размеры посевов у башкир были сравнительно небольшими-от 1 до 8 дес.на двор,у феодально-патриархальной верхушки-значительно большими.Земледелие в Башк-и развивалось столь успешно, что в кон.18в.обеспечивало хлебом неземледельческое население края,а часть урожая вывозилась за его пределы.Хоз.башкир в18в. продолжало сохранять преимущественно натуральный характер.Товарно-денежные отношения в крае оживились со строительством Оренбурга и Троицкой крепости(в которых была сосредоточена торговля со среднеазиатскими купцами),с увеличением численности русского и татарского купечества. Башкиры привозили на эти рынки скот,пушнину,мед,хмель,изредка хлеб.В торговлю вовлекалась главным образом феодально-патриархальная верхушка башкирского общества.

Башк.поташные предприятия.Поташ как сырье используемое при изготовлении стекла,красок,выделке кож,производстве сукна,отбеливание тканей.Появление предприятий по производству кирпича по переработке земледельческих и животноводческих продуктов

Развитие промышленности и торговли в крае во втор.пол18в.Первые попытки начать разработку нефти в Башкирии. Разработка соляных месторождений казенными ведомствами.Ускорение горнозаводского строит-а в1750-нач.1770.Разрушение горных заводов и прекращение заводостроительства в результате событий 1773-1775гг. Активизация заводского строительства к кон70-х г18в.Замедление темпов строит-ва заводов в посл.четв.18в.Кризис промышленности Башкирии и Урала в конце XVIII в. (недостаток разведанных рудных месторождений,водных энергетических запасов,снижение спроса на русский металл,кризис мануфактурного производства).

Торговля. Активизация торговли в крае. Появление еженедельных базаров и торжков. Возникновение сезонных ярмарок в Оренбурге,Троицке,Челябинске,Уфе,Мензелинске,Бирске,Белебее,Бугульме.Оерации купли,продажи,обмена.Узость рынка как следствие скудости капиталов у местных торговцев.

 

21. Историография башкирских восстаний XVII- XVII I вв

Под общим названием «башкирские восстания» в отечественной исторической литературе принято подразумевать вооруженную борьбу башкир в XVII—XVIII веках, направленную против колониальной политики царизма в крае. Такие восстания пылали в Башкортостане в 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704—1711 гг., 1735—1740 гг., 1755—1756, 1773—1775 гг. Движущие силы, цели, причины этих восстаний были схожи, поэтому они воспринимаются как единый исторический феномен. В их череде особое место занимает последнее выступление периода феодализма — восстание 1835 года. Оно проходит в совершенно иных исторических условиях — в период уже начавшейся интеграции Башкортостана и башкир в состав России: население края было уже многонациональным, активно и небезуспешно насаждается правительством земледельческое хозяйство и быт, более того — вводится кантонная система управления (1798—1865 гг.).

На тему восстания 1835 г. в дореволюционное время обратил внимание И.С.Шукшинцев. В небольшой работе «Волнения в Башкирии в 1835 г.» он отмечает причины восстания, оценивает события в регионе как отдельные, разрозненные стихийные выступления народных масс1 .

Причины восстания 1835 года, характер волнения, действующие силы, конкретные события и территория, охваченная восстанием, изучены С.Н.Нигматуллиным. Материалы по теме, разработанные им в 1938 году, хранятся сегодня в научном архиве УНЦ РАН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Башкирское восстание 1662-1664 годов. Историография  проблемы.

Сперва челобитные,не помогали.потом в руки стали брать оружие.Массовое народное движение в Башкирии началось в 1662 г.Основной его причиной явился захват башкирских земель под городки, основание Закамской линии крепостей в 50-х гг. и содействие калмыцким феодалам в изъятии кочевий в юго-западной Башкирии. Башкиры были недовольны также ростом феодального гнета и произволом уфимских феодалов. Последний ярко проявился в действиях уфимских служилых людей при сборе ясака и возвращении пленных и скота, взятых башкирами в ходе стычек с калмыками.Восстание началось одновременно на территории Сибирской и Осинской дорог. Во второй половине июля 1662 г. крупный отряд восставших сибирских башкир под предводительством Сары Мергена подошел к Катайскому острогу и Долматовскому монастырю. Повстанцы совершили несколько приступов, но взять эти пункты не сумели. Разорив окрестные деревни, восставшие вернулись к озеру Иртыш, где находились их семьи. В августе — сентябре восставшие действовали на обширной территории бассейнов рек Исеть, Чусовая и Пышма. Они захватили Мурзинскую, Белослудскую и Усть-Ирбитскую слободу. Крупное сражение восставших с правительственной командой состоялось под Ирбитской слободой. Восставшие отступили.

 Другим районом борьбы  является Кунгурский уезд. Во  второй половине июля отряды  восставших, состоящие из башкир  Сибирской и Осинской дорог, нападали  на местные крепости, монастыри  и села. В конце месяца они  заняли г. Кунгур, Степановский острог, Воздвиженский и Рождественский  монастыри, села и деревни на  р. Сылва. Уцелел только Спасский  монастырь, где и укрылось население. Башкир в их борьбе поддерживали  кунгурские, вятские, уржумские татары. Источники свидетельствуют о  наличии пушек у восставших  этого района.

Правительство приняло спешные меры для подавления восстания. Из Тюмени против восставших были направлены отряды стрельцов и рейтаров. Из Тобольска выступили пехотный и драгунские полки во главе с полковником Полуэктовым. Около озера Иртяш состоялось крупное сражение. Каратели после этого стали разорять башкирские деревни.У восставших Зауралья произошел раскол. Одни обратились за помощью к калмыцкому тайше Тайчину, другие во главе с Сары Мергеном стояли за продолжение борьбы.Тайчин не поддержал башкир. Часть повстанцев стала склоняться к переговорам с властями. Начались переговоры до марта 1663,результатов не дали. Весной 1663 г. в Зауралье борьба возобновилась.Подавлением восстания в европейской части края руководил один из казанских воевод князь Болконский. Он во главе карательных войск прибыл в Уфу.Предложид восставшив прийти с повинной.Часть башкир пришла.Гаура Акбулатова и Улекея выданных, принесшими повинную феодалами-повстанцамиказнили.Башкир вынудили дать в Уфу в заложники40чел.Воеводой стал Волконский.Но не все участники принесли повинную. Поэтому поздней осенью 1662 г. из Уфы была организована карательная экспедиция в Сибирскую дороги.Поход не достиг цели.По поручению правительства с восставшими вел переговоры и воевода Астрахани князь Г. С. Черкасский.В ноябре 1662 г. его людям удалось собрать в г. Уфе около 3000 представителей повстанцев для переговоров. Собравшиеся согласились прекратить борьбу и составить челобитную на имя царя о своих нуждах.

Жители Казанской и Ногайской дорог установили связи с калмыцкими тайшами Дайчиным и Аюкой. Восстание возобновилось весной1663г. Первыми выступили башкиры Зауралья. К ним присоединились манси, живущие по р.Чусовая и группа русских людей из Верхотурья. Верхотурский стрелец И. Громыхалов привозил повстанцам порох и свинец из города.Также восстание оживилось на Сиб дороге.Летом 1663 г. борьба развернулась по всему Зауралью. Во второй половине июня восставшие заняли ряд сел и деревень по р.Режь. Осенью борьба развернулась в окрестностях озера Ирбит и бассейна р. Ирбит.На выручку выступила команда Полуэктова. Но восставшие нанесли карателям серьезное поражение. В ходе ожесточенного сражения команда потеряла свыше 30 человек убитыми, многие, в том числе и Полуэктов, были ранены.Власти неоднократно предлагали башкирам начать переговоры, обещая уступки.Поэтому в октябре начались переговоры. Зимой 1665 г. представители восставших побывали в Тобольске. Борьба в Зауралье прекратилась.

Борьба на Ногайской и Казанской дорогах возобновилась весной 1663 г. Восставшие действовали в центре Башкирии, вблизи Уфы и в районе Закамской линии.Предводители пытались организационно объединить действия всех повстанцев. На осень 1663 г. был задуман совместный поход восставших Ногайской, Казанской и Сибирской дорог на Уфу. Но отряды из Сибирской дороги не прибыли на условленное место, поход не состоялся. Тогда ногайские башкиры начали переговоры с властями. Примирение.Но восстание на Казанской дороге продолжалось до глубокой осени 1663 г. Лишь затем, после неоднократных призывов властей, они согласились на переговоры.Власти пошли на уступки: был снят со своего поста уфимский воевода Волконский.Прав-во еще раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. Новому воеводе было ведено рассмотреть жалобы башкир по земельному вопросу и удовлетворить их претензии. Власти обещали также покончить с произволом при сборе ясака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Башкирское восстание 1681-1684 годов. Историография  проблемы.

Временные уступки властей не устранили главных причин недовольства народных масс.Продолжающийся захват башкирских земель, фискальный гнет, злоупотребления местных властей создавали предпосылки для нового вооруженного восстания.Поводом послужили слухи о насильственной христианизации нерусского населения Поволжья и Приуралья.Массовое движение в крае началось весной 1681 г. В начале апреля отряды восставших обрушились на закамские крепости.УКамы запылали монастыри и церкви, помещичьи и дворцовые села.Районом интенсивного движения была Осинская дорога.Основной удар повстанцы направили на Кунгур и на окрестные крепости.Осады.Восставшие нападали на Самару.В мая повстанцы появились в окрестностях Уфы. Принадлежавшие уфимским дворянам села и деревни вокруг города были заняты восставшими. Уфа оказалась в осаде и подверглась неоднократным приступам. Предводителем восставших был Саит. Воеводы Уфы и Казани обратились в Москву за помощью. В сер мая1682г.карат.экспед.возглавил казанск.воевода Шереметев. В помощь ему были посланы из Москвы военные. Тем временем уфимский воевода Коркодинов, собрав местные воинские силы, выступил против повстанцев.В июне в районе р. Ик состоялось крупное сражение. Предводитель восстания Саит был ранен.Обе стороны понесли потери.Одновременно велись переговоры о мире.8 июля 1682 г. правительство от имени царей Ивана и Петра Алексеевичей обратилось к башкирам с грамотой, в ней власти официально отказывались от политики насильственной христианизации башкир, обещали прощение восставшим и разные «милости».Раскол в ряды восставших. Часть из них обратилась к правительству с челобитной, составленной от имени жителей четырех «дорог». Выборные башкиры Кучук Юлаев «с товарыщи» повезли ее в Москву. К компромиссу с властями склонялась, в первую очередь, верхушка башкирского общества. Тархан Ногайской дороги Иш-Мухамет Давлетбаев предложил свои услуги уфимскому воеводе для успокоения восставших. Другая группа восставших во главе с Саитом не шла на мир. К ним присоединились отряды калмыков, к которым восставшие обратились за помощью.Восставшие возобновили нападение на закамские крепости.осадилиМензелинск. Восставшие заняли село Николо-Березовку и несколько деревень в северо¬западной части Башкирии. В августе-октябре активные действия развернулись на Ногайской дороге. Восставшие вновь подошли к Уфе. 'Новый подъем восстания в западной и центральной Башкирии способствовал волнениям в Зауралье..

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"