Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История республики Башкортостан".

Файлы: 1 файл

Ирб шпоры.docx

— 268.66 Кб (Скачать файл)

По предположению ученых, межовские племена скорее всего были носителями древнего финно-угорского(угорского) языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Эпоха  раннего железного века на  Южном Урале.

Около X—IX вв. до н. э. ч-к освоил металлургию железа и начал изг-ть из него О.Т, оружие и украшения; Применение железа многократно повысило производит-сть труда в землед.,обработке дерева, горном деле.Это, в свою очередь, ускорило рост богат-ва и накопление его в руках родо-племенных вождей и усилило процесс образ-ия классов. Дальнейшее развитие скотов-го хоз-ва в начале.ржв. в степях У., Сибири, Казахстана, Ср.Азии и Ниж.Поволжья привело к тому,что люди окончательно забросили постоянные поселения и перешли к так наз-мому таборному кочеванию — круглогодичному передвижению за табунами лошадей. Т.о можно было обеспечить макс. Использ-е степных просторов.Труд стал более продуктивным, появилось много излишков скотоводч-ой продукции—мяса, шерсти, молока, шкур, усилился обмен между землед-ми и скотов-ими р-ми.А постоянное общение степных н-дов м.у собой,общее хоз-во,единый образ жизни привели к сближению ку-ры всех евразийских степных племен.кочевников РЖВ (VIII—I вв. до н. э.) на тер.У.,Сибири, Казахстана принято называть именем “саки”.Саки оставили тыс.беспорядочно разбросанных по степи курганов, среди к-ых особенно выдел-ся так называемые “царские” курганы высотой 5—18 м и диаметром 100—200 и более метров.Они представ-ют сложное архитек-е сооружение: внутри земляных насыпей были большие бревенчатые срубы или шатры а внутри этих сооружений —могилы знатных людей (“царей”).В них лежали тыс.золотых и серебр. украшений. Сущ-ет утверждение что саки явились древн-ми предками современ-х тюркоязычных народов: казахов, узбеков, башкир, татар и других. “царский” курган, оставлен уральской группой саков, раскопанный близ д. Филипповка в Оренбургской обл-и.Могила не менее 4-5 раз была сильно разграблена в древности,несмотря на это, в ней найдены сотни золотых предметов: бусы, обломки золотых пластин и другие предметы.

Каждая чаша обложена золотыми обкладками, образующими сложные изображения фигур всадников,дерущихся верблюдов,грифонов,оленя. олотые ручки сосудов сделаны в виде крыльев или клювов птиц.Сакские племена имели оживленные торг. и ку-ные связи с более юж.странами — Др. Хорезмом, Согдой, Бактрией и даже далеким Египтом. Первые века н.э. древней истории Юж.У.знаменуются приходом сюда значительной группы племен -гуннов центрально-азиатского происхождения. Гунны были могучим северным соседом Китая и тоже занимались кочевым скот-вом. В ходе многолетней граждан. В-ны среди гуннов одна группа потерпела сокрушительное поражение,после чего была вынуждена искать спасения в бегстве на запад — в Ср. Азию, Казахстан и Юж.Сибирь.Движение гуннов на запад положило начало эпохе, известной в науке как Великое переселение народов. На пути своего следования они все подвергали уничтожению поэтому народы были вынуждены спасаться переселением в северные, малонаселенные лесостепные и лесные районы. А на завоеванных землях гунны создали мощные гос-ва,где больш-во населения составляли мест. племена.Несомненно,что в запад. походы гуннов было вовлечено основное кочевое население степной зоны Юж.У. Известно, что объединенные силы гуннов и кочевых племен Юж.Сибири, Казахстана и У. в 70-х годах IV в. н. э. переправились через Волгу и вторглись в пределы Вост. и Центр. Европы, где вскоре возникло новое государство кочевников, возглавляемое ханом Аттилой. Гунны говорили на древнетюрском языке и расселение их в степях Юж.У. привело к усилению тюркизации местных кочевых и оседлых племен края. Расселение гуннов по территории Сибири, Казахстана, Ср.Азии и юга Вост.Европы способствовало формир-ю здесь новых этнических образований, сыгравших активную роль в формировании многих тюрко-язычных народов, в том числе древних башкир.

Оседлые скотоводческо-земледельческие племена.А в северных лесных районах - по берегам р. Бе-лой и ее притоков, жили племена ананьинской ку-ры,к-ые в отличие от своих юж.соседей вели оседлый образ жизни,занимаясь главным образом мотыжным зем-леделием и пастушеским скот-ом.Определенную роль в хозяйстве играли охота и рыб-во Ананьинские племена на тер. Башк. составляли часть многочислен. народа, густо расселив-шегося по всему бассейну р. Камы (они так названы по первому хорошо изученному могильнику близ д. Ананьино).

Племена ананьинской ку-ры жили на открытых поселениях по берегам крупных рек и в сильно укреп-ых городищах-крепостях.

В бас.р.Белой таких ананьинских городищ-кре-постей сейчас выявлено несколько десятков,но наиболее изученным среди них является городище Тратау, недалеко от д. БачкитауКраснокамского района, защищенное пятью валами и рвами. Ананьинские племена в своем хозяйстве разводили, традиционные для оседлых на- родов,- коров, лошадей, мелкий рогатый скот и свиней. Важной отраслью хоз-ва было земл-е.

Оседлый образ жизни в окружении лесов способствовал.Особенностью ку-ры ананьинских племен явл-я то, что своих умерших они хоронили не в мелк.простых могилах. Широко распространен-ми у них были представления о том, что ч-к при переходе в загробную жизнь должен был переходить через реку,и,чтобы облегчить этот переход,его укладывали ногами в сторону реки. .

Принято считать, что ананьинские племена яв-сь древ-ими прямыми предками современных финноугорских народов Прикамья (мари, удмурты, коми); Около II в. до н.э. единая и обширная ананьинская ку-ра распалась на ряд небольших ку-р.В частности, на Ср.Каме и р. Белой она сменилась пьяноборской ку-рой, существовавшей до IV в. н. э. Эта смена ку-р произошла в рез-те серьезных изм-ий в хоз-ве,а также в этническом с-ве населения. Н-р, в памя-ах пьяноборскихплемен заметно увеличивает-ся количество бронз. и желез. предметов ,что указывает на происшедший прогресс в металлургии меди, бронзы и железа. Изменения в сфере произ-ва сопровождались перемещениями отд-х племенных групп и формированием; новых племенных союзов, к-ые затем служили основой для формирования современных прикамских народов (уд-мурты, марийцы, коми).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Средневековые  письменные источники по истории  края.

В историч. Лит-ре IX - X вв. появл-ся первые упоминания о племенах ЮжУ.. Н-р,в книге известного автора Ибн-Хордалбека"Худуд ал-алам"сообщается о переселении с Иртыша в район Ур-их гор племен кыпчаков Подобные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли,под к-ми подразумевают Уральск. горы .Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами,входившими в с-в кыпчакского этно-политического образования,господ-его в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное гос-во,известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под соб-ым именем народа описана арабским путешественником Саламом Тардже-маном,совершившим путешествие через Юж.У.в 40-х годах IX в.В 922 г. в с-ве посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию ч.з страну башкир проезжал Ибн-Фадлан.Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии  мусульм. религ. Ибн-Фадлан вел дневник,куда записывал все увиденное и услышанное.Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок"

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир,но это восполняется его современник Истахри, который знает о башкирах,обитающих к востоку от булгар,в горно-лесных районах след-но, на Юж.У.Эти сведения подтв-ют многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным счита-ся труд крупного арабского историка Идриси.Хотя он жил в XII в.,но при описании истории народов Вост.Европы, Казахстана и Ср.Азии пользовался не дошедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал Т.О,действительность этого времени.Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршру-тов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булг. В стране башкир источники Идриси знают такие города как Karukia, Masra и Kasra, к-ые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка башкир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков.

 В письм-х источ-х IX-X вв. появляются первые упоминания  о племенах Юж.У.В трудах, н-р,историков IX-X вв. Ибн-Хордадбека есть упоминание  отделении кипчакских племён  от основной массы,проживающей  на Иртыше,и переселении их  на запад.(на тер. печенегов).

 С данным сообщением  перекликаются сведения китайских  источников начала IX в., где говорится  о движении кыпчаков к горам  Юйли-бойли. Исследователи пришли  к выводу о том,что горами  Юйли-Бойли в них подразумевается  Южный Урал.

Из рассм.источников,восходящих к VII-IX вв. видно,что степная зона Юж.У была заселена тюрко-язычными кочевыми племенами кыпчаков (огузов) и рассм. как составная ч-ть обширной тер.гос-ва кимаков.В непосредственной близости от них в предгорной части Ю.У.жили башкирские племена.

В 842-847 гг. ч.з терр., заселённую башкирами, проезжал арабский путешественник Саллам Тарджеман.

В сочинениях греческих, китайских, арабских, персидских, турецких и других авторов мы находим прямые свиде-ва о пребывании башкир на той терр.,к-ую они занимают теперь, -т. е. по обеим сторонам Уральского хребта между реками Волгою и Камой,Тоболом, в верхнем и среднем течении Яика (Урала).

Исторические сведения Клавдия Птолемея (II в. н.э.). Так скифские племена, обитающие возле Дона и известные по материалам Птолемея под названием Пасиртай, — известный востоковед А.3. Валид Тоган относит к древним башкирам, обращая в первую очередь внимание исследователей на идентичность этнонимов Башкорт и Пас(к)иртай.

географические названия с этнонимом Башkорт.

На «Самой старой турецкой карте мира, составленной Махмудом Кашгарским в 1077 году, указана территория с надписью «Степи башкир»В «Армянской географии», последней трети VII в., сообщается, что среди реки Атель (Волги) находится остров, на котором укрывается народ баслов от сильных народов хазар и бутков, приходивших сюда на зимние пастбища и располагающихся на востоке и на западе от реки. Бутками и бушками здесь названы башкиры — баджгурд арабских писателей (14).

Другой арабский историк Масуди упоминает о племени под названием Бажгурд, которое в сражении, у Аральского моря, совместно с печенегами и еще с тремя племенами против угузов, карлуков и кимаков потерпело поражение и двинулось в область Хазар Северного Кавказа (19). Западные писатели-историки Плано-Карпини и Рубруквис называют страну, находящуюся между реками Волгою и Уралом, в соседстве с Казанскою Болгарией, именем Pascatir, т. е. Башкирией

Итак, в материалах средневековых авторов фиксируются не только народ под названием Башкорт, но и страна, горы, земли и города башкир с аналогичным названием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Башкирские  шежере как исторические источники.

Башкирские шежере

ШЕЖЕРЕ генеалогическая запись башкирских племен и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об ист-их соб-ях,о важнейших фактах жизни родов и племен.Особенностью шежере явл-ся сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых шежере считалось обязательным. В 15-16 вв. шежере получили письм. оформление. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период. Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический х-р: в них наряду с историч-ми сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально-этических нормах, сюжеты произв. народного творчества, литературные фрагменты.Отдельные шежере охватывают довольно большой историч. период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского государства и Золотой Орды. В кыпсакских родовых шежере эпоха кыпсакских объединений (Дешт- и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены в связи с историей башкир. В шежере ранних периодов преобладает фольклорный материал: мифы, предания и легенды. В последующих шежере, касающихся событий 13-15 вв., основное место занимают историч. факты,иногда встреч-ся сюжеты героич.эпоса,песен, элементы обрядового фольклора.Таковы, например, шежере карагай-кыпсакского,тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов "Шежере племени Усерган" написан в стихах и представляет собой письм.поэтический памя-к.. Башкирское шежере опирается и на традиции шежере тюркских, монгольских, арабских и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как "Сборник летописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих", 1300-1310) Рашид-ад-адина, "Тюркские шежере" ("Шэжэрэ-и тэрк", 17 в.) Абулгазы, "Сборник истописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих," 1602) Кадыра Гали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Финноугорская  теория происхождения башкир. Башкиро-мадьярская  проблема. Историография вопроса.

о происх-ии баш-го народа существуют три теории: тюркская, угорская, промежуточная.

В науке известно венгерское предание, записанное в конце XII века.Оно рассказ-ет о пути движения мадьяр с востока в Паннонию современ. Венгрию.Говорит, что мадьярские племена двигались на запад «с великим множеством союзных народов, в числе которых могли быть нек-ые башкирские племена.Отмечают, что венгерский союз в Паннонии состоял из 7племен, двое из к-ых наз-ись Юрматоу и Ене.В формир-ии баш-го народа участвовали наряду с многочислен.племенами древн. и крупные племена юрматы и еней.У мадьярских племен, обосновавшихся в Паннонии, сохранились предания об их древней прародине и оставшихся там соплеменниках.Чтобы их найти и обратить в христианство,с этой целью совершил путешествие в районы Поволжья венгерский монах Юлиан. После долгих мучений ему удалось попасть в Великую Булгарию. Там,Юлиан встретил венгерскую женщину,выданную замуж в этот город «из страны, которую он искал.Она и указала ему дорогу к соплеменникам.Юлиан нашел их близ большой реки Этиль (Идель),или Волга.« И изложил им, и о вере, и о прочем,они весьма внимательно слушали,так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали,и он их» Плано Карпинив своих трудах называет страну башкир «Великой Венгрией»»

Другой католический миссионер Гильом де Рубрук, посетивший Золотую Орду в 1253 году, сообщает:  мы нашли большую реку, именуемую Ягак (Яик)она течет с севера, из земли паскатир (башкир)язык паскатир и венгров -один и тот же.Одним из первых о происхождении б-р писал Страленберг Филипп-Иоганн, подполковник шведской армии.Он сопровождал Карла XII в Северной войне. Во время Полтавской битвы был взят в плен и сослан в Сибирь.Получив разрешение путешествовать по Сибири, составил её карту. В 1730 г. издал в Стокгольме Страленберг назвал башкир остяками, так как они рыжеволосы и соседи называют сары-иштяками (остяками). Таким образом, Страленберг первым выдвинул теорию об угорском происхождении башкирского народа.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"