Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История республики Башкортостан".

Файлы: 1 файл

Ирб шпоры.docx

— 268.66 Кб (Скачать файл)

историк В.Н.Татищев (1686—1750) в «Истории Российской» первым в русской историографии дает историко-этнографическое описание башкир .Этноним «башкорт» означает «главный волк» или «вор». Казахи наз-ют их «сары-остяками». По мнению В.Н.Татищева, б-ры упомин-ся еще у Птолемея «аскатирами».Башкиры «народ был великим», я-ся потомками древних финноязычных .Об этом же свидетельствуют Карпини и Рубрук.

Н.М.Карамзин в I томе «Истории государства Российского опираясь на сведения европейских путешественников XIII в. Юлиана,Плано Карпини и Гильома де Рубрука пишет,что башкиры живут между Уралом и Волгой.В начале язык у них был венгерский. Потом они отюречились.Башкирцы говорят ныне языком татарским,они приняли его от своих победителей.В 1869 г., была опубликована работа Д.А.Хвольсона «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-АлиАхмедаБенОмарИбн-Даста,неизвестного доселе арабского писателя начала Х века».В ней автор анализ.сочинения средневековых арабских географов и путешественников о б-ах и мадьярах.Его выводы сводятся :Первоначальной родиной мадьяр были обе стороны Уральских гор, т.е. территории м.у Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика. Они входили в состав башкирского народа. На основе анализа сообщений Ибн-Даста, Ибн-Фадлана,и др. о башкирах и мадьярах и исходя из положения о том, что мадьяры явл-ся частью баш-го народа,Хвольсон считает, что древн. формой имени башкир был «Баджгард». Этот этноним постепенно изменяется «двояким образом: на востоке из «Баджгард» образовались формы «Башгард», «Башкард», «Башкарт» и т.д.; на западе начальное «б» перешло в «м», а конечное «д» было отброшено, так появилась форма «Маджгар» из «Баджгард», «Маджгар» перешел в «Маджар» и эта форма наконец перешла в «Мадьяр».

Примерно такая же точка зрения была высказана И.Н.Березиным. В поддержку гипотезы Хвольсона выступил известный исследователь истории Сибири И.Фишер Он также считал, что этноним венгров «madchar» происходит от слова «baschart».

Из антропологов угорская теория была поддержана К.Уйфальфи. Он произвел обмер 12 солдат Оренбургского башкирского конного полка и сделал заключение, что по антропологическим данным башкиры -финно-угры

М.И.Уметбаев Он считает,что Башкиры являются коренным и исконным народом Юж.У. По этнической принадлежности — угры.Они были соседями булгар и одновременно с ними приняли ислам.В средние века в Башк. начали переселяться кыпчаки,бурзяне, уркмены и другие народы, больш-во к-ых «принадлежит монгольскому племени» (Видя это, башкиры начали называть себя Баш Унгар, т.е. главный угор. Баш Унгар постепенно принял форму «башкорт».

В.Ф.Филоненко «смелость и безграничная отвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк.. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языке Востока значил «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи и разбои считались знаменитыми подвигами»

делает выводы

1) в начале X в. башкиры  уже находились в занимаемых  ими ныне местах;

2) они и тогда были  известны под настоящим своим  названием «башкорт», «башкурт»  и т.д.;

3) башкиры и венгры —  одного и того же происхождения;

4) башкиры в настоящее  время — тюрки.

Среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи придерживается угорской гипотезы и считает, что ос-ым ядром в складывании баш-ого народа яв-ись оставшиеся на Волге мадьярские племена юрматы и еней. Джалиль Киекбаев.

выводы о башкиро-венгерской этнической связи (Слово йэнэй употреблялось в значении большой, т.е. обозначало большое племя. А где есть большое племя, есть и малое племя. В Венгрии среди древних венгерских племен было племя кэси. Слова венгр и венгер образованы от слова вунугыр.Вун по-башкирски -это десять. Поэтому нек-ые народы называют венгров унгар А слово башкорт образовано от бэш угыр, потом изменилось в башгур и башкурт, сейчас башкорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Тюркская  теория происхождения башкирского  народа. Историография вопроса.

Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.

Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин,Махмуд Кашгари.

В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, Т. Мюллер, И. Г. Георги. В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым, Н. А. Мажитовым, Р. Г. Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.

Этапы формирования по Р. Г. Кузееву[3] [2]:

•С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).

•В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.

•Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)

•Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.

•XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.

•В XIII—XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.

•В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.[2]

З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами,мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.[4]

В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т. Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Древние башкиры в Х-Х II веках. Историография проблемы.

Хозяйство и общественный строй башкир IX -XII вв.

Древнебашкирские племена сформировались в единый народ, наследуя культуры бахмутинских, турбаслинских и караякуповских племен VII - VIII вв., у которых, в совокупности, имелось более 600 городищ и селищ, густой сетью покрывавших весь Южный Урал. Если к этому числу добавить еще более 100 поселений и постоянно функциони-ровавших могильников-кладбищ башкир IX - XII вв., то создается объективная историческая картина, характери-зующая жизненный уклад древнебашкирских племен. В нем нашли отражение многовековые традиции ведения в крае комплексного хозяйства, где ведущими отраслями были земледелие, полукочевое и пастушеское скотоводство. Хозяйству башкирских племен IX - XII вв. большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Об этом говорят массо-вые находки в археологических памятниках металлических предметов различного назначения - орудий труда, оружия, украшений, среди которых наблюдается однообразие в формах и размерах. Это свидетельствует о том, что у баш-кир были многочисленные кузнецы высокого класса, спе-циализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX-XII вв. активных торговых связей со своими отдаленными соседями. Убеди-тельно, в частности, фиксируются подобные связи с наро-дами Средней Азии, откуда башкиры получали роскошные согдийские шелка. Их остатки найдены археологами во многих памятниках этого времени, а в Ямашитауском кур-гане близ с. Исянгулово-сразу пять их сортов. Большой приток ювелирных изделий, роскошных тканей южного происхождения однозначно указывает, что баш-киры поддерживали тесные торгово-экономические связи с южными странами. Имеются указания средневековых пись-менных источников о том, что через территорию Истори-ческой Башкирии проходил международный торговый путь, связывавший народы Сибири и Восточной Европы.

Культурно-экономические отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных. На эту мысль наводит продолжающийся массо-вый приток на Южный Урал монет, доказательством чего служат многочисленные находки в могильниках IX-XI вв. и случаи обнаружения на Южном Урале кладов сасанид-ских монет. В частности, клад из 69 дирхемов был открыт в 1874 г. на р. Дема. Другой клад из 50 таких же монет известен и на Среднем Урале: найден в 1860 г. недалеко от г. Чердыни.

Однако необходимо подчеркнуть, что развитие хозяй-ства башкир конца I - начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческому труду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазар-ском каганате. Основная масса башкир, рано переходя к полуоседлости по сравнению с другими степняками (тюр-ки, печенеги, кипчаки и др.), продолжала оставаться на ней на протяжении всего средневековья. Тут причин много, но главными являются: а) веками приспособленная к бо-гатым природным условиям края система ведения полу-кочевого скотоводства, б) вхождение основной части Юж-ного Урала в широкий мир степей и использование их как летних пастбищ более могущественными в военно-полити-ческом отношении этническими объединениями.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании у башкир IX-XII вв. собствен-ных политических объединений типа государственных обра-зований. В них, например, упоминается, что башкиры XIII - XIV вв. являются прямыми потомками союза семи баш-кирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX-X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт), о котором имеется рассказ в сочинении Гардизи (XI в.), написанный под боль-шим влиянием трудов Ибн-Хордадбека и ал-Джейхани Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между "владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников", в близком соседстве с кыргызами и гузами. В этом описа-нии легко угадывается Историческая Башкирия, ибо только она занимает такое пограничное положение между упомя-нутыми народами.

Сведения Гардизи о Башджурте с войском-дружиной из 2000 всадников перекликается с другими многочис-ленными упоминаниями о наличии у башкирских предво-дителей войска численностью в 2000 человек: они содер-жатся в трудах Истахри (X в.), ал-Балхи (X в.), Идриси (XII в.) и ряда других авторов.

Приведенный документ ценен еще тем, что он дает осно-вание думать о возможном происхождении этнонима "баш-корт" от имени башкирского хана Башкорт. Превраще-ние личного имени в общенародное в истории обычное явле-ние. Но наряду с этим существуют другие варианты объяс-нения происхождения самоназвания народа "баш-корт" Наиболее распространенными среди них являются версии, связанные с образованием: а) от двух производных слов - баш (голова), корт (пчела, волк), и б) от двух слов- баш (голова, главный), -кор (круг, общество) и суффикс множественного числа -т.

Все эти версии направлены только на объяснение значения этнонима "башкорт", но не затрагивает вопрос о за-кономерности образования имени всего народа. Вариант, связанный с личным именем Башджурт, имеет под собой реальные исторические события.

Культуру башкирских племен IX - XII вв. тесно связы-вает с тюркоязычными родами Евразийских степей един-ство религиозных верований во главе с главным богом Тенгре. Последний, как правило, олицетворялся с солнцем и небосводом вообще. Эта религия башкир подробно описана Ибн-Фадланом. Он писал, что у башкир "двенадцать господ (богов): у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли гос-подин, а господин, который в небе (Тенгре) - самый боль-шой из них, но только он объединяется с ними в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ".

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"