Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 234.85 Кб (Скачать файл)

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

 

5. Законы  Ману. Варны и касты.

Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев. Составление их индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э. Содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав. В Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не было, повседневная жизнь подчинялась религиозно-этическим правилам. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в гл. 8 и 9. Главное в тексте - закрепление существующего варнового строя.

 По  законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):

1) брахманы;

2) кшатрии;

3) вайшьи;

4) шудры.

Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.

К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов.

Второй варной из дваждырожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий.

Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.

К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.

Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг. Они стояли вне кастового строя. Характерно, что для освобождения, от рабства в Древней Индии имелось гораздо больше возможностей, чем в Древнем Вавилоне. Рабство в Индии носило домашний, патриархальный характер.

 

Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, сам процесс носил состязательный характер. Названы поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, невозвращение полученного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад и т.д.

 

6. Возникновение государства в Афинах.

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 до н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Военная демократия стала разрушаться под действием товарно-денежные отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется.

Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Метеки - лично свободные выходцы из других общин, не имевшие полит. прав и ограниченные в экономических. Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегию (9-и) архонтов (1-й - надзор за внутренним управлением, суд по семейным делам; 2-й (базилевс) - жреческие ф-ции, суд по религиозным делам; 3-й (полимарх) - военная власть; остальные - фесмофеты - судебная власть) - как высшие органы власти, упразднив при этом вождя племени и совет старейшин.Территориально вся Аттика была разбита на наукрарии (каждая - по одному кораблю во флот), возглавлявшиеся пританами. Назревал конфликт между демосом (боролся против порабощения, господства аристократии) и аристократией.

В 594г. Солон был избран архонтом и провел реформы: отменялась долговая кабала (произведена сисахфия - стряхивание бремени - освобождались закабалённые, проданные в рабство за границу подлежали выкупу за общественный счёт); ограничивалось землевладение; провозглашалась свобода завещаний; денежная реформа; разрешён вывоз оливкового масла за границу; по имущ. цензу (тимократическая реформа) все были разбиты на 4 разряда - пентакосиомедимны (500 медимнов; м. занимать любые должности), всадники (300; кроме архонтов), зевгиты (200; кроме архонтов) и феты (только избирали); создан Совет 400 (буле; по 100 человек от филы из первых трёх разрядов), руководивший подготовкой дел для обсуждения народным собранием, и расширены ф-ции народного собрания (экклесия; принимает законы, обсуждает важные гос. дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.

 Клисфен своими реформами продолжил дело Солона: разделил Аттику на 3 округа (г. Афины с пригородами, внутренняя центр. полоса, береговая полоса; делились на триттии) и вместо племенных фил ввел 10 (по 3 триттии из каждого округа)территориальных. Совет 400 стал Советом 500 (по 50 ч. от каждой филы); создал коллегию стратегов (1 ч. от филы), метекам предоставил права, ввел остракизм ("суд черепков"). Реформы Клисфена завершили формирование афинской демократической республики.

 В 5 в. до н.э. - реформы  Эфиальта (462 - лишение ареопага полит. власти; вето на постановления народного собрания получила гелиэя; право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии; по окончании срока службы должностного лица любой гр-нин мог подать на него жалобу; стали выставляться законы для всеобщего обозрения). 

Перикл продолжил реформы после убийства Эфиальта: разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе); жеребьёвка на выборах всех должностей, введение оплаты должностей; гр. реформа (полноправным гр-ном Афин явл-ся тот, чьи родители - афиняне). Однако реформы демократизации не устранили социальных противоречий.

 

7. Государственный строй Афин  в V – IV вв. до н.э. Античная демократия.

 

Военная демократия явилась последней стадией родового процесса. Богатая верхушка полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин. Утратил власть басилевс – племенной царь. Ба—силевс обладал правом военного командования, выполнял жреческие функции, участвовал в суде. Совет старейшин состоял из представителей знатных родов – евпатридов, Народное собрание созывалось в основном для одобрения криком решений Совета. Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Нужда толкает людей на поденную работу, оплачиваемую натурой – пищей, одеждой. Рабство носит патриархальный характер, и сам раб входит в состав семьи господина, дома знатных наполняются рабами.

Афинское государство по своей классовой сущности было рабовладельческим, по форме правления – рабовладельческой демократической республикой для свободных граждан. Если лицо незаконно присвоило право афинского гражданина, его могли обратить в рабство. Женщины к участию в политической жизни не допускались. Фактически демократия существовала лишь для зажиточных свободных афинских граждан.

Свойствами демократии в Афинах были участие граждан в принятии законов, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма.

Кровная месть за убийство еще не запрещена, но уже допускается выкуп.

Полноправными афинскими гражданами считались те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

К наиболее важным правам гражданина относились:

1) право на  личную свободу;

2) право на  земельный участок на полисной  территории;

3) право на  экономическую помощь от государства  в случае материальной необходимости;

4) право на  ношение оружия и службу в  ополчении, на участие в делах  государства;

5) право на  почитание и защиту отечественных  богов;

6) право на  защиту и покровительство афинских  законов.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метеки (чужеземцы, которые проживали в Афинах). Это люди, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки с афинскими гражданами.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, которые не могли иметь собственности, и рабов, принадлежавших государству.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость.

8. Возникновение  государства в Древнем Риме. Реформа  Сервия Туллия.

Древнейшая римская община сформировалась из представителей латин, этрусков, сабин, сформировавших свое поселение. Общинники, называвшиеся Патрициями, Основали город Рим в 753 г. до н. э. С развитием народного хозяйства растет имущественное различие граждан, выделяются наиболее богатые семьи — Аристократы, получившие социальные экономические и политические привилегии. Развитие города способствовало росту населения за счет представителей других родов — плебеев, они находились под покровительством патрициев, но аналогичных прав не приобретали.

Возглавлял римскую общину вождь, носивший имя Рекс. Его полномочия были в области военного дела, жреческого и судебного, но нельзя было считать их безграничными. Основной контроль над всеми сферами деятельности общества был поручен совету старейшин — сенату. Сенат контролировал и Рекса, и народное собрание. Народное собрание созывалось по трибам, их в Риме было три, правом голоса обладали только воины. Они в свою очередь делились на 30 курий.

К VI В. до н. э. значительно возрастает количество плебса, необходимость привлекать не принадлежащих к общине жителей в военные походы приводит к усилению политического влияния этой части общества. Наученные сражаться, плебеи встают на борьбу за уравнивание своих прав. В связи с этим проведение реформ, направленных на преодоление первобытнообщинных традиций, было неизбежным. Такую роль сыграли Реформы Сервия Туллия, разделившие Рим по имущественному и территориальному принципам.

В Римском государстве сформировалось 4 городских и 17 сельских округов — трибов. И патриции, и плебеи подчинялись одному старосте, который собирал с жителей налоги. Территориальное разделение окончательно подрывало родоплеменные принципы организации хозяйства. В соответствии с размером земельного участка, его денежной оценкой владелец независимо от своей принадлежности к патрицианскому или плебейскому слою населения входил в тот или иной разряд — всего их было шесть. Всадники составляли обособленную группировку первого разряда, а безземельные, соответственно, шестого. Каждый разряд должен был предоставить несколько вооруженных воинов, объединенных в дальнейшем в сотни — центурии. Со временем центурии стали не только военной, но и политической единицей: голосование в народном собрании проводилось их представителями. Таким образом, реформы Сервия Туллия укрепили единство римского населения, сделав плебеев полноправными представителями римской нации. Теперь явное разделение существовало лишь между свободными и рабами. Уже к IV в. до н. э. плебеи добились возможности занимать государственные должности, а в 287 г. до н. э. Законом Гортензия уравниваются решения собрания плебеев ицентуриата.

 

9. Государственный строй Рима  в период Республики.

Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:1) республику;2) империю.Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.

1. Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.2. Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"