Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 234.85 Кб (Скачать файл)

1. Возникновение государства  в Древнем Египте. Основные черты  государственного строя.

Возникновение государства. На рубеже IV–III тыс. до н. э. складывается в Древнем Египте 40 номов – областей (первых единиц территориального деления). Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же – верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства они насильственно объединяются фараоном Менесом.

Последующая история Древнего Египта распадается на три основных периода, каждый из которых занимает многие сотни лет:

1) Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);

2) Среднее царство (конец III тыс. – XVII в. до н. э.);

3) Новое царство (XVI–XII вв. до н. э.).

В Древнем Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного происхождения, сыном Солнца. Его имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для него сооружались колоссальные усыпальницы – пирамиды, строительство которых велось десятки лет и поглощало огромные материальные и людские ресурсы. Лишь немногие удостаивались высокой чести – целовать башмаки фараона. Чиновники низшего ранга приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота даже знатные люди были на положении рабов, в любой момент по его произволу они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось результатом милости фараона. Культ личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным вельможей и управителем был визирь (джати). В Древнем царстве это был градоначальник. Позднее его полномочия расширились. Он руководил чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых древнеегипетских памятниках визирь назывался «начальником всего государства Севера и Юга», так как он ведал управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела необъятный характер. При участии джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Продолжая рассматривать государственный аппарат Египта, отметим, что на местах управление возглавляли царские чиновники (номархи). В их руках была одновременно административная и судебная власть. В тех случаях, когда ослабевала централизация, номархи превращались в самостоятельных правителей и лишь номинально признавали власть фараона. Они имели свою армию, свою полицию.

Еще в эпоху Древнего царства армия имела самостоятельное управление. Изготовление оружия, строительство кораблей и крепостей было в ведении «дома оружия». Воины жили в отдельных поселениях. За свою службу фараону, номарху, крупному храму они получали надел, который обрабатывали рабы. На особом положении находилась стража, или гвардия, фараона. При подавлении восстаний армия действовала совместно с полицией. Полицейские обычно вербовались из пленных нубийских негров. Они были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. В эпоху Древнего царства полиция еще не выделилась в качестве отдельного ведомства. На местах она подчинялась судье или особому чиновнику, в столице – визирю.

2.Законы Хаммурапи.

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Законы  Хаммурапи  (1792 - 1750  гг. до  н. э.) - шестого  царя  первой  вавилонской  династии  были  найдены  французской  экспедицией  в  1901 г.  в  Сузах  ( столица  Элама ) . Сейчас  хранятся   в  Луврском  музее в  Париже .

Законы  Хаммурапи  высечены  на  черном  базальтовом  столбе, который  в  качестве  трофея  был  увезен  эламитами  из  Вавилонии  в  X I I  в.  до  н. э. . Кодекс  законов  Хаммурапи  содержит  282  статьи  но  на  столбе  сохранилось  247  статей, 35  статей  были  выскоблены,  очевидно,  по  приказу  эламского  царя .  Впоследствии  недостающие  статьи  были  восстановлены  на  основе  фрагментов  дубликатов,  найденных  в  Сузах,  в  библиотеке  ассирийского  царя  Ашшурбанапала  (669 - около  630 г.г.  до  н.э. )  в  Ниневии.

   Законы  Хаммурапи  содержат  несколько  сот  правовых  норм,  относящихся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  ( а  также  и  к  процессуальному )  праву.  Сами  же  вавилонские  юристы  такого  различия  не  проводили,  и  его  не  знает  ни  одна  древняя  система  права.  Каждая  норма  вводится  словом  “если”  после  чего  следует  изложение  возможной  ситуации  и  вытекающих  из  неё  юридических  последствий.  При  издании  текста  законов  современными  учеными  он  был  разбит  на  “ параграфы “,  или  “ статьи “,  снабженные  нумерацией  ( сам  текст  такой  нумерации,  естественно,  не  имеет,  так  как,  вероятно,  выучивался  наизусть  ).  Всего  таких  параграфов  -  282.

Нормы  внутри  Законов  Хаммурапи  группируются  по  “ предмету “  регулирования,  а  расположение  норм  внутри  групп  и  переходы  от  группы  к  груп-пе  осуществляется  по  принципу  ассоциации.  Так,  первая  группа  норм  ( п.1 - 5 )  устанавливает  кару  за  важнейшие  правонарушения:  ложные  обвинения  в  убийстве  или  чародействе,  лжесвидетельство  и  “ изменение “  судебного  решения  судьёй.  Следующие  статьи  ( п. 6 - 25 )  посвящены  охране  собственности  царя,  храмов,  общинников  и  царских  людей.  Последний  па-раграф  этого  раздела  касается  притвоправного  завладения  чужим  имуществом.  Поэтому  следующий  раздел  ( п. 26 - 41 ),  касающийся  имущества  полученного  от  царя  за  службу,  начинается  с  параграфа  согласно  которому  воин,  не  пошедший  в  поход  или  пославший  вместо  себя  наёмника,  подлежит  смертной  казни  ( не  за  “ дезертирство “,  как  обычно  считают,  а  за  то,  что,  не  выполнив  своих  обязанностей  и  утратив  тем  самым  право  на  служебный  надел,  продолжает  им  пользоваться,  т. е. какбы  за  “ кражу “ ).  Последний  параграф  этого  раздела  касается  вопроса  о  противоправном  использовании  чужого  поля,  а  п.42  ( первый  в  следующей  группе ) - тоже  об  использовании  чужого  поля,  но  в  другом  аспекте.  Эта  четвертая  группа  норм  ( п.42 - 88 )  регулирует  операции  с  недвижимостью  и  ответственность  за  правонарушения,  касающиеся  этого  имущества.

Дальнейшие  разделы  посвящены  следующим  нормам: п.89 - 126 - торговые  и  коммерческие  операции. п.127 - 195 - семейное  право. п.196 - 214 - умышленные  и  неумышленные  телесные  повреждения. п.215 - 282 - операции  с  движимым  имуществом,  включая  наем  имущества  и  личный  наем  ( эти  два  вида  правоотношений  вавилонские  юристы  рассматривали  как  один ).

 

 

3.Возникновение государства Инь в древнем Китае. Реформы Шан Яна

Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».

Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:

1) соха и плуг (с металлическим сошником);

2) борона;

3) мотыга и т. д.

Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.

Большой вклад в развитие китайской государственности был внесен сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе была проведена реформа, в результате которой:

1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;

2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;

3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы административно-территориального деления, как уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука.

Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку – т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» – клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь.Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.

Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии.

Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:

1) гражданский губернатор;

2) военный губернатор.

Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что вмешательство центрального правительства в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.

В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. – II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:

1) продажа должностей;

2) система замещения должностей после сдачи экзамена.

Названные меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывала доступ к управлению людям из народа. В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.

В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:

1) была освобождена часть рабов,

2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.

 

 

4. Империя Ф Цинь. Реформы Цинь Ши-хуанди. Конфуцианство и легизм.

Основатель династии — Цинь Шихуан — объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства: так, в 213 до н. э. был издан указ о сожжении недозволенных сочинений, находящихся в частном владении, а в 212 до н. э. были казнены 460 конфуцианцев и значительное число было «сослано на границы». Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления. Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, на которых были задействованы миллионы граждан. В этот период была начата постройка Великой Китайской стены длиной 8851,8 км, построены уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной 7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.

Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э – после него сын, после в империи начались восстания, возглавленные Чэнь Шэном, У Гуаном и Лю Баном (конец 209 - начало 208 до н. э.). В октябре 207 до н. э. столица империи Сяньян была взята армией Лю Бана, провозглашённого императором и ставшего основателем династии Хань.

В январе 206 до н. э. генерал Сян Юй повторно взял столицу, которую ему уступил Лю Бан, разрушил город и массово истребил жителей, последний правитель Цинь был казнён.

Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). учение «Школа образованных людей».Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством- благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача Б.М. — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"