Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Японский феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Файлы: 1 файл

материалы для контр.раб. по истории.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Значительное  распространение в Китае и  Японии получил принцип общинного, корпоративного самоуправления. Кроме самоуправления сельских общин и союзов существовали самоуправляющиеся территориальные общины в городах, общинную организацию имели цехи, даже нищие и отверженные формировали организации типа общинных. Высшим проявлением самоуправляющейся общины явились вольные города и самоуправление целых провинций. Эти общинные традиции, эта корпоративность получили новое развитие в Китае и Японии наших дней.

Вообще, важнейшей  чертой феодального общества является всеобщая связанность, личная зависимость, общность.

Личная зависимость  являлась основой феодализма в Китае  и Японии. Это значило, что, во-первых, феодализм возникал из отношений  всеобщей зависимости. Во-вторых, для  успешного функционирования феодализма нужно было, чтобы сохранялась форма «взаимности» услуг. (В известном смысле не только крестьянин зависел от феодала, но и феодал от крестьянина. Земля принадлежала феодалу. Но и феодал принадлежал земле).

«Всеобщая зависимость» - это и есть специфически феодальная форма «общности».

Для китайского и японского феодализма характерны большое количество и дробность  статусов, отсутствие резких граней, разрывов социальной ткани, размытость классовых  границ.

Исходя из вышесказанного следует признать общество средневекового Китая и Японии ярко выраженным феодальным обществом.

Некоторые исследователи  сегодня считают, что Китай и  Япония из всех стран Востока наиболее соответствует западной модели феодализма.

Список  использованной литературы

Гуревич П.С. Человек  и культура в средние века. -- М., 1989.

Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. -- М., 1977.

Степанянц М.Т. Восточная  философия в период феодализма. -- М., 1997.

Кычанов Е.И. «Основы  китайского средневекового права» - М., 1986.

История государства  и права стран Азии и Африки // Под ред. Кузнецова Ю.Д. - М, 1972.

Долин А.А., Попов  Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. - М.: Наука. Главная ре

7.4. Япония (III – XIX вв.)

 

Эпоха царей Ямато. Рождение государства (III-сер.VII). ядро японского народа сложилось на базе племенной федерации Ямато (так называлась Япония в древности) в III-V вв. Представители этой федерации принадлежали к Курганной культуре раннего железного века.

На стадии оформления государства общество состояло из кровно-родственных  кланов (удзи), существовавших независимо на своей земле. Типичный клан был представлен его главой, жрецом, низшей администрацией и рядовыми свободными лицами. К нему примыкали, не входя в него, группы полусвободных (беминов) и рабов (яцуко). Первым по значению в иерархии стоял царский клан (тэнно). Его выделение в III в. стало поворотным моментом в политической истории страны. Клан тэнно правил при помощи советников, владык округов (агата-нуси) и управляющих областями (кунино мияцуко), тех же вождей местных кланов, но уже уполномоченных царем. Назначение на пост правителя зависело от воли наиболее могущественного клана в царском окружении, поставлявшего также царской фамилии жен и наложниц из своих членов. С 563 по 645 гг. такую роль играл клан Сога. Этот период истории получил название периода Асука по наименованию резеденции царей в провинции Ямато.

Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение  страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в  этом сыграли созданные в 604 г. принцем  Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Внешнеполитическими приоритетами были сношения со странами Корейского полуострова, доходившие иногда до вооруженных столкновений, и с Китаем, имевшие форму посольских миссий и цель заимствования любых подходящих новшеств.

Социально-экономический  строй III-VII вв. вступает в стадию разложения патриархальных отношений. Общинные пахотные земли, находившиеся в распоряжении сельских дворов, начинают постепенно подпадать под контроль сильных кланов, противоборствующих друг с другом за исходные ресурсы; землю и людей. Таким образом, отличительная особенность Японии состояла в той значительной роли родоплеменной феодализирующейся знати и более явственной, чем где-либо еще на Дальнем Востоке, тенденции к приватизации земельных владений при относительной слабости власти центра.

В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял  на унификацию религиозных и морально-эстетических идей.

Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.). Следующий за эпохой царей Ямато исторический период охватывает время, начало которого приходится на «переворот Тайка» в 645 г., а конец – на 1192 г., когда во главе страны встали военные правители с титулом сёгун1.

Под девизом  реформ Тайка прошла вся вторая половина VII в. Государственные реформы были призваны реорганизовать по китайской  танской модели все сферы отношений  в стране, перехватить инициативу частного присвоения исходных ресурсов страны, земли и людей, заменив ее государственной. Аппарат центральной власти состоял из Государственного совета (Дадзёкан), восьми правительственных ведомств, системы главных министерств. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Были установлены восьмистепенная система родов титулов с императором во главе и 48-ранговая лестница придворных званий. С 690 г. каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и переделы земли. Была введена централизованная система комплектования армии, изъято оружие у частных лиц. В 694 г. был построен первый столичный город Фудзиваракё, постоянное место императорской ставки (до этого место ставки легко переносилось).

Завершение оформления средневекового японского централизованного  государства в VIII в. было связано с ростом крупных городов. За одно столетие трижды был осуществлен перевод столицы: в 710 г. в Хайдзёкё (Нара), в 784 г. Нагаока и в 794 г. в Хэйанкё (Киото). Поскольку столицы были административными, а не торгово-ремесленными центрами, то после очередного перевода они приходили в запустение. Население провинциальных и уездных городов не превышало, как правило, 1000 человек.

Внешнеполитические  проблемы в VIII в. отступают на второй план. Угасает сознание опасности  вторжения с материка. В 792 г. отменяется всеобщая воинская повинность и ликвидируется береговая стража. Редкими становятся посольства в Китай, а в связях с корейскими государствами начинает все большую роль играть торговля. К середине IX в. Япония окончательно переходит к политике изоляции, запрещается выезд из страны, прекращается прием посольств и судов.

Становление развитого  феодального общества в IX-XII вв. сопровождалось все более радикальным отходом  от китайского классического образца  государственного устройства. Бюрократическая машина насквозь оказалась пронизанной родственными аристократическими связями. Прослеживается тенденция к децентрализации власти. Божественный тэнно уже более царствовал, нежели реально управлял страной. Чиновничьей элиты вокруг него не сложилось, ибо не была создана система воспроизводства администраторов на базе конкурсных экзаменов. Со второй половины IX в. вакуум власти был заполнен представителями рода Фудзивара, которые фактически начинают править страной с 858 г. в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. – в качестве канцлеров при совершеннолетних. Период середины IX – первой половины XI в. имеет название «время правления регентов и канцлеров». Его расцвет приходится на вторую половину Х в. при представителях дома Фудзивара, Митинага и Ёримити.

В конце IX в. оформляется  так называемый «государственно-правовой строй» (рицурё). Новыми высшими государственными органами стали личная канцелярия императора и полицейское ведомство, напрямую подчиненное императору. Широкие  права губернаторов позволили им усилить свою власть в провинции настолько, что они могли противопоставлять ее императорской. С падением значения уездного управления провинция становится основным звеном общественной жизни и влечет за собой децентрализацию государства.

Население страны, преимущественно занимавшееся земледелием, насчитывало в VII в. около 6 млн. человек, в XII в. – 10 млн. Оно было поделено на плативших налоги полноправных (рёмин) и неполноправных (сэммин). В VI-VIII вв. господствовала надельная система землепользования. Особенности поливного рисоводства, чрезвычайно трудоемкого и требовавшего личной заинтересованности работника, обусловили преобладание в структуре производства мелкого трудового свободного хозяйства. Не получил поэтому широкого распространения труд рабов. Полноправные крестьяне обрабатывали подлежащие переделу раз в шесть лет государственные земельные участки, за которые платили налог зерном (в объеме 3 % от официально установленной урожайности), тканями и исполняли отработочные повинности.

Домениальные  земли в этот период не представляли собой крупное господское хозяйство, а отдавались в обработку отдельными полями зависимым крестьянам.

Чиновники получали наделы на срок исполнения должности. Лишь некоторые влиятельные администраторы могли пользоваться наделом пожизненно, иногда с правом передачи его по наследству на протяжении одного-трех поколений.

В силу натурального характера экономики выход на немногочисленные городские рынки  преимущественно имели государственные  ведомства. Функционирование небольшого числа рынков за пределами столиц наталкивалось на отсутствие профессиональных рыночных торговцев и нехватку крестьянских промысловых продуктов, основная часть которых изымалась в виде податей.

Особенностью  социально-экономического развития страны в IX-XII вв. было разрушение и полное исчезновение надельной системы хозяйствования. На смену приходят вотчинные владения, имевшие статус «пожалованных» частным лицам (сёэн) со стороны государства. Представители высшей аристократии, монастыри, знатные дома, господствовавшие в уездах, наследственные владения крестьянских семей обращались в государственные органы за признанием вновь обретенных владений в качестве сёэн.

В итоге социально-экономических  изменений вся власть в стране с Х в. стала принадлежать знатным домам, владельцам сёэн разных размеров. Завершалась приватизация земель, доходов, должностей. Для урегулирования интересов противоборствующих феодальных групп в стране создается единый сословный порядок, для обозначения которого вводится новый термин «императорское государство» (отё кокка), заменивший собой прежний режим – «правовое государство» (рицурё кокка).

Еще одним характерным  социальным явлением эпохи развитого  Средневековья стало появление  военного сословия. Выросшие из отрядов  дружинников, использовавшихся владельцами сёэн в междоусобной борьбе, воины-профессионалы стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). На исходе эпохи Фудзивара статус вооруженной силы поднялся из-за социальной нестабильности в государстве. В самурайской среде возник кодекс воинской этики, опиравшийся на главную идею личной верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь, а в случае бесчестия покончить с собой по определенному ритуалу. Так самураи превращаются в грозное оружие крупных земледельцев в их борьбе друг с другом.

В VIII в. государственной  религией становится буддизм, быстро распространившийся в верхушке общества, не находивший ещё популярности в среде простонародья, но поддерживаемый государством.

 

 

Япония в эпоху первого сёгуната Минамото

Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.) В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото – глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура. Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза).

С приходом к  власти сёгуна качественно изменился  аграрный строй страны. Ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные  феодальные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов Минамото. В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.

У преемников первого  сёгуна власть захватил дом родственников  Ходзё, называвшихся Сиккенами (правителями), при которых появилось подобие совещательного органа из высших вассалов. Являясь опорой режима, вассалы несли наследственную охранную и военную службы, назначались на должность администраторов (дзито) в вотчины и государственные земли, военными губернаторами в провинции. Власть военного правительства бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями и не охватывала всей территории страны.

При сёгунах  и правителях императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г., когда императорским дворцом была предпринята попытка ликвидировать власть сиккэна. Она оказалась неудачной – верные двору отряды были разгромлены. За этим последовала конфискация принадлежащих сторонникам двора 3000 сёэн.

6. Особенности генезиса японского  феодализма и формирования капиталистических  отношений

Японский  феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. 
 
В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения. 
 
Сильная поземельная зависимость крестьянства была связана с аграрным перенаселением, в условиях которого всегда оказывалось достаточно держателей земли. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян был натуральный оброк, который взимался в виде доли урожая (обычно риса). Помимо оброков крестьянам полагалось отрабатывать барщины в домашнем хозяйстве феодалов (строительство дорог, заготовка топлива, транспорт и пр.), оказывать услуги всякого рода, делать подарки. Важную роль в эксплуатации японского крестьянства играло ростовщичество. 
 
Особенность японского феодализма заключалась в его распространении на город. Японский город феодальной эпохи оставался бесправной и податной территорией. На грани XII-XVIII вв. в городах Японии проживало около 4 млн человек, но из них лишь около 1 млн были ремесленниками и торговцами. Феодальное государство властно вмешивалось в экономическую жизнь городов, регламентировало торговлю, таксировало цены, запрещало потребление предметов роскоши и т. д. Многие сферы торговли были монополизированы государством. 
 
Спецификой феодального режима Японии была необычайная многочисленность самураев, которые зачастую не имели земли. Поэтому возникала своеобразная система материального обеспечения вассалов - "рисовый паек". В результате этого очень многие самураи не имели прямой связи с землей и феодальной эксплуатацией крестьянства, не участвовали в ее организации. Эксплуатация крестьян приобрела централизованный характер и возможности оброчной системы использовались очень широко. Феодальная рента маскировалась под налог и выдавалась за государственную необходимость. 
 
В эпоху генезиса капитализма феодальная Япония оказалась экономически отсталой страной. Необычайная степень поземельной зависимости крестьянства, гибкость оброчной эксплуатации, предельное упрощение экономических функций феодалов, далеко зашедшая феодализация города, невероятная многочисленность господствующего класса делали феодальную систему в Японии более устойчивой, чем в Европе. Становилась неизбежной консервация феодальных отношений, и они сохранились в такой период, когда в других странах восторжествовал капитализм. 
 
Консерватизм японского феодализма усиливался факторами политического характера. Возникновение абсолютистского государства в Японии несомненно было прогрессивным событием. Прекратилась феодальная междоусобица, что ускорило развитие производительных сил. В XVII в. были достигнуты значительные результаты: расширилась площадь агрокультуры за счет новых земель, стали применяться удобрения, была усовершенствована мотыга, улучшились методы молотьбы риса, стали широко распространяться новые культуры, в том числе хлопок, сахарный тростник, картофель, табак. Наблюдалась специализация районов и углублялось географическое разделение труда. В городах развивалось ремесло, усложнялась его специализация и увеличивался объем производства. К концу XVII в. в Японии существовало 130 видов ремесла, и продукция цеховых мастеров часто отличалась высоким качеством. Расширялась внутренняя торговля. 
 
Однако японский абсолютизм не поощрял внешней торговли, судостроения, колониальной экспансии, первоначального накопления капитала. Напротив, сёгунат характеризуется политикой внешней изоляции. Японский абсолютизм закрывал все внешние источники первоначального накопления капитала и тем самым тормозил генезис капитализма. 
 
Не только в позднее средневековье (XVI-XVII вв.), но и в середине XIX в. Япония оставалась феодальной страной. Основы феодального режима подрывало разорение крестьянского хозяйства. Обезземеленные крестьяне, не имевшие хозяйства, получили название "пьющие воду". Они пополняли состав пауперов или погибали. 
 
С конца XVII в. в экономическом развитии Японии наблюдался застой. Даже увеличение населения прекратилось. Нищета лимитировала деторождение. 
 
Кроме того, в Японии особенно сказывался своеобразный закон несоответствия динамики феодального землевладения и численности господствующего класса. Обнищание самураев привело к появлению целой прослойки так называемых ронинов, которые оказывались вне феодальной иерархии. Такие самураи охотно женились на богатых горожанках или начинали заниматься наукой, медициной, преподаванием и даже ремеслом и торговлей. 
 
Важную роль в постепенном разложении феодализма в Японии сыграло развитие внутренней торговли. Ее основой было отделение ремесла от сельского хозяйства, обособление города от деревни, развитие географического разделения труда, расширение производства технических культур. Все это ярко отражалось в росте городов, на долю которых в конце XVII в. приходилось 14-15% всего населения. 
 
Разложение феодализма в Японии XVIII-XIX вв. характеризует появление и развитие мануфактурной системы промышленного производства. По мере того как продукция "домашней промышленности" крестьян втягивалась в рыночный товарооборот и попадала в руки скупщиков, возникали предпосылки для развития капиталистической мануфактуры рассеянного типа. 
 
Кроме того, в феодальной Японии развивалось профессиональное ремесло, сконцентрированное преимущественно в городах. Оно создавало техническую базу для централизованных мануфактур. Высокого мастерства достигли выделка шелковых тканей, производство керамических и фарфоровых изделий, вееров и зонтиков, мечей. Существовало много мастерских по очистке риса и гречки, переработке продукции рыболовства, изготовлению саке. Большое развитие получила медная промышленность. Добывалось некоторое количество железа, хотя употреблялось оно мало. 
 
В Японии, как и в европейских странах, именно ремесло создало материальную базу для генезиса мануфактурной промышленности. Однако для создания крупных предприятий требовались значительные капиталы и много наемных рабочих. Поэтому важное значение приобрели процессы первоначального накопления капитала, которые происходили в Японии уже в период позднего средневековья. Об этом свидетельствует образование крупных капиталов в руках осакских и эдосских коммерсантов и ростовщиков. 
 
Между разложением феодализма и генезисом капитализма в Японии XVII-XIX вв. возник большой разрыв. Об этом свидетельствуют аграрное перенаселение, массовый пауперизм, ростовщическое использование накопленных капиталов, медленное развитие мануфактурной промышленности. Одной из причин этого разрыва явилось ослабление процессов первоначального накопления капитала в результате изоляции Японии от внешнего мира. Колониальные источники накопления остались недоступными для ее буржуазии. Вместе с тем Япония в период сёгуната Токугава не имела возможности использовать техническую культуру других стран. Существовавшая в Японии цеховая система своей регламентацией производства и обращения мешала развитию мануфактурной промышленности. Но главной причиной такого разрыва явилось общее господство феодального режима. В стране царил произвол, и поэтому купцы, ростовщики избегали промышленных инвестиций. Буржуазная собственность не имела достаточных политических гарантий. Миграция крестьян встречала затруднения, их экономическая дифференциация ограничивалась законодательством, запрещавшим куплю-продажу земель, их раздел и т. п. Нищее крестьянство не могло покупать мануфактурные изделия и довольствовалось продукцией своей "домашней промышленности". Для экспорта мануфактурных изделий не было необходимых условий. 
 
Однако несмотря на целый ряд неблагополучных условий в феодальной Японии стали возникать предприятия мануфактурного типа. В XV-XVI вв. возникло много горных предприятий, принадлежавших обычно даймё, сегуну, храмам. В XVII в. возникают судостроительные верфи. Во второй половине XVII в. мануфактурная система укореняется в фарфорово-фаянсовой промышленности. С XVI в. начала развиваться "раздаточная система", или рассеянная мануфактура. 
 
В XVIII в. появляются ткацкие, прядильные, красильные, гончарные мануфактуры. В первой половине XIX в. в мануфактурной промышленности Японии спорадически применялась механизация. Кроме того, в мануфактурное производство вкладывались княжеские капиталы. Со второй половины XIX в. правящий дом Токугава начал строить железоделательные заводы и верфи за счет государственной казны. Всего до времени "революции Мейдзи" существовало 420 мануфактур. 
 
Следовательно, генезис капитализма в Японии, как и в других странах, начался с давних пор и опирался на внутренний процесс разложения феодализма, формирования крупных капиталов и экспроприации народных масс. 
 
Среди особенностей генезиса японского капитализма стоит выделить такие: 
 
1. Токугавская Япония XVII-XIX вв. была страной феодальной и поэтому генезис мануфактурного капитализма происходил в более тяжелых условиях, чем в Голландии, Англии и США. 
2. В связи с этим темпы первоначального накопления капитала оказались замедленными, и Япония не использовала его колониальных ресурсов. Политика меркантилизма была чужда сёгунату. 
3. В Японии возник большой разрыв между темпами разложения феодализма и генезиса капитализма. Феодальная экспроприация народных мае получила широкий размах, но не давала сразу капиталистических последствий. Возникло аграрное перенаселение, массовым становился пауперизм. Наибольшие капиталы застряли в сфере обращения и ростовщичества. 
4. Наблюдалась феодализация промышленности. Появились казенные заводы с принудительным трудом, даже вотчинные мануфактуры князей. 
5. Экономической базой генезиса капитализма в Японии послужил город с его цеховым ремеслом, обширной торговлей, богатым купечеством. Коренные особенности генезиса капитализма в Японии были определены своеобразием ее феодального режима, более устойчивого, чем в европейских странах. Сложившаяся феодальная иерархия способствовала возникновению террористического абсолютистского режима, оберегавшего привилегии князей и самураев.

Информация о работе Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)