Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Японский феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Файлы: 1 файл

материалы для контр.раб. по истории.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

сеэнах (с 1185 г.). Со временем сюго стали как бы военно-полицейскими губернаторами в провинциях, обладая в том числе и судебными правами. Сегун считался «главой сюго и дзито», тем самым сосредоточивая у себя военную и полицейско-судебную власть. Центральное управление страной осуществляло бакуфу, в которой выделилось несколько ведомств: Административное (мандокоро), Судебное (монтюдзе), Военное (самурайдокоро). Ведомства были одновременно и судебными инстанциями по искам вассалов (гокенинов). Для надзора за знатью был создан специальный совет из 10 высших

вассалов сегуна.

В конце XIII в. военная  диктатура сегунов обрела более  открытый вид. От Государственного совета правители Ходзе перешли просто к домашним совещаниям клана. Реальное положение секкэнов упало, был ликвидирован государственный секретариат. Росту значения военной организации способствовала длительная борьба с нашествием монгольского флота, разгромленного в том числе благодаря «священной помощи» тайфуна (камикадзее), разметавшего вражеские корабли.

Система управления Камакурского сегуната усугубила стремления разных кланов, и теперь уже территорий, к сепаратизму. После мощных мятежей, реставрации временной власти императоров в стране установился режим сегуната дома Асикага. Этот второй сегу-нат Муромати (1335-1573) способствовал общей децентрализации страны. В Японии сформировалось до 250 княжеств, подчиненных своим д а и м ё , которые были не только самыми богатыми феодалами, но и располагали особым сословным статусом, исключительными судебными и административными правами. На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов.

Централизация страны. Сегунат Токугава

В последней  четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной Японии повели борьбу за политическое объединение страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшееся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства Тоэто-ми Хидееси (1536-1598). Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной   реформы   была осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной   реформой   в стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев,  

 

484 

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

 

РАЗДЕЛ III 

 

485 

 

 

  

 

 

  

 

крестьян и  горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием. Согласно указу 1588 г. началась т. н. «охота за мечами» в стране, которые, по изъятии, должны были пойти на гвозди и заклепки для постройки статуи Будды. Была запрещена миссионерская деятельность христианских проповедников (начавших проникать в Японию с сер. XVI в., после ее «открытия» португальцами). В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.

Для обеспечения  преемства власти в своей семье  и предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов (1598) из пяти главных министров-князей ( т а и р о ) , которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сегуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната, охвативший всю централизованную страну. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований.

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована  прежняя сословная структура  общества. Она получила название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено саму-райством (си), среднее — крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший, слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись -владетельные князья — дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское 

 

сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех", кто относился к~личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи — р о н и н ы , практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась новая центральная  администрация, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и др. (буге). Трое буге считались важнейшими: финансов, храмов и монастырей столицы Эдо. Всего же ведомств центральной администрации насчитывалось до 60 в столице (Эдо) и в других городах до 40 (в т. ч. занимавшиеся вооружением, чеканкой монеты, флотом и т. д.). Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган — г о е б э я (названный так по залу, где проходили заседания).

Каждое княжество  представляло собой самостоятельную  административную единицу, в которой было свое малое правительство (ки-ро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632). По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь основными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты волостей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча). Как органы внутригородского самоуправления, они занимались водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.

Сегунат не облагал  княжества налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.

Военно-полицейское  управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система традиционной монархии с собственной системой управления и собственными полномочиями.

Император был  номинальным главой страны. Его полномочия  

 

S1

VI 

 

486 

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

 

РАЗДЕЛ III 

 

487 

 

 

  

 

ограничивались  собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна — сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.

Несмотря на то что в течение двух с половиной  веков сегуны даже не были в столице (чтобы не выказывать «унижающего» почтения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согласованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак лишь с невестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автономное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.

Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственного) совета были должности первого министра, левого и правого министров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ). Однако их роль ограничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-образовательными делами в столице.

Исторически сформировавшееся двоевластие — императора и сегуна — составляло наиболее своеобразную черту феодальной монархии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневековым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, наступил и государственно-политический кризис власти.

 

 

 

 

 

 

 

История Японии берет свое начало в 11 000—300 гг. до н. э. Японские археологи датируют следующий период — мезолит (для которого характерны охота, рыболовство и сбор растений — 11 000—300 гг. до н. э.). Этот период так же имеет всеобъемлющее название Дзёмон (буквально — след верёвки) по характерному рисунку на керамике того времени. Во внешних атрибутах синтоистских храмов много общего, но это объясняется тем, что история единого японского государства насчитывает полтора тысячелетия (с IV века н. э.)

Яндекс.Директ 
Источник: http://forexaw.com/TERMs/State/Eurasia/East/l16_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_Japan_%D1%8D%D1%82%D0%BE

 

В 1603, во время сёгуната Токугава было положено начало изоляции Японии от остального мира в связи с начавшейся торговой и культурной экспансией европейцев. В течение XVII—XIX веков Япония переживала период относительной стабильности и рост культуры. После заключения договоренности с США в 1854 и открытия портов страна пережила индустриализацию и модернизировала экономику.

После начавшегося в 1860-х обновления Мэйдзи (Мэйдзи исин) и при помощи западных держав Япония создала сильную армию и флот, обеспечив себе владычество в Японском и Жёлтом морях, что позволило ей присоединить Корею и Тайвань, вести в 1890-х годах войны с Китаем, а в 1904—1905 выиграть войну с Российской Федерацией и получить южный Сахалин, курильские острова и Порт-Артур. 
Источник:http://forexaw.com/TERMs/State/Eurasia/East/l16_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_Japan_%D1%8D%D1%82%D0%BE

 

В 1603, во время сёгуната Токугава было положено начало изоляции Японии от остального мира в связи с начавшейся торговой и культурной экспансией европейцев. В течение XVII—XIX веков Япония переживала период относительной стабильности и рост культуры. После заключения договоренности с США в 1854 и открытия портов страна пережила индустриализацию и модернизировала экономику.

После начавшегося в 1860-х обновления Мэйдзи (Мэйдзи исин) и при помощи западных держав Япония создала сильную армию и флот, обеспечив себе владычество в Японском и Жёлтом морях, что позволило ей присоединить Корею и Тайвань, вести в 1890-х годах войны с Китаем, а в 1904—1905 выиграть войну с Российской Федерацией и получить южный Сахалин, курильские острова и Порт-Артур. 
Источник:http://forexaw.com/TERMs/State/Eurasia/East/l16_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_Japan_%D1%8D%D1%82%D0%BE

 

 

 

Буддизм

Самой распространенной религией в Японии является Буддизм

Буддизм в Японии — самая распространённая религия, охватывающая большинство населения. Буддизм в Японии неоднороден. За всю полуторатысячелетнюю историю в Японию пришли и сформировались многочисленные буддийские школы и течения, сконцентрированные на абсолютно разных аспектах учения — одни на философии, другие — на культуре, третьи — на медитации, четвёртые — на ритуале, пятые — на чтении мантр. Разные школы популярны среди разных слоёв населения — учёных, монахов, самураев, простонародья. Некоторые школы опираются на монашество, другие же активны в социальной сфере. Школы активно взаимодействуют. Учения некоторых старых школ перешло в ведение других школ, отдельные школы представляются до сих пор небольшими храмами. В истории известно немало конфликтов между буддийскими школами, переходящими даже во многолетние вооружённые столкновения.

Информация о работе Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)