Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Японский феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Файлы: 1 файл

материалы для контр.раб. по истории.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Сегунат дал  стране определенную политическую стабилизацию, на определенное время был преодолен экономический кризис. Восточная деспотия не только сохранила, но и усилила свои черты. Но сегун был вынужден согласиться с правами феодалов на частную земельную собственность.

В обществе Японии лишь в XVIII - первой половине XIX вв. зарождаются элементы капитализма в форме мануфактурного производства. Данная форма сочеталась с многоукладн остью средневековых восточных обществ.

Средневековое государство Японии

Образование феодального общества и государства  в Японии. В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.

Не последнюю  роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а  также религиями: буддизмом и  конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.

С IV в. в  Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние  оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.

Будучи  не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической  основой таких положений, Закон  из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи - его чиновников, а народ - подчиняющейся им массы людей (ст. 15).

Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь - его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказывают, - гласит ст. 3, - то низшие должны подчиняться". В Законе осуждается плановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.

Междуусобная  борьба помешала созданию в это время  эффективно действующей центральной  власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы - переворота Тайка (645 год).

Социально-экономические  нововведения этого времени нашли  отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных  специальным кодексом "Тайхо рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Введение  надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.

Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной  в Японии. Рамки ее применения с  самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые  сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.

Дальнейшая  феодализация японского общества привела  к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.

Этот  слой воинов-профессионалов, пополнявшийся  мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

С X в. в  Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока  феодальная организация землевладения  вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья.

Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, на пути создания феодальных форм собственности в Японии, в отличие от Китая, не встало всесильное государство со своими контрольно-регулирующими функциями, так как здесь не сложились ни влиятельная конфуцианская элита, ни сильный многочисленный корпус чиновников-администраторов вместе с эффективно воспроизводящей чиновничество конкурсно-экзаменационной системой.

Сказалось и традиционное засилье крупных  клановых групп, ослаблявших центр, не выпускавших из своих рук бразды правления. Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых двух сёгунов ("великих полководцев") в XII и XIV вв. объединить ее. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (начало XVII - первая половина XIX в.).

Длительная  раздробленность в свою очередь  тормозила социально-экономическое  развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название "реставрации Мэйдзи". 

 

2. Государственное устройство и право феодальной Японии

2.1 Японское феодальное государство и его развитие

Большинство специалистов в области истории государства  и права считают, что феодальные отношения, в течение многих веков  господствовавшие в Японии сильно сходны с европейскими. А Маркс, например, в своих работах даже замечает, что «Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками».

В Японии существовало фактическое прикрепление крестьян к земле, продуктовая и денежная ренты, отработки. В городах развились  цехи и гильдии. И так же, как, например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и частную жизнь своих членов.

Японский феодальный класс состоял из двух основных сословий -- полунезависимых от центральной  власти князей (дай-ме) и мелкого  дворянства, известного под названием  самураев. Самураи были в массе  своей мелкими землевладельцами, многие же из них, особенно к началу буржуазного развития Японии, существовали на доходы, которые давала торговля, интеллигентная профессия, а главным образом военная служба.

Самураи были сплоченным сословием. Они крепко держались  за свои привилегии. Последние предоставляли самураю право безнаказанного убийства любого непривилегированного -- крестьянина, ремесленника или купца, если они не выказывали достаточного почтения. Основные черты самурайского сословия будут рассмотрены ниже.

Номинальным главой Японии в течение всех веков феодализма считался император, двор которого находился  в городе Киото. Фактическая же власть находилась в руках тех или  иных феодальных родов, выдвинувшихся  в результате борьбы и соперничества. Ослабление императорской власти связано со многими процессами, в том числе с ростом независимости феодальных собственников, уменьшением государственных земель (в пользу частного феодального землевладения).

В IX-XII вв. политическое руководство сосредоточивается  в руках рода Фудзивара, члены которого становятся наследственными держателями важнейших должностей, включая должности регентов и канцлеров. Попытки императоров сбросить иго Фудзивара были бесплодными.

Во второй половине XII в. разгорелась ожесточенная война  между двумя главными феодальными группировками Японии, в результате которой политическая власть была захвачена домом Минамото. С 1192 г. глава дома Минамото становится официальным правителем Японии с титулом сёгуна - верховного военачальника. Столицей правительства становится город Камакура. Император остается, но за ним сохраняются некоторые традиционные обязанности, связанные с отправлением культа, ему были выделены земли, находившиеся в районе Киото.

Во второй половине XVI в. Япония находилась на грани политического распада. Страну потрясают антифеодальные восстания. Разгорается борьба феодальных клик, свергается се-гун (из дома Асикава). В конце концов сегуном становится глава феодального рода («клана») Токугава (1603 г.).

Несмотря на то что страна была по-прежнему разделена между крупными княжествами, Токугава удалось сохранить политическое единство и установить контроль центральной власти над провинциями, городами, сословиями, религией. В период правления Токугава получает свое новое юридическое закрепление сословный строй общества. Вместо двух признаваемых ранее сословий -- воинов и народа -- получают признание и правовую регламентацию четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Признание двух последних сословий было шагом вперед, однако строгие ограничения, навязанные японскому ремеслу и торговле серьезно стесняли развитие зарождавшихся буржуазных отношений в Японии.

Военное сословие распадалось на ранги, образуя сложную  иерархию. Выше всех стояли вассалы  самого сё-гуна; ниже их располагались  «посторонние князья» (тодзама), т. е. все те крупные феодалы, которые не были в прошлом вассалами Токугава; еще ниже стояли самураи, отчасти подчиненные правительству, отчасти состоявшие на службе у князей.

В невыносимо тяжелых  условиях жили крестьяне. «Крестьянин -- это кунжутное семя, чем больше жмешь, тем больше выжимаешь». Эти слова, приписываемые основателю династии Такугава, были принципом правления. Закон установил мелочную и повседневную опеку над крестьянином, чему служила известная по истории Китая система пятидворок. Хищнические формы эксплуатации крестьян, усиленные переходом к денежной ренте, имели результатом крайние формы обнищания деревни.

Покупка и продажа  земли воспрещалась законом, но запрещение это обходилось с помощью разного  рода фиктивных сделок -- дара, передачи во временное пользование и пр.

Правительство сегунато, носившее характерное название «полевой ставки» (бакуфу), состояло при  Токугава из трех главных ведомств, в той или иной степени специализированных по управлению экономикой, делами культа, по командованию армией. Особая роль отводилась функции всеохватывающего и повсеместного надзора над поведением чиновников, деятельностью аппарата, сословиями.

Информация о работе Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)