Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Японский феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Файлы: 1 файл

материалы для контр.раб. по истории.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Государственный аппарат комплектовался из самураев.

2.2 Самурайство как основа государственного управления Японии: происхождение и организационная структура

Самураи составляли господствующий военный класс в  средневековой Японии и представляли чиновничий аппарат.

Существовало  три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации.

Второй путь - наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в  родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи.

Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю.

В-третьих, верхи  самурайского сословия пополнялись  за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин), превращались в крупных феодальных собственников. (Местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях.

Губернатор в  свою очередь часто коммендировал  эту землю либо представителю  придворной аристократии, либо самому императору. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо - патроном, покровителем сёэна).

По некоторым  источникам считается, что самурайство  зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке  Японии. Основу ранних воинских дружин (самураев) составляла специализировавшаяся в военном деле (борьба с айнами на востоке, пиратами и разбойниками и т.д.) средне- и низкоранговая аристократия, не занятые в земледелии охотники, рыбаки и т.д., хотя было достаточно выходцев и из крестьян. Становлению особого военного сословия способствовали и усиление земледельческой направленности всей экономики, и распространение запрета убийства всего живого (при въезде в столицу воины совершали специальную церемонию очищения).

Первые самурайские  дружины еще не имели условий  для самостоятельного существования, они вступали в отношения зависимости  к столичным феодалам, чиновникам провинциальных управлений.

В X-XII вв. в процессе незатихавших феодальных междоусобиц  окончательно оформились владетельные самурайские роды, предводительствовавшие дружинами, которые лишь номинально числились на императорской службе.

Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные  группы (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали на стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться поддержкой наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности которых зависел успех или поражение в междоусобных войнах. Позже с ослаблением влияния глав крупных семейных групп и с одновременным усилением мелких семей происходит выделение из состава самурайских объединений (то) мятежных лиг (икки). Они состояли из младших сыновей, которые нанимались то к одному, то к другому феодалу. От поддержки таких лиг часто зависел успех или поражение сторон в междоусобных войнах за землю, за власть, за единоличное право феодала эксплуатировать крестьян.

Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях, крупнейшими из которых являлись «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом мире». В первой повествовалось о соперничестве двух самурайских  группировок Тайра и Минамото, во второй - о борьбе за власть между западными и восточными феодалами.

Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, излагавшихся странствующими слепыми сказителями. К X-XII в. сложились  и устои неписаного морального кодекса  самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в знаменитый кодекс самурайского сословия «Путь воина» (бусидо).

В качестве норм поведения самураев в кодексе  «Бусидо» прославлялись верность вассала  своему господину, мужество, скромность, самопожертвование, искренность, вежливость, утверждался приоритет долга над чувством (те же качества, что прославлялись рыцарством в средневековой Европе).

В «Пути воина» имел место синтез трех идеологических течений: японского синто с его  идеей патриотизма, доходящего до верноподданничества; китайского Чань (Дзэн) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания, выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и вхождение в состояние «над схваткой» перед лицом смертельной опасности; конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального совершенствования, презрения к производительному труду.

Влияние кодекса  «Бусидо» сохраняется в Японии и  в наши дни, преимущественно в  армии.

В дальнейшем, когда  идеология самурайства пустила глубокие корни, «истинный самурай», отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки своей дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание живота) после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся в европейской литературе термин «харакири» имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно «распоровшего живот». Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином «сэппуку» - иероглифы те же, что и в «харакири», но «облагороженные» прочтением по-китайски. Здесь следует упомянуть, что самурай носил два меча (что являлось знаком принадлежности его к самурайскому сословию), один из них был короткий, который и использовали для совершения сэппуку. Вообще меч был душой самурая, занимал особое место в его доме, посторонний человек не мог даже прикасаться к мечу.

В 1716 году вышли  одиннадцать томов книги «Сокрытое  в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» самураев. Это произведение принадлежало Ямамото Цунэтомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. «Хагакурэ» - гимн смерти. «Сокрытое в листве» ставит смерть в центре всех представлений о чести и долге самурая:

«Путь воина  означает смерть. В ситуации «или-или» без колебаний выбирай смерть. Это не трудно. Исполнись решимости  и действуй…

Следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты уже умер…

Когда твоя мысль  постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит».

Испытанием принципов  самурайской морали стала затяжная война между кланами Тайра  и Минамото, которая закончилась  в XII в. В гражданской войне XII в. вызрели предпосылки, необходимые для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.

2.3 Сегун и император в государственном механизме феодальной Японии

Сёгун - титул  военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по 1867 год, исключая период Кэмму (1333-1336), когда экс-император Годайго попытался реставрировать политическую власть императорского дома.

Термин «сёгун» - сокращение от сейи тай сёгун (по-японски  «генералиссимус покоренных варваров»), был впервые использован в период Нара (начало VIII века). Этот титул получали генералы, направляемые покорять племена на северо-востоке острова Хонсю. По другим источникам в 413 г. Дзингу (вдова царя Тюай) направила в Китай посольство с целью добиться признания ее сына Одзина «королем Ва» (Японии). Аналогичные посольства с данью направлялись и при Одзине в 425 г. и при его младшем брате Хансё в 438 г. для получения от Китая инвеституры и звания главнокомандующего по замирению Востока. Китайский император пожаловал Хансё, а затем и другим японским царям звание не главнокомандующего, а генерала («цзян цзюань» по-китайски, «сёгун» по-японски). Такое звание, по-видимому, связано с отождествлением японских и китайских местных правителей, которым жаловалось аналогичное генеральское звание.

Так или иначе, титул «сёгун» не употреблялся до 1192 года, когда Минамото Ёритомо  принял его, победив в междоусобной войне соперничающий самурайский  клан Тайра. Минамото в ходе войны  с кланом Тайра было создано на востоке страны в селении Камакура, впоследствии выросшем в город, военное правительство бакуфу, состоящее из Самурайского ведомства (самурайдокоро, 1180 г.), Административного ведомства (кумондзё, позднее - мандокоро, 1184г.), Судебного ведомства (монтюдзё, 1184 г.).

Усмирив одних, подкупив других и снискав бескорыстную преданность третьих, Ёритомо самовластно  назначал и снимал государственных  чиновников, раздавал ленные владения (земли за службу), выплачивал содержание дружинникам в рисовых пайках и даже контролировал заключение брачных союзов. Управление феодальными домами было распространено на всё дворянское сословие. В стране установилось правление сёгуната.

Власть сёгуна достигла своего апогея во времена  сёгуната Токугава (период Эдо: 1603-1867). Официальная доктрина сёгуната Токугава гласила, что сёгун правит на основании полученного им «мандата Неба», является верховным правителем страны, объектом «великого морального долга» со стороны подданных. В установленной Токугава сословной системе си-но-ко-сё (си было представлено самурайством, но - крестьянством, ко - ремесленниками и сё - торговцами) самурайство занимало высшую ступеньку общества. Однако си было неоднородно - его верхушку составляли сёгун и его ближайшее окружение. Император, живший в старой столице Киото (новой столицей с 1603 года был Эдо (совр. Токио)), осуществлял лишь религиозно-церемониальные функции, вся полнота власти была сосредоточена в руках сёгуна.

Несмотря на вышеуказанное император - тэнно (кит. «тянь хуан» - небесный правитель) в феодальной Японии являлся логической вершиной социальной структуры государства.

В первых летописях  Японии: «Записки о деяниях древности» («Кодзики», 712 г.) и «Анналы Японии» («Нихон сёки», сокращенно «Нихонги», 720 г.) императоры изображаются потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу - главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии было отнесено к 660 г. до н.э., хотя фактически она появилась несколько веков позже.

С VII по середину VIII в. наблюдалось автократическое правление обожествляемых императоров, опиравшихся на разветвленную бюрократическую систему китайского образца, базирующуюся на рангах и государственных должностях. (Последние формально не являлись наследственными). На протяжении всей последующей истории Японии (за редкими исключениями) власть императора была или ограничена, или формальна.

С 729 года власть в стране была сосредоточена в  руках жреческой группировки  Фудзивара. С древнейших времен эта  группа была связана с синтоистским религиозным культом и поэтому пользовалась большим влиянием. В 858 г. Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а когда он подрос, захватили пост канцлера. Политика регентов и канцлеров Фудзивара имела следствием утрату императорами их политического влияния, что проявилось в исчезновении в источниках самого термина «император» (тэнно), замененного на «отрекшийся император» (ин). Император отрекался от престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Но не обремененный никакими ограничениями отрекшийся император пользуясь поддержкой самурайства (японского дворянства), провинциальных должностных лиц и церкви, приобретал всю полноту власти, ослабляя влияние Фудзивара. Поэтому период истории Японии с 1068 по 1167 год именуется правлением экс-императоров (Инсэй). Практика самопострижения императоров в монахи существовала и позднее, когда экс-императоры противостояли правлению самураев (сёгунат) и стремились вернуть себе всю полноту власти.

Несмотря на свою формальную власть, император  как потомок Аматэрасу являлся лицом священным неприкосновенным. Не заручившись его поддержкой, нельзя было рассчитывать на реальную власть в стране. Поэтому все действительные правители страны от регентов-канцлеров (сэккан) Фудзивара и Ходзё до сёгунов Минамото, Асикага и Токугава уважали императора и всегда старались получить у него признания своей власти.

Таким образом, своеобразие феодальных отношений  Японии нашло отражение в двойственной структуре власти: император - «живой бог» - царствовал, но не управлял, почитание его было связано с религиозным культом - синтоизмом, реальной же властью обладал сёгун.

2.4 Право феодальной Японии

Японское феодальное право развивалось под сильным  влиянием китайского и так же, как  это последнее, было проникнуто конфуцианскими моральными догмами. Оно не проводило достаточно четкого разграничения (как и китайское право) между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом и даже просто неисполнением обязательства. Неспособность выплатить взятый у ростовщика долг могла в такой же степени служить основанием для уголовной ответственности, как и кража, так как в обоих этих случаях имело место недопустимое с точки зрения конфуцианства нарушение моральной обязанности.

Японский феодальный свод «ста законов» заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения. Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники.

В Японии рассматриваемого времени считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне. В этом случае руководствовались старинными китайскими правилами нравственности, исходившими из представления, что преступник скорее отважится на злодеяние, если он будет знать, что ему не грозит смертная казнь.

Идентичность  между правовыми системами Китая и Японии сохранилась и на сегодняшнее время.

Заключение

На сегодняшнее  время история развития государства  и права Китая и Японии в  период феодализма неразрывно связываются. Это обусловлено одинаковыми  тенденциями формирования государственного механизма этих стран, а также однородной социальной структурой с идентичными правовыми отношениями.

Средневековое китайское и японское общество имело  сложную структуру. Как господствующие классы , так и эксплуатируемые  состояли из различных слоев, были разделены в силу специфических средневековых особенностей - наличия кровнородственных союзов, территориальных общинных объединений на различных уровнях, наличия многочисленных сословных и внутрисословных градаций, многообразных связей подчинения низших высшим. Жизнь каждого слоя была жестко регламентирована как «сверху», так и «снизу», хотя, как уже говорилось, границы между простолюдинами и дворянствам оставались открытыми.

Информация о работе Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)