Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Японский феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения.

Файлы: 1 файл

материалы для контр.раб. по истории.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Калиничева  Г.И. Экономическая история

Тема 3. Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)

6. Особенности генезиса японского  феодализма и формирования капиталистических  отношений

Японский  феодализм оказался столь же устойчивым, как и индийский, и просуществовал вплоть до "революции Мейдзи" (1868 г.). В Японии номинальным собственником земли считался император. Фактически она принадлежала феодалам. В XVII- XIX вв. один лишь правящий дом Токугава владел четвертью всех земель. Кроме того, в Японии имелось около 250 князей (даймё) разных категорий, которые владели огромными территориями. Сохранялись и крестьянские формы землевладения, но их роль все больше уменьшалась. 
 
В Японии прочно укоренился вассалитет, самураи были преданными вассалами даймё, от которых они получали земельные пожалования. Устойчивая феодальная иерархия сложилась на базе условных форм землевладения. 
 
Сильная поземельная зависимость крестьянства была связана с аграрным перенаселением, в условиях которого всегда оказывалось достаточно держателей земли. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян был натуральный оброк, который взимался в виде доли урожая (обычно риса). Помимо оброков крестьянам полагалось отрабатывать барщины в домашнем хозяйстве феодалов (строительство дорог, заготовка топлива, транспорт и пр.), оказывать услуги всякого рода, делать подарки. Важную роль в эксплуатации японского крестьянства играло ростовщичество. 
 
Особенность японского феодализма заключалась в его распространении на город. Японский город феодальной эпохи оставался бесправной и податной территорией. На грани XII-XVIII вв. в городах Японии проживало около 4 млн человек, но из них лишь около 1 млн были ремесленниками и торговцами. Феодальное государство властно вмешивалось в экономическую жизнь городов, регламентировало торговлю, таксировало цены, запрещало потребление предметов роскоши и т. д. Многие сферы торговли были монополизированы государством. 
 
Спецификой феодального режима Японии была необычайная многочисленность самураев, которые зачастую не имели земли. Поэтому возникала своеобразная система материального обеспечения вассалов - "рисовый паек". В результате этого очень многие самураи не имели прямой связи с землей и феодальной эксплуатацией крестьянства, не участвовали в ее организации. Эксплуатация крестьян приобрела централизованный характер и возможности оброчной системы использовались очень широко. Феодальная рента маскировалась под налог и выдавалась за государственную необходимость. 
 
В эпоху генезиса капитализма феодальная Япония оказалась экономически отсталой страной. Необычайная степень поземельной зависимости крестьянства, гибкость оброчной эксплуатации, предельное упрощение экономических функций феодалов, далеко зашедшая феодализация города, невероятная многочисленность господствующего класса делали феодальную систему в Японии более устойчивой, чем в Европе. Становилась неизбежной консервация феодальных отношений, и они сохранились в такой период, когда в других странах восторжествовал капитализм. 
 
Консерватизм японского феодализма усиливался факторами политического характера. Возникновение абсолютистского государства в Японии несомненно было прогрессивным событием. Прекратилась феодальная междоусобица, что ускорило развитие производительных сил. В XVII в. были достигнуты значительные результаты: расширилась площадь агрокультуры за счет новых земель, стали применяться удобрения, была усовершенствована мотыга, улучшились методы молотьбы риса, стали широко распространяться новые культуры, в том числе хлопок, сахарный тростник, картофель, табак. Наблюдалась специализация районов и углублялось географическое разделение труда. В городах развивалось ремесло, усложнялась его специализация и увеличивался объем производства. К концу XVII в. в Японии существовало 130 видов ремесла, и продукция цеховых мастеров часто отличалась высоким качеством. Расширялась внутренняя торговля. 
 
Однако японский абсолютизм не поощрял внешней торговли, судостроения, колониальной экспансии, первоначального накопления капитала. Напротив, сёгунат характеризуется политикой внешней изоляции. Японский абсолютизм закрывал все внешние источники первоначального накопления капитала и тем самым тормозил генезис капитализма. 
 
Не только в позднее средневековье (XVI-XVII вв.), но и в середине XIX в. Япония оставалась феодальной страной. Основы феодального режима подрывало разорение крестьянского хозяйства. Обезземеленные крестьяне, не имевшие хозяйства, получили название "пьющие воду". Они пополняли состав пауперов или погибали. 
 
С конца XVII в. в экономическом развитии Японии наблюдался застой. Даже увеличение населения прекратилось. Нищета лимитировала деторождение. 
 
Кроме того, в Японии особенно сказывался своеобразный закон несоответствия динамики феодального землевладения и численности господствующего класса. Обнищание самураев привело к появлению целой прослойки так называемых ронинов, которые оказывались вне феодальной иерархии. Такие самураи охотно женились на богатых горожанках или начинали заниматься наукой, медициной, преподаванием и даже ремеслом и торговлей. 
 
Важную роль в постепенном разложении феодализма в Японии сыграло развитие внутренней торговли. Ее основой было отделение ремесла от сельского хозяйства, обособление города от деревни, развитие географического разделения труда, расширение производства технических культур. Все это ярко отражалось в росте городов, на долю которых в конце XVII в. приходилось 14-15% всего населения. 
 
Разложение феодализма в Японии XVIII-XIX вв. характеризует появление и развитие мануфактурной системы промышленного производства. По мере того как продукция "домашней промышленности" крестьян втягивалась в рыночный товарооборот и попадала в руки скупщиков, возникали предпосылки для развития капиталистической мануфактуры рассеянного типа. 
 
Кроме того, в феодальной Японии развивалось профессиональное ремесло, сконцентрированное преимущественно в городах. Оно создавало техническую базу для централизованных мануфактур. Высокого мастерства достигли выделка шелковых тканей, производство керамических и фарфоровых изделий, вееров и зонтиков, мечей. Существовало много мастерских по очистке риса и гречки, переработке продукции рыболовства, изготовлению саке. Большое развитие получила медная промышленность. Добывалось некоторое количество железа, хотя употреблялось оно мало. 
 
В Японии, как и в европейских странах, именно ремесло создало материальную базу для генезиса мануфактурной промышленности. Однако для создания крупных предприятий требовались значительные капиталы и много наемных рабочих. Поэтому важное значение приобрели процессы первоначального накопления капитала, которые происходили в Японии уже в период позднего средневековья. Об этом свидетельствует образование крупных капиталов в руках осакских и эдосских коммерсантов и ростовщиков. 
 
Между разложением феодализма и генезисом капитализма в Японии XVII-XIX вв. возник большой разрыв. Об этом свидетельствуют аграрное перенаселение, массовый пауперизм, ростовщическое использование накопленных капиталов, медленное развитие мануфактурной промышленности. Одной из причин этого разрыва явилось ослабление процессов первоначального накопления капитала в результате изоляции Японии от внешнего мира. Колониальные источники накопления остались недоступными для ее буржуазии. Вместе с тем Япония в период сёгуната Токугава не имела возможности использовать техническую культуру других стран. Существовавшая в Японии цеховая система своей регламентацией производства и обращения мешала развитию мануфактурной промышленности. Но главной причиной такого разрыва явилось общее господство феодального режима. В стране царил произвол, и поэтому купцы, ростовщики избегали промышленных инвестиций. Буржуазная собственность не имела достаточных политических гарантий. Миграция крестьян встречала затруднения, их экономическая дифференциация ограничивалась законодательством, запрещавшим куплю-продажу земель, их раздел и т. п. Нищее крестьянство не могло покупать мануфактурные изделия и довольствовалось продукцией своей "домашней промышленности". Для экспорта мануфактурных изделий не было необходимых условий. 
 
Однако несмотря на целый ряд неблагополучных условий в феодальной Японии стали возникать предприятия мануфактурного типа. В XV-XVI вв. возникло много горных предприятий, принадлежавших обычно даймё, сегуну, храмам. В XVII в. возникают судостроительные верфи. Во второй половине XVII в. мануфактурная система укореняется в фарфорово-фаянсовой промышленности. С XVI в. начала развиваться "раздаточная система", или рассеянная мануфактура. 
 
В XVIII в. появляются ткацкие, прядильные, красильные, гончарные мануфактуры. В первой половине XIX в. в мануфактурной промышленности Японии спорадически применялась механизация. Кроме того, в мануфактурное производство вкладывались княжеские капиталы. Со второй половины XIX в. правящий дом Токугава начал строить железоделательные заводы и верфи за счет государственной казны. Всего до времени "революции Мейдзи" существовало 420 мануфактур. 
 
Следовательно, генезис капитализма в Японии, как и в других странах, начался с давних пор и опирался на внутренний процесс разложения феодализма, формирования крупных капиталов и экспроприации народных масс. 
 
Среди особенностей генезиса японского капитализма стоит выделить такие: 
 
1. Токугавская Япония XVII-XIX вв. была страной феодальной и поэтому генезис мануфактурного капитализма происходил в более тяжелых условиях, чем в Голландии, Англии и США. 
2. В связи с этим темпы первоначального накопления капитала оказались замедленными, и Япония не использовала его колониальных ресурсов. Политика меркантилизма была чужда сёгунату. 
3. В Японии возник большой разрыв между темпами разложения феодализма и генезиса капитализма. Феодальная экспроприация народных мае получила широкий размах, но не давала сразу капиталистических последствий. Возникло аграрное перенаселение, массовым становился пауперизм. Наибольшие капиталы застряли в сфере обращения и ростовщичества. 
4. Наблюдалась феодализация промышленности. Появились казенные заводы с принудительным трудом, даже вотчинные мануфактуры князей. 
5. Экономической базой генезиса капитализма в Японии послужил город с его цеховым ремеслом, обширной торговлей, богатым купечеством. Коренные особенности генезиса капитализма в Японии были определены своеобразием ее феодального режима, более устойчивого, чем в европейских странах. Сложившаяся феодальная иерархия способствовала возникновению террористического абсолютистского режима, оберегавшего привилегии князей и самураев.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

Власть  главы господствующего союза  постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные  клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций.

Племенные кланы стали превращаться в провинции  со своими управляющими; число провинций  достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано появление первых законов  – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми  нормами, сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности. Кланы призывались объединиться и служить общему благу. Все население делилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным властителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китайским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся основой правопорядка. В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовластным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации  было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645–646).

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свергли режим правителей Сога и установили новую императорскую династию.

Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственностью. Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие  политических перемен во второй половине VII в. сложилась центральная администрация. Верховное управление осуществлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реальную работу по текущему управлению вершил государственный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный административный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна  обрела новое жесткое деление  на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой  налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидировались родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древнего Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей  внутренней структуре монархическое  государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно  европейским варварским государствам. И так же, как в Европе, новое государство стало стимулом для переформирования социального строя в направлении феодальных отношений.


 

тема: Государственное  развитее средневековой Японии. Право  Японии

Введение

Эпоха феодализма (средневековья) -- является более чем тысячелетним периодом в истории государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.

Средние века -- это эпоха возникновения, развития и упадка феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция.

Японская цивилизация  начала свое формирование в I тыс. до н. э. Долгие столетия Япония была почти замкнутым - в культурном и политическом отношении - миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Было значительным влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии, так иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового строя, в котором выразились и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

Глава 1. Развитие феодального государства в Японии

1.1 Формирование Японской государственности

В I-II вв. население  южных Японских островов (где значительны  были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.278

Возникновению раннефеодального государства в  Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к  гегемонии племенной группы во главе  с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную. Мелехина Е.В. История государства и права зарубежных стран-М.:Просвещение,2002г.-с.48

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

Власть главы  господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные  клановые правители превратились в  представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов - кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми - придворные, мурадзи - военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники - превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С конца VI в. объединение  Ямато стало стремиться к высвобождению  из-под сюзеренитета китайской империи  Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645-646). Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.279-280

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"*. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в  шесть лет, раздавались среди  полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Надельная система  оказалась экономически неэффективной  и недолговечной в Японии. Рамки  ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.

Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Информация о работе Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.)