Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

В итоге экономика России застряла на уровне начала 90-х годов прошлого столетия, как по своему объему, так и по научно-техническому облику, структуре и эффективности. В то же время для развитых стран Запада – США, Европейского Союза и особенно Китая, Индии, Бразилии – это был период быстрого роста и постиндустриальной перестройки экономики. Для России возникла реальная опасность надолго, если не навсегда, быть отодвинутой на обочину мирового экономического развития. Это подчеркивает важность задачи модернизации России, выдвинутой ее нынешним руководством, необходимость всесторонней, тщательной разработки ее программы.

Содержание работы

Вступление
Раздел I. Борьба вокруг перестройки экономики
(конец 80-х – начало 90-х годов)
1. Как была пущена под откос реформа 1987 года
2. Попытки реформирования экономики в 1989-1991 годах
3. Августовский путч. Прелюдия шоковой терапии

Раздел II. Шоковая терапия в действии
1. Генезис шоковой терапии
2. Либерализация цен
3. Приватизация собственности
4. Проблемы рыночной инфраструктуры
5. Криминализация экономики
6. Монетаризм на российской почве. Дефолт-98
Раздел III. Экономические, социально-политические
последствия шоковой терапии
1. Катастрофическое падение производства и деградация народного хозяйства
2. Обнищание населения и социальная поляризация
3. Шоковая терапия и кризис ельцинского режима

Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

 

2.Либерализация  цен

 

Исходным пунктом и  ключевым звеном радикал либеральной  программы явилась либерализация  цен.

Со 2 января 1992 года цены были отпущены на подавляющую массу товаров. Фиксированные пределы повышения  устанавливались только на отдельные  виды розничных (хлеб, молоко, сахар, масло  растительное, детское питание, медикаменты) и оптовых цен (электроэнергия, нефть, газ). «Для смягчения социальных последствий» сняты ограничения на рост зарплаты в производственной сфере, в 1,9 раза повышена зарплата в бюджетных организациях, военнослужащим, а также размеры  пенсий.

По уверениям авторов  «шоковой терапии», преодоление «денежного навеса» и сбалансированность рынка  должны были быть достигнуты при 2-2,5-кратном  повышении цен. Предполагалось дальнейший их рост сдерживать с помощью жесткой  денежно-финансовой политики: ограничения  эмиссии, государственных расходов, регулирования банковских кредитов и т.д.

Но эти планы оказались  построенными на песке. Уже в январе цены возросли в среднем в 3,5 раза, рост цен не удалось остановить в  течение ряда лет, и все это  время обесценение рубля балансировало  на грани гиперинфляции.

Разовая либерализация внутреннего  рынка сочеталась с открытием  его внешних границ. Здесь также  было допущено немало скоропалительных шагов и импульсивных мер, нанесших немалый ущерб для российской экономики, обостривших ее кризис.

Либерализация импорта аргументировалась  интересами создания конкурентной среды  на внутреннем рынке, а также компенсации  спада отечественного производства. И в том, и в другом отношениях мера была явно нарушена, что обернулось тяжелыми последствиями для страны. Произошло это прежде всего в силу того, что внутренний рынок был раскрыт при отсутствии элементарных условий таких, как система таможенных пошлин и таможенных служб.

После распада СССР границы  России оказались вообще неохраняемыми. Так, 85% сигарет и алкоголя, до половины бытовой электроники ввозилось, минуя таможенный контроль, фактической  контрабандой.

Но и в дальнейшем после  того, как постепенно в России складывалась таможенная система, напор со стороны  импорта не ослабевал, не говоря уж о том, что широко использовались различного рода обходные пути беспошлинного  ввоза из-за рубежа и продажи на внутреннем рынке различной продукции.

В итоге беспорядочной  либерализации внешнеэкономической  деятельности импорт товаров из дополнительного  средства сбалансирования внутреннего  рынка превратился в основной источник формирования его товарных ресурсов.

К 1995 году доля импортных  товаров в розничной торговле возросла до 54% против 14% в 1991 году1. Конкуренция со стороны иностранных товаров стала не стимулирующим, а удушающим фактором для отечественного производства продуктов сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, машиностроения, в том числе бытовой техники.

За стабилизацию рынка  посредством шокового высвобождения  цен и открытия его для зарубежной конкуренции страна заплатила слишком  высокую цену. Процесс стабилизации растянулся вместо нескольких месяцев  на несколько лет. На каком-то этапе  инфляцию удалось свести к приемлемому  уровню. В 1996 году она составила 30-40% и в 1997 году – 10%, что вроде бы создавало  условия для выхода из кризиса. Но оказалось, что дело не только в инфляции, но и в обострении ряда других проблем.

 

3. Приватизация собственности

 

В советское время господство госсобственности считалось важнейшей  чертой и преимуществом социализма, но на практике, основанная на нем система командной экономики превратилась в главную помеху социально-экономического прогресса. Программа приватизации оказалась оторванной от реального состояния экономики, переживающей тяжелый кризис. Приватизации был задан принудительный темп, продиктованный не экономическими и даже социальными причинами, а факторами, лежащими в области политической борьбы. Акционированию подвергались без разбора и хорошо и плохо работающие предприятия. 

В результате государственную  собственность в стране удалось  быстро - в течение полутора-двух лет - разрушить, но создать новые  эффективные формы собственности  и хозяйства, естественно, оказалось  делом невозможным. Появился лишь новый  титул собственности, а в финансовом положении предприятий, их организационных  структурах и тем более в уровне эффективности и конкурентоспособности ничего практически не изменилось.

Официальное обоснование  приватизации во многом строилось на идее формирования в стране широкого слоя собственников и создания социально  ориентированной рыночной экономики.

С середины 1994 года начался  новый, так называемый коммерческий этап приватизации, предусматривающий  конкурсную, аукционную продажу объектов государственной собственности, главным  образом, в виде принадлежащих государству  пакетов акций компаний.

Каковы же общие итоги  приватизации?

Революция в сфере собственности  совершилась. Ее социальные результаты очевидны. Наиболее доходные сегменты бывшей госсобственности, особенно в  отраслях, добывающих и перерабатывающих топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, оказались в руках новоявленного  номенклатурно-олигархического капитала.

Экономические последствия  «большой» приватизации, ее воздействие  на эффективность производства оказались  в основном негативными. Не случайно годы массовой приватизации - 1992-1993 - совпали  со временем наибольшего падения  реальной экономики. Иные, в целом  положительные результаты с точки  зрения эффективности экономики  дала малая приватизация, сопровождавшаяся спонтанным возникновением мелкого  и среднего предпринимательства. В  наибольшей степени она коснулась  торговли и сферы услуг.

Безусловно, предпринимательский  сектор, возникший в результате малой  приватизации и спонтанных процессов, способствовал оживлению экономической  деятельности, наполнению рынка товарами и поддержанию рыночного равновесия, снижению остроты проблемы занятости  и доходов некоторых слоев  населения.

Однако масштабы и удельный вес малого и среднего предпринимательства  оставались явно недостаточными. Оно  слабо затронуло сферу промышленности и строительства, через некоторое  время пошло на убыль. Даже в аграрном секторе, где, казалось бы, имелись наиболее благоприятные условия для частного хозяйства и частной инициативы, фермерство вначале довольно быстро развивалось, а затем движение застопорилось.

Помимо общей кризисной  ситуации в России это объясняется  отсутствием эффективной государственной  поддержки, произволом, притеснениями  и поборами со стороны бюрократии и мафиозных структур, непосильным  налоговым прессом, делающим законопослушную  деятельность в этой сфере затруднительной  или даже вовсе невозможной. Неудивительно, что в значительной своей части  мелкий и средний бизнес был погружен в обширный массив теневой экономики.

 

4. Проблемы рыночной  инфраструктуры

 

Эффективность разгосударствления экономики и создание сильнодействующих  стимулов развития производства в огромной степени зависят от формирования рыночной инфраструктуры - системы  институциональных образований, опосредующих движение товарных, денежных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и  обеспечивающих саморегулирование  рыночной экономики. И в этом направлении  трансформационные процессы в России были крайне противоречивыми и болезненными. Основные надежды возлагались на «невидимую руку рынка».

Это прежде всего касается товаропроводящей сети. Централизованное материально-техническое снабжение, унаследованное от советского хозяйства, быстро распалось, в значительной степени было просто разрушено, а система оптовой торговли средствами производства не могла возникнуть в одночасье. Основные потоки продукции производственного назначения переместились в сферу прямых отношений между предприятиями. В 1996 году предприятиями-изготовителями продано продукции больше, чем организациями оптовой торговли, почти в 4 раза, в том числе на внешний рынок - почти в 10 раз.

В связи с этим возник своеобразный биржевой бум. В 1992 году насчитывалось  около 400 бирж универсального, в основном, товарно-сырьевого профиля. «Биржевая  торговля» приобрела ярко выраженный спекулятивный характер и явилась  одним из главных методов первоначального  накопления капитала. В дальнейшем значение товарно-сырьевых бирж начало падать, а их число сокращаться. К  концу 1993 года их было уже 159, в 1994 году - 137, а к концу 1997 года осталось всего 67. Это объясняется не столько  становлением оптового рынка, сколько  острым денежным дефицитом и вынужденным  распространением бартера.

Функционирование рыночной экономики, ее денежное обслуживание, аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение между  сферами и отраслями народного  хозяйства немыслимо без банковской системы. Крупные коммерческие банки  появились в результате акционирования государственных кредитных учреждений (Промбанка, Стройбанка, Сельхозбанка). Основная же масса коммерческих банков родилась спонтанно, по инициативе частных  предпринимателей. Число банков и  других кредитных учреждений значительно  возросло.

Банковский бум отражал  потребности нарождающейся рыночной экономики, но в обстановке обесценения  рубля, неустойчивости его валютного  курса, жестких денежных ограничений, дороговизны кредита он приобрел нездоровый, спекулятивный характер. «Прокручивание денег», связанное с  обслуживанием бюджета, торгово-посреднических и валютно-финансовых операций, особенно с государственными долговыми бумагами, в течение ряда лет составляло наиболее характерное и прибыльное содержание банковского бизнеса.

Характерна и структура  кредитов. На конец 1996 года из общей суммы кредитов в 202 трлн. рублей, предоставленных коммерческими банками экономике и населению, 97% составили краткосрочные и лишь 3% долгосрочные кредиты. «Краткосрочные кредиты в экономику» были связаны не столько с производственными, сколько с торгово-финансовыми операциями хозяйственных субъектов. По мере снижения темпов инфляции, стабилизации валютного курса рубля, ограничения доступа коммерческих банков к бюджетным средствам банковская система России вступила в полосу серьезных трудностей. Стали накатываться волны банковских банкротств, набирала силу тенденция к слияниям банков, превращению мелких и средних кредитных учреждений в филиалы и отделения крупных банков.

Специфические черты получил  в стране рынок ценных бумаг. Подавляющая  часть оборота на фондовом рынке  приходилась на операции с государственными ценными бумагами (ГКО, казначейские облигации и облигации внутреннего  валютного займа).

Своей аномально высокой  доходностью ГКО совершенно подавляли  операции с акциями и облигациями  коммерческих структур. Фактически фондовый рынок был превращен в инструмент размещения государственных ценных бумаг, привлечения финансовых ресурсов на покрытие дефицита государственного бюджета. Он служил обогащению (за счет бюджета) покупателей и держателей государственных долговых обязательств, в основном банков, но этот доход  вновь и вновь обращался на операции с госбумагами. Фондовый рынок  не выполнял основную функцию, присущую ему в рыночной системе, - обслуживать  потребности реальной экономики  в мобилизации финансовых ресурсов и их перераспределении между  сферами и отраслями народного  хозяйства и регионами.

Весьма далеко от критериев  современной экономики было развитие страхового дела, коммерческой информации и рекламы, аудиторских услуг, арбитража. Все они несли на себе печать особенностей российских реалий рыночной неразвитости и даже примитивности. Аудиторские  услуги получили одностороннюю направленность на поиск способов уклонения от налогов  или уменьшения налоговых обязательств.

Весьма архаичным оставался  и набор страховых услуг, в  частности, среди них весьма малый  удельный вес занимало страхование  коммерческих рисков, имущества субъектов  хозяйствования.

В области законодательного регулирования хозяйственных процессов  главной проблемой оставалось применение и исполнение принятых законов, хотя и сама законодательная база сохраняла  много серьезных пробелов. Пробуксовывали применение антимонопольного законодательства и деятельность антимонопольных  институтов. Решения о несостоятельности  стали применяться чаще, но в условиях массовой убыточности и неплатежеспособности предприятий это не меняло общей  ситуации. Более того, распространилась практика использования процедуры  банкротства для сокрытия хищений  и разворовывания акционерной собственности.

 

5. Криминализация  экономики

 

Попытка осуществить революционный  переход от командной экономики  к рыночной привела к резкому  усилению ее теневого характера и  прямой криминализации. Конечно, теневая, нелегальная экономика была и  в советское время. Она существует и в самых развитых странах, но она не играет в них определяющей системообразующей роли. Ситуация в  России сложилась иначе. Криминально-теневой  компонент экономики приобрел столь  значительные масштабы, что в большой  степени стал определять институциональную  структуру экономики и представлять одну из главных угроз национальной безопасности.

Информация о работе Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в