Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

В итоге экономика России застряла на уровне начала 90-х годов прошлого столетия, как по своему объему, так и по научно-техническому облику, структуре и эффективности. В то же время для развитых стран Запада – США, Европейского Союза и особенно Китая, Индии, Бразилии – это был период быстрого роста и постиндустриальной перестройки экономики. Для России возникла реальная опасность надолго, если не навсегда, быть отодвинутой на обочину мирового экономического развития. Это подчеркивает важность задачи модернизации России, выдвинутой ее нынешним руководством, необходимость всесторонней, тщательной разработки ее программы.

Содержание работы

Вступление
Раздел I. Борьба вокруг перестройки экономики
(конец 80-х – начало 90-х годов)
1. Как была пущена под откос реформа 1987 года
2. Попытки реформирования экономики в 1989-1991 годах
3. Августовский путч. Прелюдия шоковой терапии

Раздел II. Шоковая терапия в действии
1. Генезис шоковой терапии
2. Либерализация цен
3. Приватизация собственности
4. Проблемы рыночной инфраструктуры
5. Криминализация экономики
6. Монетаризм на российской почве. Дефолт-98
Раздел III. Экономические, социально-политические
последствия шоковой терапии
1. Катастрофическое падение производства и деградация народного хозяйства
2. Обнищание населения и социальная поляризация
3. Шоковая терапия и кризис ельцинского режима

Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

Радикальные либералы со своей  стороны безуспешно пытались организовать контр митинги в поддержку  правительства и президента.

Кризис социально-экономический  закономерно перерастал в крупномасштабный социально-политический.

Первый парламентско-правительственный  кризис закончился компромиссом. Однако каких-либо существенных выводов исполнительная власть не сделала. Экономическая и  социально-политическая обстановка в  стране продолжала ухудшаться, несмотря на поддержку и кредитную помощь Запада.

В декабре 1992 года на УII Съезде народных депутатов России депутатское большинство категорически отвергло возможность сохранения правительства Гайдара. Но и на этот раз президентско-парламентское противоборство ограничилось шатким компромиссом - договоренностью о проведении в апреле 1993 года референдума по доверию президенту и парламенту.

Нарастание глубокого  кризиса государственной власти становилось очевидным. Она на глазах теряла эффективность и доверие: ни одна из официально провозглашенных  ею целей не достигалась. В обществе нарастала дестабилизация. Положение  в экономике все более ухудшалось. Наблюдались повсеместный рост преступности, разгул коррупции в государственных  структурах. Набирал масштабы и остроту  социальный раскол общества. К концу 1992 года резко сократилось число  сторонников курса радикальных  реформ.

Социальная поляризация  в обществе определяла и раскол во власти. На фоне провальных итогов первого  года чрезвычайных президентских полномочий Верховный Совет России не только перестал поддерживать ельцинско-гайдаровский вариант реформ, но и стал активно  выступать против него, отражая критическое  и протестное отношение абсолютного  большинства населения к результатам  политики правительства.

Весь 1993 год – это обострение противоборства между президентом  и съездовской оппозицией. В начале сентября Ельцин приступил к подготовке силового устранения Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

Своеобразной пробой сил  явились первомайские «беспорядки» на улицах и площадях Москвы, жесткие  схватки демонстрантов с силовыми структурами.

21 сентября Ельцин издал  указ № 1400 «О поэтапной конституционной  реформе РФ». Он объявил о  прекращении законодательных, распорядительных  и контрольных функций Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета РФ. Конституционному суду  предписывалось прекратить деятельность  до избрания Федерального Собрания. Иными словами, парламент и  Конституционный суд России объявлялись  вне закона...

Оставался один шаг до развязывания кровавой гражданской войны. И он вскоре последовал. Белый дом, где  народные депутаты с 22 сентября непрерывно заседали был жестко блокирован силами милиции и внутренних войск. 3 октября массовые беспорядки и столкновения произошли у здания Московской мэрии, а затем у телестудии в Останкино.

Вечером 3 октября президентом  было введено чрезвычайное положение, к утру 4 декабря в столице силами милиции и дивизии Дзержинского был установлен контроль над столицей. Президент своим приказом потребовал от министра обороны начать штурм осажденного Белого дома. В течение нескольких часов переполненное депутатами здание расстреливалось прямой наводкой из танковых орудий, подтянутых к парламенту. По официальным данным, погибло 123 человека, по неофициальным оценкам - 1500. Сколько было убитых на самом деле – так и осталось неизвестно, поскольку следствие по делу об октябрьской трагедии в Москве было закрыто на основании решения в феврале 1994 года об амнистии.

1994-1995 годы ознаменовались  закреплением в России олигархической  системы власти. В преддверии  парламентских и президентских  выборов президент и его окружение  активно позаботились об укреплении  социально-политической опоры власти. Эта задача решалась в ходе  новой волны приватизации путем  залоговых аукционов, в результате  которых произошло далеко идущее  слияние бизнеса и власти, сопровождавшееся  беззаконием и коррупцией.

В выборах депутатов Федерального Собрания в декабре 1993 года приняло  участие лишь 54,3%, их итоги оказались  для власти плачевными, это был  явный провал ельцинского руководства.

Драматическая ситуация сложилась  и вокруг президентских выборов 1996 года. После выборов настроения и ожидания самых различных групп  населения отражали, по данным социологических  исследований, рост обеспокоенности  граждан состоянием экономики, политической власти, правопорядка, межнациональных  отношений, обороноспособности, практически  всех сфер общественной и государственной  жизни.  Как бы в знак победы Ельцина  на выборах радикал-реформаторы  построили пирамиду ГКО, обслуживание которой стало съедать все  денежные доходы государства и в конечном счете привело к дефолту. Психологический настрой населения явно радикализировался, в людях копились раздражение и протест. Сохранялась и увеличивалась напряженность в отношениях между Центром и регионами.

Весной 1998 года нарастают  кризисные финансово-экономические  проблемы. Начинается новая «рельсовая война». Программа крупного сокращения государственных расходов и роста  налогов, выдвинутая новым правительством, потерпела провал в Госдуме. Отказался  ее поддержать и МВФ. Карьера молодых  реформаторов кончилась отказом  от платежей по ГКО, дефолтом, вопреки  публичным заверениям президента Ельцина, что ничего подобного не будет. Это  был полный финансовый крах режима.

Страну и президента спасает  то, что после долгих уговоров возглавить правительство соглашается Е.М.Примаков. Он привлекает в свою команду Маслюкова, Геращенко и других опытных, известных  советских специалистов-экономистов. Менее чем за год нарастание финансового  кризиса и падение производства были остановлены.

Эпоха Ельцина и его  режима заканчивалась. Кредит общественного  доверия был им окончательно исчерпан.

Ельцин сам начал это  понимать и начал готовить приемлемые для себя выходы. И прежде всего, встал вопрос о руководителе правительства, который по Конституции в случае досрочной отставки президента становится исполняющим его обязанности. Премьером стал В.С.Степашин, но и он пробыл в качестве преемника лишь два месяца и был заменен в качестве наследника малоизвестным тогда чекистом В.В.Путиным. В связи с отставкой Ельцина он и стал и.о. президента России, а затем – после выборов 2000 года – и полноправным президентом.

Эпоха Ельцина канула в  лету, но преодоление ее тяжких последствий  и сегодня не утратила своей актуальности.

 

 

 

Заключение

 

Общественное развитие, в  том числе экономическое, не является жестко детерминированным и неуклонно  поступательным. Оно зависит от исторически  складывающихся факторов, политической борьбы, верх в которой на отдельных  отрезках истории могут брать  неадекватные взгляды и политические силы. Все это требует объективного анализа.

Практическое же значение оценок шоковой терапии определяется тем, что ее отрицательные последствия  для страны так и не преодолены. Это топливносырьевая гипертрофия  экономики при запущенности научно-технического потенциала, обрабатывающих производств  и сельского хозяйства. Именно в  этом причина большей глубины  и тяжести экономического кризиса 2008-2009 годов в России, чем в  странах Запада и тем более  Китая, Индии и Бразилии.

Замысел применения к России шоковой терапии готовился келейно, узкой группой экономистов во главе с Е.Т.Гайдаром, с участием западных советников и регулярными советами с Международным валютным фондом. Подавляющее большинство отечественных ученых-экономистов оказалось в стороне от выработки концепции гайдаровских реформ. Проект реформ ни на одной стадии – от зарождения до принятия и начала осуществления – не был предметом обсуждения и апробации в научно-экономическом сообществе страны.

Официального целостного программного документа, излагающего цели, содержание реформ, их основные компоненты, приоритеты и рубежи, которых страна должна была достигнуть, опубликовано не было. По заявлениям инициаторов и исполнителей шоковых реформ можно судить лишь об их отдельных составляющих. Несомненно лишь одно – в результате осуществления шоковой терапии была «через колено» и «до основания» разрушена советская экономическая система. Вместе с ней подорваны и советские социальные институты, в том числе институты жизнеобеспечения и социальной защиты населения, а новые – не созданы.

Возникшая в итоге шоковой  терапии экономическая система  страны продолжает быть неэффективной, отягощена монополистическими аномалиями, бюрократическими препонами, чрезмерным вмешательством госаппарата, разросшейся  коррупцией. Структура экономики остается архаичной, а темпы и качество экономического развития – не отвечающими современным требованиям.

На общем фоне быстрого развития мировой экономики в  последние 20 лет Россия осталась единственной крупной страной, не продвинувшейся вперед. Особенно сильно возросло отставание России в современных высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Это одно из самых пагубных последствий радикал-либеральной трансформации экономики России, шоковых методов ее лечения.

Все авторы радикал-либерального направления подчеркивают, что тяжести 90-х годов порождены наследием советской экономики, ее неспособностью к постиндустриальной перестройке.

Отход от шоковой терапии, критическое отношение к ней  в официальных кругах стали возможными только после ухода Ельцина с  политической арены. Но и сейчас официальная  экономическая идеология и политика не свободны от ее пережитков, и это  мешает выйти стране на траекторию качественного совершенствования  и быстрых темпов экономического развития.

 

 


Информация о работе Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в