Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

В итоге экономика России застряла на уровне начала 90-х годов прошлого столетия, как по своему объему, так и по научно-техническому облику, структуре и эффективности. В то же время для развитых стран Запада – США, Европейского Союза и особенно Китая, Индии, Бразилии – это был период быстрого роста и постиндустриальной перестройки экономики. Для России возникла реальная опасность надолго, если не навсегда, быть отодвинутой на обочину мирового экономического развития. Это подчеркивает важность задачи модернизации России, выдвинутой ее нынешним руководством, необходимость всесторонней, тщательной разработки ее программы.

Содержание работы

Вступление
Раздел I. Борьба вокруг перестройки экономики
(конец 80-х – начало 90-х годов)
1. Как была пущена под откос реформа 1987 года
2. Попытки реформирования экономики в 1989-1991 годах
3. Августовский путч. Прелюдия шоковой терапии

Раздел II. Шоковая терапия в действии
1. Генезис шоковой терапии
2. Либерализация цен
3. Приватизация собственности
4. Проблемы рыночной инфраструктуры
5. Криминализация экономики
6. Монетаризм на российской почве. Дефолт-98
Раздел III. Экономические, социально-политические
последствия шоковой терапии
1. Катастрофическое падение производства и деградация народного хозяйства
2. Обнищание населения и социальная поляризация
3. Шоковая терапия и кризис ельцинского режима

Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

Не дожидаясь результатов  совместной работы, Ельцин в августе 1990 г. на массовых встречах и митингах в городах России настраивал граждан  против союзных структур, обещал им быстрый – через полтора –  два года – подъем экономики и  уровня жизни в случае поддержки  российских властей в их противостоянии с Союзным центром.

Для Ельцина достоинство  совместной программы было прежде всего в самом факте признания руководства Российской Федерации наряду с Союзным центром равноправным субъектом реформы и тем более ее инициатором. Его интересам соответствовало и то, что в представленной комиссией Шаталина-Явлинского программе говорилось лишь об экономическом союзе республик и умалчивалось о политическом их союзе, союзном государстве и его центре. Объяснение этого факта тем, что программа эта носит чисто экономический характер, выглядело совершенно неубедительно. Ведь субъектом союзной программы может быть только союзное государство, а не какой-то межреспубликанский экономический комитет, как это предлагалось в проекте программы. Вряд ли можно считать случайным отсутствие в программе Шаталина-Явлинского даже упоминания о союзных налогах, что сразу же обратило на себя внимание.

19 октября Верховный Совет  СССР принял постановление «Об  основных направлениях стабилизации  народного хозяйства и перехода  к рыночной экономике», представленное  Горбачевым. Противостояние программ  перехода к рынку, казалось  бы, завершилось, но противоречия  между союзным и российским  руководством не утратили своей  остроты.

Между тем СССР вступал  в полосу серьезного кризиса –  и экономического, и политического  при их тесном переплетении и взаимовлиянии: нарастание экономических трудностей усложняло политическую обстановку, что, в свою очередь, затрудняло решение  экономических проблем, и наоборот. Замедление темпов экономического роста  переросло в 1990 году в абсолютное сокращение производства. Оно произошло  во всех основных секторах народного  хозяйства, за исключением производства предметов потребления.

     В немалой степени это было обусловлено крайне неблагоприятными внешними факторами, общим ухудшением экономической ситуации в мире. В результате резко уменьшились валютные доходы страны, сократился импорт некоторых важных материалов и изделий производственного назначения, а также зерна и многих предметов потребления.

В условиях обострения финансовой ситуации все ресурсы были брошены  на поддержание потребительского рынка. Благодаря этому в 1990 году удалось  сохранить рост производства предметов  потребления, увеличить закупки  производственных и промышленных товаров  для населения за рубежом. Еще  более сложная картина сложилась  в первой половине 1991 года: розничный  товарооборот (в реальном исчислении) снизился на 12,2% при сокращении производства предметов потребления на 4%.

Все это привело к увеличению внешнего долга, который к середине 1991 года достиг 65 млрд. долларов против 30 млрд. долларов в 1985 году. В результате падения цен на нефть мы оказались в долгу и перед европейскими странами – членами СЭВ в размере около 20 млрд. долларов. Обслуживание растущего внешнего долга стало поглощать все бóльшую долю валютных поступлений, ограничивая возможности самого необходимого импорта для внутреннего производства и потребления. Образовался некий порочный круг, а точнее – суживающаяся экономическая спираль.

Главной же причиной наступивших  трудностей страны, в том числе  и экономических, были не внешние, а  внутренние факторы, и прежде всего  деструктивные действия радикал-либеральной оппозиции, сепаратистских сил в руководстве Российской Федерации и других республик, их курс на разрушение единства Союза и его экономической основы.

В конце 1990 года российским руководством было принято одностороннее  решение сократить отчисления в  союзный бюджет на 100 млрд. рублей так, чтобы весь налог с оборота  сначала поступал не в союзный, а  в российский бюджет, что помимо всего прочего подрывало возможности  финансовой поддержки дотационных  республик. Было также решено досрочно, в одностороннем порядке поднять  оптовые цены на нефть и нефтепродукты, закупочные цены на мясо. Российское руководство  стало активно добиваться контроля и за валютной выручкой, чтобы Союз получал ее от республик в виде неких отчислений.

Реакция союзных республик  на российскую суверенизацию была неоднозначной, так как в менее развитых республиках  Закавказья и Средней Азии возникали  серьезные опасения возможных трудностей.

Свои экономические интересы республики защищали, как могли. Здесь  и законные протесты на сокращение традиционных субвенций из союзного бюджета, и необоснованное придерживание  поставок товаров на союзный рынок, и стремление выйти на внешний  рынок и получить доступ к валютным поступлениям. Казахстан и Украина  так и не выполнили поставки зерна  на общесоюзные цели из урожая 1990 года – одного из самых высоких за всю историю страны. В первом квартале 1991 года поставки мяса из Литвы составили 30-40% запланированных при том, что комбикорма они получили из централизованных фондов на 80%. Узбекистан в ответ на сокращение бюджетных субвенций сократил поставки хлопка с целью прямого выхода с ним на внешний рынок. Немалый урон экономике страны нанесли недопоставки продукции в связи с забастовками. В течение первых месяцев 1991 года остановились 5 коксовых батарей и 20 домен.

В целях выхода из политического  и экономического кризиса, в который  все глубже погружалась страна, в  конце 1990 года по инициативе Президента СССР были приняты важные решения  по реорганизации государственного руководства страной и укреплению вертикали власти. Вместо Совета Министров  СССР создан Кабинет Министров при  Президенте СССР. Распущен Президентский  Совет и образован Совет безопасности под председательством Президента, в состав которого вошли главы  всех союзных республик.

Председателем Кабинета Министров  стал В.С.Павлов, ранее зарекомендовавший  себя как опытный финансист.

Перед Кабинетом Павлова  была поставлена труднейшая задача –  предотвратить дальнейшее углубление наступившего экономического кризиса  и полное расстройство потребительского рынка и денежного обращения. Кабинету Павлова удалось осуществить  назревшую и перезревшую реформу  розничных цен. Опасения, связанные  с повышением розничных цен, прежде всего на продовольственные товары, при одновременном возмещении потерь населения, в первую очередь малообеспеченных слоев, не оправдались. Обстановка в  розничной торговле ощутимо изменилась. На прилавках в свободной продаже  появились мясные и молочные продукты, не говоря о хлебобулочных изделиях. К сожалению, их запасы оказались  недостаточными, а неконтролируемый рост денежных доходов не был остановлен. Так что благополучие в розничной  торговле оказалось довольно шатким.

После полосы острых политических столкновений в стране (Вильнюс, Рига, массовые оппозиционные митинги  и демонстрации в Москве, забастовки, различные демарши российского  руководства перед Центром) в  кругах леворадикальной оппозиции  появились некоторые признаки отрезвления  на фоне нарастания активности консервативных сил в партии и Верховном Совете. Горбачев решил использовать этот шанс для того, чтобы ввести развитие событий в конструктивное русло. Это начинание было встречено  с пониманием демократической оппозицией, трезво мыслящими руководителями большинства  национальных республик.

Так возник новоогаревский процесс – соглашение Президента СССР и руководителей девяти союзных  республик о безотлагательных мерах  по стабилизации обстановки в стране и преодолении кризиса, подписанное 23 апреля 1991 года в подмосковной резиденции Ново-Огарево. Оно было «в штыки» встречено  на Пленуме ЦК КПСС 24-25 апреля, и только заявление об отставке, сделанное  Генсеком, вынудило отступить партийных  фундаменталистов. Новоогаревское соглашение открыло возможность для нормализации обстановки в стране, принятия стабилизационных мер, введения особого режима для работы базовых отраслей промышленности и, пожалуй, самое главное – для завершения подготовки и принятия нового Союзного договора.

Обобщая сказанное, можно  сделать вывод, что к исходу лета 1991 года появился «свет в конце  тоннеля» - обозначилась возможность  выхода из политического и экономического кризиса, в котором оказалась  страна, через обновление политического  союза республик и постепенную  нормализацию социально-экономической ситуации в стране. Но августовский путч 1991 года перечеркнул эту возможность.

 

3. Августовский  путч. Прелюдия шоковой терапии

 

Путч и его провал коренным образом изменили ситуацию в стране. Консервативные круги, попытавшиеся силой  заблокировать демократические  процессы, восстановить старые, доперестроечные  порядки в стране, потерпели полное поражение. Дискредитировали себя поддержавшие путч Политбюро ЦК и аппарат ЦК КПСС, руководители Верховного Совета, Кабинета Министров и силовых  структур СССР – вооруженных сил, госбезопасности, внутренних дел.

Резко возросли авторитет  и влияние российского руководства. Без согласования с ними теперь не могли принимать сколько-нибудь важные решения и оставшиеся союзные  структуры. Одновременно усилились  центробежные силы в национальных республиках. Так, уже 24 августа объявила о своей  независимости Украина, а за ней  и другие республики. Стало очевидно, что проект Союзного договора, подготовленный к подписанию 21 августа, не может  быть принят в прежнем виде.

Путч вызвал тяжелые негативные последствия для экономики страны, привел к усилению распада межреспубликанских и межрегиональных поставок продовольствия, сырья и топлива, готовых изделий, финансовых и денежных потоков, игнорированию  республиками своих бюджетных обязательств. Особенно болезненно на экономическом  положении страны отразились замораживание  как государственных, так и коммерческих кредитных линий из зарубежных стран, резкий спад валютных поступлений от внешней торговли.

СССР сохранил свое название, но по существу это была другая страна. Союзная власть в той или иной степени признавалась лишь в девяти республиках. Общие органы представительной власти (Съезд народных депутатов, Верховный  Совет СССР) перестали функционировать. Правительство СССР так и не было воссоздано. Вместо него после подавления путча был создан Комитет по оперативному управлению хозяйством. Силовые ведомства, новые руководители которых были назначены по согласованию с Ельциным, подчинялись Президенту СССР фактически номинально.

Крупнейшая в истории  страны перемена геополитического характера  наложилась на тотальную ломку экономического строя, ввергнув страну в беспрецедентный  по глубине и продолжительности  экономический и социальный кризис. Он продолжался 5-7 лет, и только после  финансового краха 1998 года началось медленное и мучительное восстановление экономики.

Реальное состояние российской экономики к началу 1992 года, когда  ее руководство приступило к реализации шоковых реформ в рамках Федерации, действительно было непростым. Усилились  признаки вступления ее в полосу глубокого  экономического кризиса, обусловленного неблагоприятным сочетанием внутренних и внешних причин, о которых  речь шла выше.

Но, во-первых, усложнение экономической  ситуации во многом было связано с  действиями самих радикал-демократов в 1990-1991 годах: провоцированием сепаратистских действий, подрывом экономических функций союзного центра, поощрением забастовочного движения.

Во-вторых, экономические  проблемы и трудности 1991 года были искусственно преувеличены и драматизированы  инициаторами шоковой терапии с  целью ее реабилитации.

Несмотря на все трудности, в 1991 году удалось не допустить серьезного снижения уровня жизни населения. Среднемесячная реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) упала  на 3%, а среднедушевые денежные доходы в реальном выражении даже выросли  на 16%.

 

 

Раздел II. Шоковая терапия в действии

 

                        1.Генезис шоковой терапии

 

Экономическая политика ельцинского  руководства России как до, так  и после августовского путча  не имела сколько-нибудь ясной и  четко сформулированной направленности и тем более программы, кроме  задачи разрушения политических и социально-экономических  структур Союза ССР.

Обращение к шоковой терапии  в какой-то мере можно объяснить  внутренними факторами и особенностями  ситуации в стране, связанными с неудачами экономических преобразований в стране в годы перестройки и, прежде всего, реформы 1987 года.

После провала путча в  рамках ельцинского курса на роспуск  Союза открылась возможность  самых радикальных преобразований экономики. Ею и не преминула воспользоваться  российская власть, решив совершить  капиталистическую революцию в  экономике, одним ударом разрушить  существующую систему, считавшуюся  социалистической. Идея возможно более  быстрого устранения социализма и лежит  в основе шоковой терапии. Это  признают ее авторы и исполнители  – Е.Т.Гайдар, Е.Г.Ясин, В.А.Мау и  другие.

Опыт развитых стран, вступающих в постиндустриальную эпоху, показывает, что определенное сочетание рыночных, капиталистических отношений с  внерыночными, социалистическими не только возможно, но и необходимо. Первые более эффективны в отраслях материального  производства, вторые более адекватны  сфере воспроизводства самого человека - образованию, здравоохранению, охране окружающей среды, социальному обеспечению. Впрочем, то или иное сочетание рыночных и нерыночных отношений возможно и целесообразно практически  в каждой из этих сфер. Искоренение  социалистической компоненты общественного  развития, отождествляемой с советским  строем, стало определяющей целью  авторов шоковой терапии. Эта  идея пронизывает основные усилия администрации  Ельцина и правительства России, начиная с конца октября 1991 года.

Информация о работе Экономическое развитие реформ в России: «шоковая терапия» 90-х, стабилизация и кризис в первое десятилетие XXI в