Европейский утопизм XVI- XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 05:41, контрольная работа

Описание работы

Тему контрольной работы рассмотрим с краткого изложения политико-правовых идей Платона и их влиянии на европейские утопические учения XVI - XVII веков.
Предметом исследования явились личностная окраска философии Платона, возникновение утопического социализма, "Утопия Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона, "Город Солнца" Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона, общность идей Платона, Мора, Кампанеллы.

Содержание работы

Введение
1. Личностная окраска философии Платона…………………………………….5
2. Возникновение утопического социализма……………………………………7
3.«Утопия» Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона………………………………………………………………8
3.1 Мечты об идеальном государстве…………………………………………..8
3.2 Рабство, религия и экономика в утопии……………………………………10
3.3 Семья как базовая ячейка общества………………………………………..11
3.4 Государственная система и войны………………………………………….12
4.«Город солнца» Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона…………………………………………………………14
4.1 Мечты узника………………………………………………………………...14
4.2 Идеи социального равенства………………………………………………..15
4.3 Власть………………………………………………………………………...16
5. Общность идей Платона, Мора, Кампанеллы………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная ИППУ.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Гитлодей предлагает взамен рабовладельческое общество. Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.

Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы даже для честных утопийцев можно судить по следующему пассажу: "Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области".15 Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества - зачем ее убивать.

Государство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии. Дело в том, что сам Мор был идейным католиком. Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато ввел свободу вероисповедания. Правда, публичная агитация против религии запрещена.

Основная религия на острове - католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом. Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином. Общество Утопии ограничено со всех сторон. Свободы нет практически ни в чем. Всеобщая уравниловка.

Социалисты-теоретики особо хвалили Мора за отсутствие на Утопии частной собственности. По словам самого Мора, "повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо". И вообще, "для общественного благополучия имеется единственный путь - объявить во всем равенство".16

Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки.

 

3.3 Семья как базовая ячейка общества.

 

На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.

Семья - базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.

Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это на практике выльется.

Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.

 

3.4 Государственная система и войны.

 

В Государстве не может не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении. Мор предлагает решить эту проблему ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек - князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

Верховный орган государства - сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.

На практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.

Реализована в Утопии и идея железного занавеса: она живет в полной изоляции от окружающего мира. Общество утопийцев - это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Разделения труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и так называемые "симфогранты", контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов - ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это - чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в "Утопии" выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.

"Не упустим еще одно  замечание Рафаэля Гитлодея, высказанное  как бы, между прочим: "Я определенно полагаю, - говорит он об утопийцах, - что умом мы их превосходим, однако усердием и рвением своим они оставляют нас далеко позади себя".17 То, что в "Утопии" констатируется как факт, будет впоследствии одним из важнейших средств претворения в жизнь коммунистической утопии. И средство это называется: "понижение интеллектуального уровня населения".18

Общественные отношения утопийцев являются следствием (или продолжением) полупатриархального устройства их семей. "Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту - старшим".19 Младшие не равны старшим, мужчины - женщинам.

Людям запрещено любое отклонение от нормы. А о строгости этих норм можно и не говорить. Особенно тщательно расписаны условия поездок утопийцев. Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. "Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета".20

Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией".21 Кроме того, "утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно".22

Изучив эти причины войны, можно сделать вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и мир во всем мире. Ибо повод всегда найдется.

Более того, Утопия, по сути, должна быть вечным агрессором, ведь если рациональные, не идейные государства ведут войну, когда им это выгодно, то утопийцы - всегда, если на это есть причины. Ведь оставаться безучастными, например, когда какой-то народ угнетается тиранией, они по идейным соображениям не могут.

 

 

4.«Город солнца»  Томмазо Кампанелла под воздействием  политико-правовых идей Платона.

4.1 Мечты узника.

 

Кампанелла - итальянский священник, замышлявший освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. Он был раскрыт и брошен в тюрьму, где провел 27 лет, занимаясь писательской деятельностью. Один из его трудов, "Город Солнца" обессмертил имя его автора.23

"Город Солнца" был  написан через сто лет после "Утопии" Томаса Мора, в один  год с "Новой Атлантидой" Френсиса  Бэкона. Кампанелла был знаком  с творчеством Мора, поэтому его  влияние на "Город Солнца" хорошо  просматривается. Кампанелла пишет  о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все. Осмыслив окружавшую  его действительность, он пришел  только к одному выводу: существующий  государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его  должен сменить другой, более  совершенный строй. Где все люди  равны между собой. Подробности  реализации этой идеи Томазо  тщательно прорабатывает и описывает  в своей социальной утопии  под названием "Город Солнца". О литературных качествах произведения  Кампанеллы даже во времена  СССР отзывались весьма скептически. "В сущности, мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены… бессодержательные реплики собеседника".24

В жанровом плане "Город Солнца” тоже не нов: рассказ путешественника о посещенной им идеальной стране.

 

4.2 Идеи социального  равенства.

 

В "Городе Солнца" автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным воякой и плохим крестьянином, другой - слабым физически и плохим воином. Жители города Солнца - марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. "Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными".25

К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане, независимо от их желания. Четырехчасового труда оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Кампанелла пишет: "Распределение всего находящегося в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить".26

 

4.3 Власть.

 

Как и в "Государстве" Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста с особым распорядком жизни и особым воспитанием. Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в "Городе Солнца" не отвергалась.

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца - учителя и священники - интеллигенция. "Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии".27

Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора.

Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.

Основная причина зла по Кампанелле - в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем качество у одних жить за счет других. "Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине".28

Ломать человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается.

Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.

С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого - обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Начиная с 10 лет, начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.

И у Мора, и у Кампанеллы, таким образом, идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

 

5. Общность идей Платона, Мора, Кампанеллы.

 

Рассуждения Платона об идеалах и программе разностороннего воспитания стали основой для развития своих концепций идеального государства, идеальной власти, идеальных людей. Значение социальных функций воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать”29  - основной темой проходит через произведения утопистов, чьи взгляды мы рассматривали в контрольной работе.

По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов 30, в те времена люди еще не могли представить реалии социализма, поэтому их утопии получались слегка фантастичными.

Естественно, что в XVI и XVII веках капитализм лишь набирал обороты, общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели и предпосылки для этого перехода: ни производительные силы, ни производственные отношения.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное у них, нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою индивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день.

Информация о работе Европейский утопизм XVI- XVII вв