Европейская культура XVII- XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Осветите проблему: «Научная революция XVII-XVIII вв. и эволюция картины мира».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
Каковы основные черты эпохи Просвещения?
Какие достижения характерны для фламандской школы живописи в XVII веке?
Каковы особенности художественного стиля классицизма?
Задание 3. Объясните термины: «рационализм», «либерализм», «рококо», «сентиментализм», «классицизм».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 26.78 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.

ТЕМА №18

Европейская культура XVII- XVIII вв.

Задание 1. Осветите проблему: «Научная революция XVII-XVIII вв. и эволюция картины мира».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

Каковы основные черты  эпохи Просвещения?

Какие достижения характерны для фламандской школы живописи в XVII веке?

Каковы особенности художественного  стиля классицизма?

Задание 3. Объясните термины: «рационализм», «либерализм», «рококо», «сентиментализм», «классицизм».

4. Выполните тесты:

1. К великим мастерам  живописи XVII века относятся (правильные ответы подчеркнуты):

А) Х. Ван Рейн Рембрандт;

Б) Ф. Гойя;

В) Д. Веласкес;

Г) П.П. Рубенс;

Д) Т.Гейнсборо.

2. Пристрастие к пасторалям, фривольным и «галантным» сценам соответствовали стилю:

А) барокко;

Б)  классицизму;

В) реализму;

Г) романтизму;

Д) рококо.

3. Установите соответствие  художественных произведений и  их авторов.

А) «Святая Инесса»;                                                                А) В.А. Моцарт;

Б) «Тартюф или обманщик»;                                                  Б) А. Ватто;

В) «Пейзаж с Полифемом»;                                                    В) Х. Рибера;

Г) «Реквием»;                                                                           Г) Л. Бернини;

Д) «Фонтан четырех рек»;                                                      Д) Н. Пуссен;

Е) «Общество в парке»;                                                                Е) Ж.Б. Мольер.

Ответы : А-В; Б-Е; В-Д; Г-А; Д-Г; Е-Б.

Научная революция  XVII- XVIII вв. и эволюция картины мира.

При сравнении картин мира Нового времени со средневековыми обращает на себя внимание прежде всего нерелигиозный характер первых. Интеллектуальные системы Нового времени представляют собой попытку дать описание природы, истории и культуры, опираясь только на человеческий разум. Богу при этом отводится скромная роль «перводвигателя вселенной» или олицетворения «нравственного закона», а на первый план выступают такие понятия, как «естественный закон», «движение», «развитие», «эволюция», «прогресс» и т.д.

Революция в науке второй половины XVII в. создала естественно-научную картину мира. Эта революция выразилась в качественном росте достоверности, точности, математической обоснованности научных и технических знаний, в росте их практической применимости. Были созданы методы теоретического и экспериментального исследований и образованы специальные учреждения (научные и технические общества, академии и институты), в рамках которых научное знание могло бы воспроизводиться и развиваться.

Зачинателями переворота в естествознании стали ученые ряда европейских стран. Галилей (Италия) открыл многие законы движения, дал  окончательное подтверждение гелиоцентрической  системе. Математическим фундаментом  нового естествознания стали работы Паскаля и Ферма (Франция) и в  особенности создание в 1665-1676 гг. Ньютоном (Англия) и Лейбницем (Германия) методов  дифференциального и интегрального  исчисления; Декарт (Франция) ввел переменные величины, благодаря чему математика стала способна описывать движение; Бойль (Англия) развил учение о химическом элементе. В 1687 г. Ньютон в своих «Математических  началах натуральной философии» сформулировал три закона движения и закон тяготения, с помощью  которых он привел в единую систему  все ранее известные законы и данные. В XVIII в. механика Ньютона стала основой естественно-научной картины мира, выводившей все формы движения из сил притяжения и отталкивания.

В естествознании XIX в. наступил период распространения концепций  эволюции, саморазвития природы. Космологическая  интерпретация этой идеи восходит к XVIII в., когда Кант и Лаплас создали  гипотезы об образовании планет из вращающегося вокруг Солнца газового облака. Важную роль сыграли учения Бюффона и Лайеля об эволюции Земли  и непрерывном изменении земной поверхности. Теории развития в биологии XIX в. выразились в концепциях эволюции видов. Первая из них, основанная на представлении о непосредственном изменении наследственности под влиянием внешних условий, была предложена Ламарком (1809). Учение Дарвина об эволюции путем естественного отбора (1859) стало опытно обоснованной теорией эволюции. Универсальность клеточного строения организмов была установлена немецким биологом Шванном; в 1865 г. австриец Мендель открыл законы наследственности и создал генетику.

В физике крупнейшими открытиями XIX в. явились закон сохранения энергии, обнаружение электромагнитной индукции и разработка учения об электричестве. Представление об атомно-молекулярной структуре вещества получило всеобщее признание. В 1868 г. русский ученый Менделеев  открыл периодический закон химических элементов.

Отличительными чертами  науки Нового времени стали ее математизированный и экспериментальный характер, использование специальных научных языков, коллективный, а подчас и интернациональный характер исследований, неразрывная связь науки с техникой.

Параллельно научной картине  мира и под ее влиянием в XVII–XVIII вв. развивается философия Просвещения. Во Франции это течение было наиболее сильным в период между 1715 и 1789 г., именуемый «веком Просвещения» и  «столетием философии». Движение это приобрело всеевропейские масштабы: его главные представители во Франции – Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Дидро, Руссо, в Англии – Локк, Мандевиль, Юм, в Германии – Лессинг, Гердер, Кант, в США – Франклин, Джефферсон.

Просвещение выступило в  качестве мировоззрения, претендующего  на исправление человека и общества согласно «естественному закону». Он познаваем  человеческим разумом и соответствует  подлинным, неиспорченным желаниям человека. Общественные отношения должны быть приведены к гармонии с закономерностями окружающей и человеческой природы. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования  человеческого разума.

Для просветителей невежество, мракобесие, религиозный фанатизм –  главные причины людских бедствий. В понятии «Бог» большинство  из них видели только обозначение  разумной первопричины мира, верховного геометра и архитектора вселенной. Отсюда попытки создать «религию разума» или «религию в пределах только разума», более или менее  резкий разрыв с христианской традицией  и церковными организациями, доходивший у Ламетри, Гольбаха, Дидро, Гельвеция до открытого атеизма. Моральное учение Просвещения призвано было обосновать столь характерный для Нового времени индивидуализм, свободу и независимость личности от ограничений, прежде всего религиозных. Просветительский призыв следовать человеческой природе мог пониматься весьма широко: от умеренных концепций «разумного эгоизма» до проповеди аморализма, пороков и преступлений как проявлений той же человеческой природы (маркиз де Сад). Одним из духовных детей Просвещения был Наполеон, сказавший как-то: «Такой человек, как я, плюет на жизнь миллиона людей».

Именно в рамках философии  Просвещения были предприняты первые серьезные попытки анализа культуры. Особенно интересен в этом смысле труд немецкого просветителя Гердера  «Идеи к философии истории  человечества». В нем проводится мысль об органическом развитии во всей природе, восходящем от неживого мира к человеку, к его безгранично  совершенствующейся душе. Человеческий дух, культура движутся к гуманности, разуму, справедливости. Гердер пытается систематизировать данные истории, психологии, этнографии, естественных наук, чтобы дать целостную картину  эволюции культуры.

Новое время – эпоха  идеологий. Они были необходимы для  обоснования революций и реформ, классовой и партийной политики. Из необычайного разнообразия идеологических концепций XVII–XIX вв. выберем некоторые наиболее значительные.

Выше мы упоминали учение об общественном суверенитете, которое  было идеологическим отражением абсолютистской монархии и парламентского государства. Выдающийся вклад в его разработку внес в XVII в. английский философ Гоббс. Он рассматривал государство как  человеческое, а не божественное установление, которое возникло на основе общественного  договора. Ему предшествовал период, когда люди жили разобщенно, в состоянии войны всех против всех. Государство учреждается в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Гоббс всячески подчеркивал роль государства, монархии как абсолютного суверена. Напротив, Руссо в XVIII в. выступает с резкой критикой государства, присвоившего себе права народа, что стало причиной общественного неравенства и насилия богатых над бедными. Руссо предлагал восстановить подлинный народный суверенитет в форме прямой демократии.

Наиболее значительным идейно-политическим течением XIX в. был либерализм. Он объединил сторонников парламентского государства или «правового государства» – конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечивающего основные политические права граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д. На протяжении XIX в. либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование экономических и социальных отношений осуществлялось бы через механизмы конкуренции и свободного рынка, без вмешательства государства. Единственную функцию последнего либералы усматривали в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки свободной конкуренции между отдельными предпринимателями. Наибольшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, где его видными представителями были Милль и Спенсер.

Для политической мысли Нового времени характерны и резко критические  настроения в отношении новоевропейского общественного строя, поиски альтернативы ему. Наиболее полного выражения  они достигли в социалистических и коммунистических теориях XVII-XIX вв. Общими чертами этих подробно разработанных  концепций были требования полного  равенства, уничтожения общественной иерархии и того, на чем она основана: частной собственности, государства, семьи, религии. В середине XVIII в. Мелье, Мабли, Морелли выступили во Франции с проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей. В начале XIX в. широко распространились учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, предусматривавшие многочисленные практические меры по социалистическому преобразованию общества с использованием достижений техники. В середине XIX в. социализм превращается из кружкового в массовое движение. Значительную роль в этом сыграли Маркс и Энгельс. Марксизм претендовал на звание «научного социализма», который показывает объективную необходимость перехода к коммунистическому обществу.

В XIX в. традиции Просвещения  продолжает позитивизм. Он основан  на мысли, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения. По мнению основателя позитивизма Конта, то, что можно бы назвать философией, сводится к общим выводам из естественных и социальных наук. Наука не объясняет, а только описывает явления природы и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Следуя просветителям, Конт и его последователи во всех странах Европы и за ее пределами высказывали убеждение в способности науки к бесконечному развитию, неограниченных возможностях науки, в том числе в преобразовании общественной жизни. Таким образом, идея прогресса является итогом развития картин Нового времени (XVII–XIX вв.).

ВЫВОД:  В культурологии  Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества, преимущественно по отношению к  Европе. Хронологически охватывает XVII, XVIII в. и первую половину XIX века, но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей  техногенную цивилизацию. Его началом  явились научные, промышленно-технологические  и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм  как мировоззренческая парадигма. В русле развития и углубления идей Возрождения и Реформации возникает  новая “классическая” естественнонаучная картина мира, в центре которой  – человек. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.

Реформы во всех сферах социокультурного бытия, демократические преобразования общества, научная революция, утверждение рационализма в мировоззрении образуют единый мощный поток. На основе научных и технических изменений мировоззренческими ориентациями становятся сциентизм и рационализм, в доминировании которых значительную роль сыграли философские концепции Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, французских и немецких деятелей эпохи Просвещения. Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры.

Период, предшествующий Великой  французской революции (1789 г.), а также  европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения.

Основные черты  эпохи просвещения.

Идеология Просвещения возникла в 17 веке - ее родоначальником считается  английский философ Д. Локк (1632-1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее  столетие. Представители Просвещения  в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые  должны победить тьму невежества, заблуждений  и предрассудков. Такие воззрения  были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и  господствующей идеологии, тормозивших  развитие капитализма. Поэтому Просвещение  рассматривают как третий после  Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия.  
 
Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом было свободомыслие, неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам.  
 
Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в 18 веке наука все шире охватывает производство. Во второй половине столетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен без соответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. Эпоха Просвещения - это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.  
 
Англия была страной «первого эшелона» капитализма, она перешла к этой прогрессивной системе хозяйства раньше других государств. Развитие товарного производства способствовало демократизации общества и становлению режима свободной конкуренции. Общественное сознание постепенно раскрепощалось, освобождалось от традиционных религиозных догм. В обществе распространялось свободомыслие. Именно Англия стала родиной эпохи Просвещения.

Информация о работе Европейская культура XVII- XVIII вв