Европейская культура XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 02:18, реферат

Описание работы

В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII - XIX вв., и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции.

Файлы: 1 файл

Европейская культура xix в..docx

— 26.84 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти та науки України

НПУ ім. М.П. Драгоманова

Інститут  соціології психології та управління

                                              

 

 

 

     

 

 

 

 

   Европейская культура XIX века                                                                                                                                     

 

          

              

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

                                               Київ-2012

               Европейская культура XIX в.

 

    Романтизм (франц. Romantisme, от ср.-век. Romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке на рубеже XVIII-XIX вв. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

    В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII - XIX вв., и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей Романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в    20 - 30-е годы XIX в.

    Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, какжан Поль(1763-1885), Генрих фон Клейст(1777-1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например, “Эликсир дьявола”). Он критически воспринимал реальности бытия повесть “Золотой горшок”, сказки “Крошка Цахес”, “Повелитель блох”). Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтические опер “Ундина”. Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р. Шумана (балет “Клейсле”иана”), Ж. Оффенбаха (“Сказки Гофмана”), П.И. Чайковского(балет “Щелкунчик). В первой половине XIX в. Творил Генрих Гейне (1797-1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию.

    Гениальным испанским живописцем-романтиком был Франциско Гойя (1746-1828). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты “Каприччос” (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиции художника направлены против бесправия, суеверия, невежества, тупости.

    В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788 - 1824). Его поэма “Паломничество Чайльд Гарольда” вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

    Английский романтизм представляют также Дж. Ките и П.Б. Шелли. Дж. Ките (1795-182I) - автор патриархально-утопической идиллии “Эндимион”, в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах “Огонь”, “Психея” поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы “Гиперион”.

    Перси Бишу Шелли (1792-1822) - автор аллегорической поэмы “Королева Маб”, разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме “Восстание Ислама” Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии “Ченчи” и в лирической поэме “Освобожденный Прометей” он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.

    Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824). Одна из его главных работ - полотно “Плот Медузы”. Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делакруа (1798-1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. Он пишет шедевр - картину, воплотившую бунтарский па”ос, характерный для романтизма, которую назвал “Свобода, ведущая народ.

 

    Значительнейшим представителем романтизма в театре и литературе был французский поэт и драматург Виктор Гюго (1802-1885). Предисловие к написанной им в 1827 году драме “Оливер Кромвель” стало значительным вкладом в теорию романтизма. В русле идей романтизма создавали свои литературные и драматические произведения Александр Дюма (1808-1870), Альфред девиньи (1797-1863),альфреддемюссе(1810-1857)идр.

    Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым Выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Ш”ман ( 1810-1856). Он создатель программных фортепьянных циклов (“Бабочки, “Карнавал”. “Фантастические пьесы”, “Крейслериана”), лирико-драматических вокальных циклов, оперы Теновена”, оратории “Рай и Пери” и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дириже” Гектор Берлиоз (1803-1869). Ем” принадлежат “Фантастическая симфония, “Траурно-триумфальная симфония, опера-дилогия “Троянцы”, Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813-1883). Знамениты и широко известны его оперы “Риенци” “Летучий голландец”, “Тангейзер”, “Лоэнгрин”, “Тристан и Изольда” и многие другие музыкальные произведения.

 

Раздел 2

    Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886). Им созданы оратория “Фауст-симфония”, 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70-ти других музыкальных произведении. Представителем романтического

   Направления был польский композитор и пианистфридерик Шопен(1810-1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен.

    Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.

    Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

    Реализм утверждается в 30 - 40-е гг. XIX в. Наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. Он становится господствующим направлением в европейской культуре.

    Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

    Писатели и художники обратились к действительности во всех ее проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

    Во Франции в 30-40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие каконоре де Бальзак(1799-1830), написавший 95-томную “Человеческую комедию”, Виктор Гюго (1802-1885), автор романов “Собор Парижской богоматери”, “Девяносто третий год”, “Отверженные” и др., а также Гюстав Флобе” (1821-1880), автор романов “Госпожа Бовари”, “Воспитание чувств”, “Саламбо; Проспер Мериме (1803-1870) - мастер новелл (“Матео Фальконе”, “Коломба”, “Кармен”), автор пьес, исторических хроник (“Хроника времен Карла IX”).

    В 30-40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812-1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения (“Домби и сын”, “Тяжелые времена”, “Большие ожидания”), являющиеся вершиной реализма.

    Его современникуильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) в романе “Ярмарка тщеславия”, в историческом произведении “История Генри Эсмонда”, сборнике сатирических эссе “Книга снобов”, цикле пародий “Романы прославленных сочинителей” образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.

    Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле (1814 - 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Гюстава Курбе (1819 -1877). Творчество этих художников было знаменательным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.

    Вершиной реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. Стало творчество великого итальянского композито”а Джузеппе Верди (1813-1901). В знаменитых операх 1850-х гг. “Риголетто, Трубадур”, “Травиата” простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Наиболее значительные творения Верди - оперы “Дон Карлос” (по драме Ф. Шиллера, 1867) и “Аида” (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцского канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма “Отелло” (1886) и комическая опера “Фальстаф” (1892), созданные, Верди на сюжеты Шекспира.

    Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Визе (1838 - 1875) - авто”а опер “Искатели жемчуга”, “Пертская красавица”, “Джамиле”. Опера “Кармен, признанная вершиной французской реалистической оперы, вошла в репертуар многих театров мира.

    В конце XIX в. Реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие. Так, Д.Голсуорси в трилогии “Сага о Форсайтах” и “Современная комедия” дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX вв. Д.Б. Шоу - один из учредителей “Фабианского общества”, создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомп”омиссное решение социальных этических проблем, например “Дома вдовца, “Профессия госпожи Уоррен”, “Тележка с яблоками”. Г.Д. Уэллс - классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества.

В романах     “Машина времени”, “Человек-невидимка”, “Война миров” Уэллс опирался на новейшие научные концепции.

    В последней трети XIX в. Мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей Генриха Ибсена(1828-1906), Бьёрстерне Мартинуса Бьернсона(1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952). В своих ост”о сатирических социально-реалистических драмах “Кукольный дом” (“Нора), “Приведения”, “Враг народа” Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности свободной от лицемерной морали. Его произведения - одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма - Б.М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах “Банкротство”, “Свыше наших сил”, а также в стихах. Пе” К. Гамсуна принадлежат психологические романы “Голод”, “Мистерии”. “Пан. “Виктория”, в которых изображен бунт личности против обывательской среды.

 

Раздел 3

 

    В архитектуре XIX в. Романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-х годахxix в. Вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий.

 

    Начиная с конца 30-х годов XIX в. Классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. И прошедший несколько этапов: 30-60-е гг. - увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо.В 70-90-х гг. Главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения.

    В архитектуре в последней трети XIX в. Новый тип инженерных конструк-ций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832 - 1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.

    В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве широкое распространение в эти же годы получает художественный стиль “модерн”, который в европейских странах назывался “арт нуво”, “сецессион”. Его особенности: смелое использование новых материалов, комбинации разных материалов: металла и стекла, дерева и стекла, камня и дерева и др; широкое применение новых линий и форм в оконных и дверных проемах, в оформлении поверхности стен. Изысканные, капризные линии, утонченность, почти воздушность форм предметов.

    С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в.

    Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. Натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1908). В своем главном труде - двадцатитомной серии романов “Ругон Маккары” - Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны.

    Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858-1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1836 - 1912).

Информация о работе Европейская культура XIX века