Европейская культура XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого общества: завершается Средневековье и начинается Новое время. Центральные события этого столетия — заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также социальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения.
Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. европейской культуры.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть европейскую культуру XVII века.

Содержание работы

Введение 3
1. Характерные особенности эпохи 4
2. Классицизм и барокко 8
Тест 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Европейская культура XVII в.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

3

1. Характерные особенности эпохи

4

2. Классицизм и барокко

8

Тест

18

Заключение

19

Список использованной литературы

20


 

 

 

Введение

 

XVII век  — переломная эпоха в развитии  человеческого общества: завершается Средневековье и начинается Новое время. Центральные события этого столетия — заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также социальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения.

Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. европейской культуры.

Цель данной контрольной работы – рассмотреть европейскую культуру XVII века.

 

 

1. Характерные особенности  эпохи

 

Среди различных видов духовной культуры особое место в XVII в. заняла тука, которая не только получила развитие, а совершила прорыв, названный в истории человечества первой тучной революцией. Ее результатом стало формирование науки Нового времени [7, с.69].

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время  — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI— XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как И. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, У. Гар-вей, Р. Декарт, X. Гюйгенс, И. Ньютон и др.

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания.

Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, знания законов механики, точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н. Коперником (1473—1543) и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н. Коперник опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом. Этим был нанесен удар по антропоцентризму и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута принятая в течение многих веков геоцентрическая система Птолемея. Но сочинение Коперника с 1616 по 1828 гг. было запрещено католической церковью.

Развил учение Коперника в XVI в. итальянский мыслитель  Дж. Бруно (1548—1600), автор новаторских для своего времени сочинений «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О причине, начале и едином». Он считал, что Вселенная бесконечна и безмерна, что она представляет бесчисленное множество звезд, каждая из которых подобна нашему Солнцу и вокруг которых вращаются свои планеты. Мнение Бруно теперь полностью подтверждено наукой. А тогда, в Средние века, за эти смелые взгляды Дж. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией.

Галилею (1564—1642) принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения; огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей одержал успех в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

Галилей был первым, кто наблюдал небо в телескоп (телескоп с 32-кратным увеличением был построен самим ученым). Основные труды Галилея — «Звездный вестник», «Диалоги о двух системах мира».

Одним из творцов астрономии Нового времени был И. Кеплер (1571—1630), открывший законы движения планет, которые названы его именем (законы Кеплера). Им составлены так называемые Рудольфовы планетные таблицы. В его активе — закладка основ теории затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами. Свои теории он опубликовал в книгах «Новая астрономия» и «Краткий обзор астрономии Коперника». Английский врач У. Гарвей (1578—1657) считается основателем современной физиологии и эмбриологии. Его главное сочинение «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Он описал большой и малый круг кровообращения. Его учение опровергало бытующие до этого Представления, изложенные древнеримским врачом Голеном (ок.130—ок.200). Гарвей впервые высказал мнение о том, что «все живое происходит из яйца». Однако оставался открытым вопрос, как кровь, поступающая из сердца по венам, возвращается в него по артериям. Его предположения о существовании крохотных соединяющих сосудов было доказано в 1661 г. итальянским исследователем М. Мольпиджи (1628—1694), который под микроскопом обнаружил капилляры, соединяющие вены и артерии.

Среди заслуг Р. Декарта (1596—1650) — французского ученого (математика, физика, филолога, философа) — введение оси координат, способствовавшее объединению алгебры и геометрии. Им введено понятие переменной величины, что легло в основу дифференциального и интегрального исчисления Ньютона и Лейбница. Философские позиции Декарта дуалистичны, он признавал душу и тело, из которых душа — «мыслящая» субстанция, а тело — «протяженная» субстанция. Он считал, что бог существует, что бог сотворил материю, движение и покой. Главные сочинения Декарта — «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии» [8, с.122].

Нидерландский ученый X. Гюйгенс (1629—1695) изобрел маятниковые часы, установил законы маятникового движения, заложил основы теории удара, волновой теории света, объяснил двойное лучепреломление. Занимался астрономией — им открыты кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Им подготовлен один из первых трудов по теории вероятности.

Один из величайших ученых в истории человечества — англичанин И. Ньютон (1643—1727). Он написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки («Математические начала натуральной философии», «Оптика» и др.). С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики.

В XVIII в. революционные открытия были совершены в астрономии И. Кантом и П. Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем АЛ. Лавуазье.

Немецким философом, родоначальником немецкой классической философии И. Кантом (1724—1804) разработана космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности (трактат «Всеобщая естественная история и теория неба»).

П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классического труда по теории вероятности и небесной механике (рассматривал динамику Солнечной системы в целом и ее устойчивость). Лаплас написал «Трактат о небесной механике» и «Аналитическая теория вероятности». Так же, как и Кант, он предложил космогоническую гипотезу, она получила название по его имени (гипотеза Лапласа).

Французский химик А.Л. Лавуазье (1743—1794) считается од- 
ним из основоположников современной химии. В исследованиях 
он применял количественные методы. Выяснил роль кислорода в 
процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. Автор классического курса «Начальный учебник 
химии», а также сочинения «Методы наименования химических элементов».

 

 

 

 

2. Классицизм и барокко

 

Культура XVII в. представляет особый интерес с точки зрения великих стилей, через которые осуществлялось самовыражение основополагающих идей времени. Речь идёт о барокко и классицизме. Оба стиля сформировались в недрах культуры Ренессанса, но имеют совершенно разную идейную и образную основу.

Классицизм и барокко - основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве. Однако писатели и поэты семнадцатого века сравнительно редко иллюстрировали политическую жизнь своей эпохи, предпочитая говорить о современности, прибегая к историческим ассоциациям и мифологическим аллюзиям [9, с.48].

Эпоха барокко наступила в результате глубокого духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. Католическая церковь, стремясь отстоять свои позиции, начинает ещё больше уделять внимание декорированию и храмов, и самой службы. К тому же всё более популярным и массовым становится театральное искусство. Всеобщее увлечение театром и пристрастие ко всему театральному рождают соответствующее отношение к жизни как к театру. Шекспировские слова: “весь мир – театр, а люди в нём – актёры” из комедии “Как вам это понравится”, можно отнести ко многим крупным произведениям европейской литературы и живописи. В Амстердаме в 1638 г. был открыт городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта того времени Вондела: “Наш мир – сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам”. Театральность стала объединяющим барокко и классицизм моментом. На картинах крупнейшего представителя барокко П.П. Рубенса нередко можно увидеть красный бархатный занавес, гармоничнейшим образом сосуществующий с реалистическим пейзажем (картины “Три грации”, “Вирсавия”). На полотнах представителя классицизма Н. Пуссена действие уподоблено сцене из спектакля, созданного в традициях классицистской эстетики, где всё и все занимают строго отведенное место на авансцене. Однако барокко как стилевое направление в художественной культуре Европы конца XVI – середины XVIII вв., тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм, при всей очевидности эстетических признаков, на удивление разнообразно и всякий раз неповторимо. Классицизм же – направление в художественной культуре XVII-XVIII вв., обратившееся к канонам древнегреческой классики как к норме и идеальному образцу – являлся самым рациональным, идеологизированным и теоретически обоснованным стилем. Большого разнообразия внутри этого стилевого направления не подразумевалось.

Направленное на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией, искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Сам термин “барокко” произошел от португальского слова, обозначающего жемчужину причудливой формы. Первым применил этот термин “барокко” швейцарский историк середины XIX в. Якоб Буркхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле “вычурный”, но слово прочно вошло в теорию искусства. Действительно, и архитектурному, и изобразительному, и литературному, и музыкальному искусству барокко присущи фантастичность, фееричность, карнавальность наряду с интеллектуальностью и эмоциональностью. Человек в искусстве барокко представлен уже не просто центром Вселенной, как в высоком и позднем Возрождении, а многоплановой личностью со сложным миром переживаний, вовлеченной во все конфликты жизни.

Любовь к театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что в жизни всё иллюзорно. Название пьесы испанского драматурга Кальдерона “Жизнь есть сон” не менее образно, чем вышеприведенное изречение одного из шекспировских героев. Краткая и хрупкая жизнь, эта “юдоль плачевная” – не более, чем иллюзия. Но именно осознание того, что жизнь окончится как сон, открывало ее истинный смысл и ценность. Несмотря на особое внимание к теме бренности всего сущего, культура барокко дала миру литературные произведения небывалого жизнелюбия и силы, что роднит барокко со стилистикой Возрождения.

В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным. Большую роль приобрели изощренные украшения (лепнина, вазоны, скульптура). Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Широко применялись зеркала для создания иллюзии бесконечного пространства. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, спроектированный Лоренцо Бернини.

Особенно широкое распространение получает парадный портрет. Каждый европейский монарх стремился к тому, чтобы остаться запечатленным на полотне и во всем блеске своего величия. В эпоху Возрождения портреты создают почти все крупные художники: Леонардо, Рафаэль, Тициан, Гольбейн, Дюрер и т.д. Но, начиная с середины XVII в., жанр портрета приобретает ведущее значение, о живописце и судят в первую очередь по тому, какой он портретист, в качестве портретиста и приглашают на службу.

Большое влияние на формирование барокко оказал итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610), смело использовавший световые контрасты и динамичные, нетрадиционные композиционные приёмы. Его образы настолько телесны, что вполне подтверждают знаменитые барочные принципы “природное через природу” и “над естеством наш разум торжествует, но с помощью того же естества”. Наиболее известными работами Караваджо являются картина “Смерть Марии” и портрет “Юноша с лютней”.

Золотой век испанской живописи, ознаменованный такими именами, как Диего Веласкес, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран, также прошёл под знаком барокко. Наиболее значительной фигурой является Веласкес (1599-1660). Будучи придворным художником Филиппа IV, Веласкес пишет множество портретов короля, членов его семьи и приближённых, а также сцены из придворной жизни, усложняя и бесконечно разнообразя художественные приёмы. Часто использует художник эффект зеркала, создавая композицию в композиции, сцену в сцене, расширяя пространство изображаемого (“Менины”, “Венера перед зеркалом”). Патриотические мотивы ощутимы в картине “Сдача Бреды”, также крайне насыщенной и по смыслу, и с точки зрения композиции.

Информация о работе Европейская культура XVII в