Европейский утопизм XVI- XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 05:41, контрольная работа

Описание работы

Тему контрольной работы рассмотрим с краткого изложения политико-правовых идей Платона и их влиянии на европейские утопические учения XVI - XVII веков.
Предметом исследования явились личностная окраска философии Платона, возникновение утопического социализма, "Утопия Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона, "Город Солнца" Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона, общность идей Платона, Мора, Кампанеллы.

Содержание работы

Введение
1. Личностная окраска философии Платона…………………………………….5
2. Возникновение утопического социализма……………………………………7
3.«Утопия» Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона………………………………………………………………8
3.1 Мечты об идеальном государстве…………………………………………..8
3.2 Рабство, религия и экономика в утопии……………………………………10
3.3 Семья как базовая ячейка общества………………………………………..11
3.4 Государственная система и войны………………………………………….12
4.«Город солнца» Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона…………………………………………………………14
4.1 Мечты узника………………………………………………………………...14
4.2 Идеи социального равенства………………………………………………..15
4.3 Власть………………………………………………………………………...16
5. Общность идей Платона, Мора, Кампанеллы………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная ИППУ.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети - родителей, младшие - старших.

Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть - это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле.

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование незыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типа общественного устройства.

Главный момент, за который социалисты критикуют  Мора и Кампанеллу - это непонимание невозможности мирного перехода к социализму, путем переговоров. Маркс был первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для смены государственного строя.

Ошибкой Кампанеллы советские исследователи называли и чрезмерную регламентацию быта каждого члена общества.31 Основными заслугами Кампанеллы и Мора коммунисты-исследователи считали отрицание частной собственности, эксплуатации (хотя у Мора сохранялось рабство) и введение всеобщего труда и равенства.

Ни в одной социальной утопии не говорится о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. Проблема социалистов-утопистов в том, что они думают о народе в целом, а не о конкретных людях. В результате реализуется полное равенство, но это равенство несчастных людей.

Сложно назвать хотя бы одну свободу, которая соблюдается на Утопии. Нет свободы перемещения, нет свободы на выбор того, как жить. Человек, загнанный обществом в угол без права выбора, глубоко несчастен. Общество утопийцев - общество глубоко несчастных, подавленных людей. Людей с подавленным сознанием и отсутствием силы воли.

Поэтому следует признать, что те модели развития общества, которые нам предложили Мор и Кампанелла, казались идеальными лишь в 16-17 веках. В дальнейшем, с возрастанием внимания к личности, они потеряли всякий смысл реализации, ибо если и строить общество будущего, то это должно быть общество индивидуальностей, общество сильных личностей, а не посредственностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Прослеживая влияние идей Платона на творчество утопистов XVI и XVII веков Т. Мора и Т. Кампанеллы следует сделать несколько выводов.

В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенные черты сходства. После бурного развития мануфактур, когда Италия являлась самой передовой страной Европы, и передовой не только в экономике, наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась роковой: великие географические открытия и господство турок на востоке Средиземного моря привели к перемещению основных торговых путей и жестокому экономическому кризису. Как в Англии во времена ”огораживании”, хотя и по другой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работников мануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельность людей науки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции.

И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узле гибельных обстоятельств, был неизбежен.

Ранние социалисты-утописты Мор и Кампанелла с использованием трактатов Платона сделали большой вклад в развитие литературы не столько своими суждениями, сколько глубоким эстетическим смыслом своих утопий. ”Я считаю, - писал Томас Мор в ”Утопии”, - что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира”.32 На место религиозного идеала пассивности и смирения вместе с утопическим социализмом приходит новый идеал человека, который совершенствует себя и исправляет окружающий мир.

Казалось бы, что для всех людей и всех времен это царство будущего должно рисоваться одинаковым, но в действительности этого никогда не было и не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек.

В контрольной работе подробно рассмотрено влияние политико-правовых идей Платона на европейские утопические учения XVI - XVII веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антология мировой политологической  мысли. В 5 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1997. С. 830.

2. Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: Издательство Социально-экономической литературы, 1998.С.899.

3. История теоретической  социологии. В 5 т. Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 496.

4. История экономических  учений современный этап. Учебник / Под ред. А.Г. Худокормова, М.: ИНФРА М, 1998. С.733.

5. Кампанелла Т. Город  Солнца. М., 1980. С. 293.

6. Майбург Е.М. Введение  в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996. С. 544.

7. Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 417.

8. Титова Н.Е. История экономических  учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997. С. 288.

 

1 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997.С. 213.

 

2 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997.С. 212.

 

3 История экономических учений современный этап. Учебник / Под ред. А.Г. Худокормова, М.: ИНФРА М, 1998.С. 345.

 

4 Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997. С. 356.

5 Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997. С. 356.

6 Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997. С. 356.

 

7 Всемирная история в 10 томах, Т. 4. М.: Издательство Социально-экономической литературы, 1998. С. 345.

8 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 107.

 

9 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 100.

10 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 101.

11 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 126.

12 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 128.

13 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 132.

14 Антология мировой политологической мысли. В 5 т.Т. 1. - М.: Мысль, 1997. С. 135.

15 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 141.

 

16 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 162.

17 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 166.

18 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 102.

19 Мор Т. Утопия. М., 1978. с. 192.

20 Мор Т. Утопия. М., 1978. с. 199.

 

21 Мор Т. Утопия. М., 1978. с. 242.

22 Мор Т. Утопия. М., 1978. с. 192.

23 Всемирная история в 10 томах, Т. 4. М.: Издательство Социально-экономической литературы, 1998. С. 121.

 

24 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980. С. 7.

25 Всемирная история в 10 томах, Т. 4. М.: Издательство Социально-экономической литературы, 1998. С. 121.

 

26 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980. С. 33.

27 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980. С. 10.

 

28 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980. С. 34.

 

29 Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997. С. 217.

30 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 356.

31 История теоретической социологии. В 5 т.Т. 1. - М.: Наука, 1997. С. 217-219.

 

32 Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996. С. 324.

 

 

 


Информация о работе Европейский утопизм XVI- XVII вв