Европейский утопизм XVI- XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 05:41, контрольная работа

Описание работы

Тему контрольной работы рассмотрим с краткого изложения политико-правовых идей Платона и их влиянии на европейские утопические учения XVI - XVII веков.
Предметом исследования явились личностная окраска философии Платона, возникновение утопического социализма, "Утопия Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона, "Город Солнца" Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона, общность идей Платона, Мора, Кампанеллы.

Содержание работы

Введение
1. Личностная окраска философии Платона…………………………………….5
2. Возникновение утопического социализма……………………………………7
3.«Утопия» Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона………………………………………………………………8
3.1 Мечты об идеальном государстве…………………………………………..8
3.2 Рабство, религия и экономика в утопии……………………………………10
3.3 Семья как базовая ячейка общества………………………………………..11
3.4 Государственная система и войны………………………………………….12
4.«Город солнца» Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона…………………………………………………………14
4.1 Мечты узника………………………………………………………………...14
4.2 Идеи социального равенства………………………………………………..15
4.3 Власть………………………………………………………………………...16
5. Общность идей Платона, Мора, Кампанеллы………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная ИППУ.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Учебный корпус №5

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: История политических и правовых учений

Тема: Европейский утопизм XVI- XVII вв.

 

 

 

 

 

                                                                    Подготовил: студентка 5-го курса

                                                                    Направление: «Юриспруденция»  

                                                                    Форма обучения: заочная

                                                                    Кожемяка В.А.

                                                                        Проверил (а): доцент, к. псих. наук

                                                                    Божанова О.Г.

 

 

 

 

 

г. Сочи 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

1. Личностная окраска  философии Платона…………………………………….5

2. Возникновение утопического  социализма……………………………………7

3.«Утопия» Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона………………………………………………………………8

3.1 Мечты об идеальном государстве…………………………………………..8

3.2 Рабство, религия и экономика в утопии……………………………………10

3.3 Семья как базовая ячейка общества………………………………………..11

3.4 Государственная система и войны………………………………………….12

4.«Город солнца» Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона…………………………………………………………14

4.1 Мечты узника………………………………………………………………...14

4.2 Идеи социального равенства………………………………………………..15

4.3 Власть………………………………………………………………………...16

5. Общность идей Платона, Мора, Кампанеллы………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Темой контрольной работы является "Политико-правовые идеи Платона в европейских утопических учениях XVI - XVII веков".

Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы. Утопия - это "царство будущего", которое человек создает себе в грезах.1 Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет.

Первые европейские утопии XVI-XVII веков произвели сильное воздействие на ум и воображение. Но они не были самыми ранними. Мечты о счастье, об идеальном устройстве общества издавна волновали умы апостолов, низов и элиты.

Но все же первые представления об утопии связаны для многих с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детьми эпохи Возрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука пошли вперед, когда мысль обгоняла действительность в поисках нового. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений, что отрицалось многими мыслителями задолго до утопистов. В их концепциях вольно или невольно прослеживается желание законсервировать существующую ступень общественного развития, но лишь незначительно видоизменить формы социальных отношений.

Чтобы стало понятнее, на чем основывались утопические теории мыслителей средних веков, необходимо рассмотреть произведения наиболее видных европейских утопистов и понять истоки их мировоззрения.

Тема контрольной работы является актуальной. Прежде всего, до конца не определено само понятие утопии. Хотя после появления книги Т. Мора это слово, казалось бы, прочно закрепилось за особым литературным жанром романа-путешествия, в котором рассказывается о прекрасной, но несуществующей стране. Современные трактовки понятия "утопия" весьма неоднозначны: от обозначения всеобщего принципа бытия (Э. Блох, Ж. Дюран, А. Нойзюсс, Х. Ортега-и-Гассет) - до кабинетного опуса (Ж. Сорель), от грезы о невозможном (Ж. Дюво) - до движущей силы истории (К. Манхейм, Дж. Мелвин Ласки), от шизоидного синдрома (Ж. Камп, Р. Труссо) - до научного метода мышления (Г. Крисмански, Р. Рюйе, М. Швонке), от "гуманистической религии" или секуляризированной эсхатологии (М. Бубер, Р. Бультман, Х. Кестинг, П. Тиллих) - до фальшивой ценности, несущей человечеству погибель и зло (Н. Бердяев, К. Поппер, М. Чоран, Дж. Шклар).2

Тему контрольной работы рассмотрим с краткого изложения политико-правовых идей Платона и их влиянии на европейские утопические учения XVI - XVII веков.

Предметом исследования явились личностная окраска философии Платона, возникновение утопического социализма, "Утопия Томаса Мора под влиянием концепций о государстве и воспитании Платона, "Город Солнца" Томмазо Кампанелла под воздействием политико-правовых идей Платона, общность идей Платона, Мора, Кампанеллы.

Объектом исследования являются политико-правовые идеи Платона в Европейских утопических учениях XVI - XVII веков.

 

 

 

 

 

1. Личностная окраска  философии Платона.

 

Жизнь Платона (427-317 до н.э.) во многом была предопределена личностью и судьбою Сократа - его учителя и друга. Будучи лучшим учеником философа - одного из первых, кто поставил в истории европейской философской мысли проблему сомнения как самопознания человека. Платон был потрясен казнью учителя Афинским государством в 399 г. до н.э. Платон на протяжении всей своей жизни пытался ответить на вопрос о причинах насильственной смерти учителя. В его творчестве он был преобразован в вопрос о совершенстве мироздания. Ведь если погиб по человеческому приговору самый мудрый и добродетельный из афинских граждан, то разве могло быть государство, пославшее его на смерть, добродетельным, "идеальным”. Такова личностная окраска философии Платона, и не удивительно, что именно Сократ стал главным героем его диалогов, в уста которого Платон вложил свои собственные мысли. "Апология Сократа" - так называется один из ранних диалогов Платона, посвященный судилищу над учителем, однако это название можно перенести и на все философское творчество Платона, для которого оправдание Сократа, а в его лице и всей философии стало лейтмотивом жизни.

В диалоге "Государство" общефилософская теория "идей” Платона приобрела законченный вид и была использована им для анализа политической практики. Главным во взглядах Платона на бытие было признание им нетождественности сущности ("идеи”) и явления ("вещи”), что предопределило его взгляд на Космос как нечто двойственное, разделенное на мир идей и мир вещей.3

Политическая теория Платона содержала в зародыше весь спектр будущей европейской политической мысли.

В трактатах "Государство" и "Законы” разрабатывается не только концепция идеального государства Платона, но и его система воспитания. В трактате "Государство" Платон рассуждает об идеалах и программе разностороннего воспитания, развивает афинскую педагогическую традицию. "Впрочем, - пишет Платон, - трудно найти лучше того (воспитания), которое найдено с самых давнишних времен. Для тела - это гимнастическое воспитание, а для души - мусическое. И воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому”.4 В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного этапа, который делится на два длительных периода - 10-15 лет. Иными словами, речь идет о фактическом пожизненном воспитании, в программу которого включаются лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Мусическое воспитание формирует внутренний мир человека, т.е. его душу. Мусическое воспитание способствует созданию хорошего душевного состояния у человека, что обусловливает наилучшее состояние тела. К мусическому искусству относится словесность, которая во времена Платона передавалась через мифы. Мифы в сочетании с играми способствуют формированию порядочных, соблюдающих законы граждан. "Даже игры наших детей, - пишет Платон, - должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан. Если же дети с самого начала будут играть, как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться”.5

В трактате "Законы” Платон изложил свои педагогические идеи, особо выделив значение социальных функций воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать”.6 В идеальном обществе, которое представлено в "Законах”, руководитель дела воспитания является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни с целью рождения здорового потомства. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения. Особое внимание Платон предлагает уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем одного из своих идеологов при осмыслении цели воспитания. Развитие идеи о разностороннем воспитании Платона наблюдается в эпоху Возрождения. Идеи Платона об идеальном воспитании нашли свое развитие в педагогических взглядах утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Существует преемственность между педагогическими идеями Платона и Ж. - Ж. Руссо.

 

 

2. Возникновение утопического социализма.

 

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казнённый за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности. Но, несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.

В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнёта испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провёл в казематах. Там он написал своё знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

Однако утопического государства с необычными порядками, в чём проявилась историческая ограниченность их экономических проектов ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием.

 

 

3.«Утопия» Томаса  Мора под влиянием концепций  о государстве и воспитании  Платона.

3.1 Мечты об  идеальном государстве.

 

Томас Мор был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей - Генриха 8 .7 Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе "Утопия", название которого впоследствии стало нарицательным.

Само слово "Утопия" переводится с латыни, как "место, которого нет и не может быть"8, что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало советским исследователям называть Мора чуть ли не первым коммунистом.

Попытки изобретения идеального общественного устройства были и до Мора. В частности, в трактате "Политика" Платона, который сам Мор хорошо знал и из которого заимствовал многие идеи. "Достаточно внимательно прочитать "Государство" Платона и "Утопию" Т. Мора, чтобы убедиться, насколько велико было влияние первого на второго. Совпадают не только отдельные положения и принципы устройства идеального государства у одного и другого мыслителя, но порой даже и словесные выражения. Современные исследователи и комментаторы вскрывают целые пласты "платонизма" в "Утопии".9

Книга написана в популярном в то время жанре "рассказа путешественника”. Якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.

"Правда, в отличие от "Государства" Платона, у Мора  мы не встретим той раскаленной  атмосферы диалектического спора, которым насыщено "Государство". Это диалог не спорящих, это  диалог, напоминающий скорее атмосферу  школьного урока: один из участников  больше спрашивает, другой - отвечает и рассказывает".10 Да и как тут спорить, когда мифический остров видел лишь один из персонажей романа.

 

 

3.2 Рабство, религия  и экономика в утопии.

 

Первая часть "Утопии" посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм 11, и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, "повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице"12) и бесчеловечную практику огораживаний ("овцы пожирают людей".13 В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: "жалкая бедность", на другой "дерзкая роскошь".14

Информация о работе Европейский утопизм XVI- XVII вв