Европейский Союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Закономерным результатом развития международных экономических отношений, а именной международной торговли и международного движения факторов производства, стала экономическая интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации хозяйственной жизни.
Экономическая интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.

Содержание работы

Введение 2
Европейский Союз 3
История становления ЕС 4
Основные направления деятельности 5
Институты ЕС и процесс принятия решений 7
ЕС и Россия 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение                                                                                                     2

Европейский Союз 3

История становления  ЕС 4

Основные направления деятельности 5

Институты ЕС и  процесс принятия решений 7

ЕС и Россия 12

Заключение  14

Список литературы 15

Введение 

Закономерным  результатом развития международных  экономических отношений, а именной  международной торговли и международного движения факторов производства, стала  экономическая интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации  хозяйственной жизни. 
Экономическая интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. 
Нужно отметить и инвестиционную активность стран Евросоюза. Именно ЕС координирует оказание международной экономической помощи России и другим бывшим союзным республикам. 
На сегодняшний день отношения ЕС и России в экономической сфере приобрели новые качественные характеристики.
 
 
 
 
 
 
 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС– объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту.

Основные  провозглашенные  цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение  свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Официальными  языками ЕС являются государственные  языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную  официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме  прямоугольника с соотношением длины  и высоты 1,5:1, в центре которого расположены  по кругу 12 золотых звезд. Впервые  этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

ФЛАГ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Хотя ЕС не имеет  официальной столицы (страны-члены  являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных  городах.

История становления Европейского Союза.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война  и ее разрушительные последствия  создали реальную основу для европейской  интеграции.

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка  для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей  политики в области сельского  хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в  своей экономической политике, гармонизировать  законодательства в области экономики, условий труда и жизни и  т.д. Евратом создавался с целью  объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Основные направления деятельности ЕС

При анализе  политики Европейского Союза можно  выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая внешняя политика и  политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой  все больший вес получает военная  составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и  правосудия.

Экономический и валютный союз.

Формирование  ЭВС происходило в три этапа  и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

Внутри ЭВС  экономический и валютный элементы интеграции органически связаны  и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое  пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать  при существенно различающихся  национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной  задолженности и т.п.

Общая внешняя политика и политика безопасности.

Среди основных целей ОВПБ были названы:

– защита общих  ценностей, основных интересов, независимости  и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

– всемерное  укрепление безопасности Союза;

– сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской  хартии (Совета Европы);

– развитие международного сотрудничества;

– развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод. 

Сотрудничество  в области внутренних дел и правосудия.

Начало сотрудничеству в области внутренних дел и  правосудия было положено в 1975 созданием  межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров  внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный  контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки  и торговли наркотиками.

Финансовые  и правовые инструменты  ЕС.

Важнейшим финансовым инструментом является общий бюджет ЕС. В 2000 он составил 93,3 млрд. евро, что  соответствует примерно 2,5% общих  государственных расходов государств-членов. С 1967 в бюджет ЕС были объединены бюджеты  трех Европейских сообществ (ЕОУС, Евратом, ЕЭС).

Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением Совета ЕЭС от 21 апреля 1970 были созданы собственные финансовые ресурсы ЕС. Они складываются из:

1. таможенных  пошлин на импорт; отчислений  государств-членов в размере 0,75% от собираемого налога на добавленную  стоимость (НДС);

2. отчислений  государств-членов, устанавливаемых  в соответствии с величиной  их ВНП. 

Почти половина бюджетных средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики. Через общий бюджет частично финансируются  и другие направления внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя  политика. Из этого источника финансируется  гуманитарная и продовольственная  помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого с 2000 ежегодно более 3 млрд. евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40% всех расходов на внешнюю политику ЕС.  

Институты ЕС и процесс принятия решений.

Для реализации своей политики ЕС имеет разветвленную  институциональную структуру, элементы которой формируются двумя способами: одни институты состоят из лиц, действующих  в качестве официальных представителей государств-членов; другие – из лиц, предлагаемых национальными правительствами, но действующих от имени всего  Сообщества. В настоящее время  главными органами управления ЕС являются: Европейский совет, Совет ЕС, Европейская  комиссия, Европейский парламент  и Суд. Имеются также вспомогательные  и консультативные органы: Экономический  и социальный комитет, Комитет регионов и Счетная палата (или Палата аудиторов).

Европейский Совет 

В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера.

Совет ЕС (Совет министров)

– Функции. Совет  обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической  политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно  с Парламентом), заключает международные  соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров  национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.

Европейская комиссия

– Функции. Комиссии принадлежит право законодательной  инициативы: она разрабатывает законодательные  предложения и направляет их в  Совет, контролирует дальнейший процесс  законотворчества; следит за применением  законодательных актов, принятых Советом. В случаях нарушений может  прибегнуть к санкциям, – например, передать дело в Суд. Она вправе принимать  самостоятельные решения в таких  сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; исполняет  бюджет и управляет фондами ЕС. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции  ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

– Состав. Комиссия состоит из 20 членов (по два представителя  от Франции, Германии, Италии, Испании  и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским парламентом.

– Место и  время проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в  Брюсселе.

Европейский парламент 

– Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и  бюджет ЕС.

Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего  в Совете государства-члена.

– Место и  время проведения сессий. Ежемесячные  пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания  комиссий – в Брюсселе. Генеральный  секретариат работает в Люксембурге.  

Суд Европейских сообществ

Обеспечивает  единообразное применение и толкование права ЕС на всей его территории.

– Функции. Суду ЕС подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Сообщества. Решения Суда не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению.

– Состав. Состоит  из 15 судей (по одному от каждого государства) и девяти юридических советников (число последних может быть увеличено  единогласным решением Совета). Они назначаются на шестилетний срок правительствами государств-членов и независимы в выполнении своих обязанностей. Председатель Суда избирается судьями на три года. Каждые три года происходит частичное обновление состава судей и юридических советников.

Информация о работе Европейский Союз