Выставка одного шедевра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить характерные черты готического стиля в Европе, нашедшие своё отражение в церковной архитектуре Нотр-Дам де Пари .
Задачи исследования:
Выявить основные черты готического стиля Европы;
Определить предпосылки зарождения готической церковной архитектуры в Европе;
Установить основные признаки, позволившие Собор Парижской Богоматери отнести к лучшим образцам зарубежной готической архитектуры 12-13 веков и по сей день;
Обосновать возможность экспонирования Собора Парижской Богоматери в качестве шедевра для «Выставки одного шедевра».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 7
1.1 Основы Готического стиля 7
2.2 Зарождение и этапы развития Готики 10
2.3 Развитие Готики в странах Европы 12
2 СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 16
2.1 История создания 16
2.2 Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари 16
2.3 Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари 19
2.4 Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора 26
2.4.1 Общие виды 26
2.4.2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери 28
2.4.3. Алтарная перегородка 31
2.4.4. Алтарная часть, хор 34
2.4.5. Капеллы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая мки.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральский государственный  университет физической культуры кафедра  туризма и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

 

ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА

 

 

 

 

 

Руководитель работы:

к.п.н, доцент

Нохрина Н.Н.

_______________________

«____»______________2012 

Автор работы:

ст.гр. 225 Сухарева К.В.

_______________________

«____»______________2012 

                              

Челябинск 2012

Аннотация

 

Сухаревой К.В. Выставка одного шедевра.

Собор Парижской Богоматери

 строительство Жан де Шель, Пьер де Монтрей и др. –

Челябинск: Урал ГУФК, ТиСКС; 2012, 46 с.

Библиография литературы –  наименований.

 

После анализа готической культуры Франции установлено, что одним из выдающихся шедевров зарубежной церковной архитектуры 12-14 веков, признан Собор Парижской Богоматери. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся во мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Собор расположен в восточной  части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы: Собор Парижской Богоматери, строительства Жана де Шель, Пьера де Монтрей и др.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение истории шедевров зарубежной церковной архитектуры воспитывает чувство прекрасного, расширяет мировоззрение. Дает возможность проникнуться идеей религии.

Теоретическая база исследования. Основные черты готического стиля и образ Собора Парижской Богоматери представлены в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Следует отметить, что было исследовано достаточно большое количество информации из Интернета, ставшим источником для многих исторических фактов, фотоматериалов, статей.

Объект исследования – готические храмы Европы.

Предмет исследования – проявление готического стиля в архитектуре Собора Парижской Богоматери.

 Цель исследования – выявить характерные черты готического стиля в Европе, нашедшие своё отражение в церковной архитектуре Нотр-Дам де Пари .

Задачи исследования:

  1. Выявить основные черты готического стиля Европы;
  2. Определить предпосылки зарождения готической церковной архитектуры в Европе;
  3. Установить основные признаки, позволившие Собор Парижской Богоматери отнести к лучшим образцам зарубежной готической архитектуры 12-13 веков и по сей день;
  4. Обосновать возможность экспонирования Собора Парижской Богоматери в качестве шедевра для «Выставки одного шедевра».

  Методы курсового исследования: аналитический и компилятивный (подбор материала для курсовой работы, анализ литературы); синтетический (обобщение собранных сведений).

Курсовое исследование может иметь практическое значение, так как представленный материал можно использовать в качестве источника  информации по зарубежной церковной готики 12-13 веков.

Курсовая работа состоит  из аннотации,  введения, двух глав, нескольких подразделов к каждой главе, заключения, приложений и библиографического списка источников.

 

 

 

 

1 ЗАРОЖДЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

1.1 Основы Готического  стиля

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства  стран Западной, Центральной и  частично Восточной Европы (между  серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как  уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства  готики отражало и кардинальные изменения  в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива. 

Смелая и сложная  каркасная конструкция готического  собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

 

2.2  Зарождение и этапы развития Готики

Готика зародилась в  Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона. 

Сложившаяся готическая каркасная система появилась  в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также  соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной  композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с многочисленными витражами. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов во Франции  переживало кризис: архитектурные формы  стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан. 

В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

2.3 Развитие Готики в странах Европы

В Германии расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь  рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14—начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

Информация о работе Выставка одного шедевра