Содержание
Введение
1. Участие фирм 
в выставках и ярмарках
1.1 Основные типы ярмарок и выставок
1.2Процесс организации 
выставки
1.3 Процесс участия 
фирмы в работе выставки
2. Цели участия 
в выставке
  - Эффективность выставочно-ярмарочной деятельности 
 
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Выставки и ярмарки 
– это не просто форум или рынок. 
Они являются незаменимыми помощниками 
каждого предпринимателя. Анализируя 
современную бизнес-действительность, можно с уверенностью 
сказать: за последние пять – шесть лет 
количество проводимых выставок и ярмарок 
стремительно возросло и продолжает увеличиваться 
с каждым последующим годом. Расширяются 
уже существующие выставочные центры, 
появляются новые, а сама выставочная 
индустрия приобрела совершенно иные 
размахи, чем когда бы то ни было.
Тема данной курсовой 
работы – «Цели и правила участия 
в выставках и ярмарках». Эта 
тема сегодня особенно интересна 
и актуальна ввиду стремительного 
развития выставочно-ярмарочного бизнеса.
Выставочно-ярмарочные мероприятия 
являются существенным звеном полноценной 
рекламной кампании. Участие в 
отраслевых выставках сегодня является 
непременной составляющей успешной 
деятельности фирмы.
В России ежегодно проводится немалое количество выставок и ярмарок 
регионального, национального и международного 
значения. Необходимость правильной оценки 
их значимости для отдельных предприятий 
и как отражения развития отрасли, региона, 
направления обуславливает практическое 
значение исследования выставочно-ярмарочных 
мероприятий как средства продвижения 
предприятия/продукции в бизнесе.
Итак, целью данной курсовой 
работы является изучение особенностей 
проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, а также 
эффективность выставочно-ярмарочных 
мероприятий. 
Теоретической основой 
для написания данной курсовой работы 
является литература по маркетингу, рекламе, 
учебные издания как отечественных, 
так и зарубежных авторов, а также 
периодические издания.
В ходе работы были задействованы 
информационные и аналитические статьи на данную 
тему из Интернет-ресурсов, исследовались 
материалы Интернет-сайтов компаний, занимающихся 
выставочной, ярмарочной и туристической 
деятельностью и тематических Интернет-порталов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Участие фирм в выставках и ярмарках
 
1.1 Основные типы ярмарок 
и выставок
Выставка – показ, основная цель которого 
состоит в просвещении публики путем демонстрации 
средств, имеющихся в распоряжении человечества, 
для удовлетворения потребностей в одной 
или нескольких областях его деятельности 
или будущих его перспектив. 
Ярмарка – международная экономическая 
выставка образцов, которая в соответствии 
с обычаями той страны, на территории которой 
она проводится, представляет собой крупный 
рынок товаров, действует в установленные 
сроки в течение ограниченного периода 
времени в одном и том же месте и на которой 
экспонентам разрешается представлять 
образцы своей продукции для заключения 
торговых сделок в национальном и международном 
масштабах. 
В соответствии 
с классификацией ярмарок, предложенной 
Международным бюро ярмарок, в зависимости 
от их специализации выделяют десять 
типов ярмарок: 
  - Сельское и лесное хозяйство, а также оборудование, относящееся к этим отраслям.
 
  - Продовольственные товары, предприятия питания, гостиницы и соответствующее оборудование.
 
  - Текстиль, одежда, обувь, кожевенное производство и соответствующее оборудование.
 
  - Общественные работы (гражданское строительство, отделочные работы) и соответствующее оборудование.
 
  - Жилище, быт и соответствующее оборудование.
 
  - Здравоохранение, гигиена, техника безопасности, охрана окружающей среды и соответствующее оборудование.
 
  - Транспорт и транспортное оборудование.
 
  - Информатика, средства связи, оргтехника, книжное дело и соответствующее оборудование.
 
  - Спорт, отдых, досуг.
 
  - Торговля и бытовые услуги и соответствующее оборудование.
 
Классификация 
выставок в зависимости от специализации, 
организационных особенностей и 
уровня, на котором принимается решение 
об их проведении, предусматривает выделение 
следующих основных их типов: 
  - Международные отраслевые выставки, тематика которых охватывает целую отрасль науки и техники («Химия», «Лесопереработка», «Сельхозтехника» и т.п.).
 
  - Международные специализированные выставки (салоны), тематика которых охватывает отдельные направления, подотрасли науки и техники («Сварка», «Оборудование предприятий питания», авиасалоны в Бурже, Фарнборо и т.п.).
 
  - Международные выставки, проводимые в рамках конгрессов, конференций симпозиумов (например, при международном конгрессе геологов – «Геология»; в рамках симпозиума кардиологов – «Кардиология» и т.п.).
 
  - Национальные выставки, организуемые в соответствии с межправительственными соглашениями по научно-техническому и культурному сотрудничеству.
 
  - Дни (недели, декады) науки и техники конкретной страны.
 
  - Юбилейные выставки, приуроченные к годовщинам установления межгосударственных отношений, юбилею фирм или деятельности на определенном рынке и т.п.
 
  - Выставки-симпозиумы, в ходе которых организаторы обеспечивают чтение курса лекций, научных сообщений, сопровождающихся демонстрацией экспонатов по раскрываемой проблеме.
 
  - Выставки каталогов отдельных фирм или групп фирм. Они требуют меньших затрат и могут быть передвижными.
 
  - Выставки, проводимые по предложению отдельных фирм с целью увеличения сбыта на конкретном рынке.
 
 
   Тип выставки во 
многом определяет основной контингент 
ее посетителей, характер аудитории. 
Это должно обязательно учитываться 
фирмой-участницей выставки с 
позиций ее коммуникационной 
политики и маркетинговой деятельности в целом. 
Для того, чтобы сделать участие в выставке 
(ярмарке) более эффективным средством 
коммуникаций, необходимо изучить структуру 
и основные этапы организации типичной, 
достаточно крупной выставки. 
 
1.2 Процесс организации 
выставки 
Процесс организации выставки 
представляет собой сложный комплекс 
организационных, договорных, в некоторых 
случаях дипломатических мероприятий. 
Иногда организация крупной выставки 
занимает 1-2 года.  
 Подготовка 
и проведение выставки включает 
в себя следующие основные этапы:
  - Принятие решения о проведении выставки. В зависимости от характера выставки, ставящихся перед нею задач и особенностей экспонентов решение о проведении принимается на правительственном уровне, на уровне конкретного министерства, органа местного самоуправления или высшим управленческим органом крупной фирмы.
 
  - Официальное объявление о проведении выставки с указанием целей, основной тематики, сроков представления заявок и работы выставки и т.д.
 
  - Формирование структуры управления подготовкой и проведением выставки.
 
  - Прием заявок на участие в выставке. На крупных выставках он заканчивается, как правило, за 2,5-3 месяца до начала работы.
 
  - Комплекс подготовки организационно-технических мероприятий. Основными из них являются следующие меры. Распределение выставочных площадей между участниками. Фирмам-участницам направляются выкопировки из планов выставочных помещений с четким нанесением плана стенда экспонента. Производятся расчеты за выделяемые площади и материальные ресурсы, оговариваются размеры авансовых платежей. Разрабатываются транспортные инструкции (определяются станции назначения с указанием их кодов для различных типов грузов и т.п.).
 
  - Монтаж экспозиции. Обычно он заканчивается за 48 часов до открытия выставки.
 
  - Торжественное открытие выставки и официальный осмотр. На открытии международных отраслевых выставок присутствует заместитель главы правительства или министр соответствующей отрасли, приглашаются послы стран-участниц выставки.
 
  - Открытие выставки для посетителей. Обычно – это следующий день после официального открытия. Многие выставки первую половину дня открыты для специалистов и представителей деловых кругов, а вторую – для широкой публики.
 
  - Обеспечение рабочей программы выставки.
 
  - Официальное закрытие выставки.
 
  - Демонтаж выставочной экспозиции. Распределение или продажа, или безвозмездная передача экспонатов и оборудования; или их обратная транспортировка.
 
  - Проведение оргкомитетом итогов выставки с точки зрения достижения поставленных целей (количества посетителей, объема заключенных контрактов и т.п.).
 
В процессе участия 
фирмы в выставке, она взаимодействует 
с различными руководящими и рабочими 
выставочными структурами. Умелая организация 
этого взаимодействия во многом определяет 
успех участия фирмы в выставке.
Основные руководящие 
органы выставки (организационный комитет 
и научно-технический центр) утверждаются, 
как правило, одновременно с решением 
о проведении выставки.
Главными задачами оргкомитета являются:
  - утверждение тематического содержания выставки;
 
  - утверждение списка организаций и фирм, участвующих в выставке;
 
  - рассмотрение и утверждение тематического и тематико-экспозиционного плана выставки;
 
  - разработка, утверждение и контроль за исполнением плана подготовки и проведения выставки;
 
  - утверждение регламента работы выставки, процедуры официальных открытия и закрытия, организации просмотра, проведения на выставке дней фирм (стран)-участниц и т.п.
 
  - подведение итогов выставки.
 
Основные функции научно-технического центра 
выставки включают в себя:
  - участие в разработке тематического плана выставки и отборе ее участников; 
 
  - сбор и изучение информации об участниках выставки;  
 
  - анализ последних достижений НТП по тематике выставки, обеспечение ее высокого научно-технического уровня; 
 
  - консультирование фирм-участниц по отбору экспонатов для демонстрации на выставке; 
 
  - проведение научных мероприятий (конференций, семинаров, «круглых столов»), организуемых в рамках выставки.
 
Коммерческий 
центр выставки призван координировать 
предпринимательскую деятельность на 
выставке фирм-участниц. Для этого он выполняет 
следующие функции:
  - обеспечение условий для проведения коммерческих переговоров;
 
  - сбор информации о заключенных сделках;
 
  - проведение работы по привлечению местных деловых кругов к посещению и участию в работе выставки;
 
  - руководство рекламным отделом. 
 
Рекламный отдел обеспечивает весь комплекс 
коммуникаций выставки. Для этого отдел:
  - после принятия решения о проведении выставки совместно с оргкомитетом и НТЦ организует серию публикаций о выставке в средствах массовой информации;
 
  - разрабатывает и издает рекламные выставочные буклеты, листовки и плакаты, организует их рассылку и расклейку;
 
  - разрабатывает и руководит изготовлением средств наружной рекламы выставки;
 
  - в период проведения выставки организует передачи по внутри выставочной радиосети, обеспечивает освещение хода выставки в средствах массовой информации
 
  - по отдельным заявкам фирм-экспонентов проводит на выставке рекламные мероприятия, рассылает рекламные материалы фирм потенциальным заказчикам и посредникам.
 
Значительный 
интерес, с точки зрения решения коммуникационных 
задач, для фирмы-участницы выставки представляет 
деятельность пресс-центра выставки. В 
его основные функции входит:
  - подготовка и проведение пресс-конференций по случаю открытия выставки;
 
  - подготовка пресс-релизов и других информационных материалов для журналистов;
 
  - оказание помощи аккредитованным на выставке журналистам в сборе материалов, организации проведения репортажей и интервью с участниками выставки;
 
  - оказание помощи иностранным участникам выставки в проведении 
 
 
1.3 Процесс участия 
фирмы в работе выставки 
Процесс участия фирмы 
в работе выставки можно условно 
подразделить на следующие основные 
этапы:
  - Принятие принципиального решения об участии в выставке (ярмарке).
 
  - Определение целей участия фирмы в работе выставки.
 
  - Выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма.
 
  - Подготовительно-организационный период.
 
  - Разработка тематического плана экспозиции и сметы участия в выставке.
 
  - Работа в ходе функционирования выставки.
 
  - Подведение итогов участия фирмы в работе выставки.
 
Очень коротко 
рассмотрю основные задачи фирмы 
на каждом их этих этапов.