Выставка одного шедевра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить характерные черты готического стиля в Европе, нашедшие своё отражение в церковной архитектуре Нотр-Дам де Пари .
Задачи исследования:
Выявить основные черты готического стиля Европы;
Определить предпосылки зарождения готической церковной архитектуры в Европе;
Установить основные признаки, позволившие Собор Парижской Богоматери отнести к лучшим образцам зарубежной готической архитектуры 12-13 веков и по сей день;
Обосновать возможность экспонирования Собора Парижской Богоматери в качестве шедевра для «Выставки одного шедевра».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 7
1.1 Основы Готического стиля 7
2.2 Зарождение и этапы развития Готики 10
2.3 Развитие Готики в странах Европы 12
2 СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 16
2.1 История создания 16
2.2 Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари 16
2.3 Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари 19
2.4 Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора 26
2.4.1 Общие виды 26
2.4.2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери 28
2.4.3. Алтарная перегородка 31
2.4.4. Алтарная часть, хор 34
2.4.5. Капеллы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая мки.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Рисунок 30 " Витражи хора (алтарной части)."

 

2.4.5. Капеллы

Стоит также упомянуть  многочисленные боковые (северные и  южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари. Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.

В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаторием — déambulatoire) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ — апсиду и как бы лучами расходятся от нее  (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные — chapelles absidiales или chapelles rayonnantes). Это так называемый венец капелл.

Рисунок 31 "Расположение венца капелл на плане собора"

У восточной стены  первой апсидной капеллы — капеллы Святого Гийома (Вильгельма) — расположен мавзолей графа Анри Клода д'Аркура (Henri-Claude d'Harcourt) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».

Рисунок 32 "Мавзолей графа Анри Клода д'Аркура (Henri-Claude d'Harcourt)"

Композиция изображает почившего графа, который, завидев  свою супругу, приподнимается из могилы, освобождается от савана, простирает руки навстречу жене, и вот снова горит факел Гименея. За спиной почившего графа стоит Смерть с песочными часами, показывающая графине. что настал ее час. Сама графиня изображена в коленопреклоненной позе у подножия саркофага и всем своим видом выражает нетерпеливое желание поскорее воссоединиться с дражайшим супругом. И тогда ангел-хранитель вновь потушит факел.

Рисунок 33 "Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама"

Убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла).

Рисунок 34 "Капеллы Святого Причастия "

Эта капелла предназначена  для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs).

Один из витражей капеллы  Святого Причастия изображает бегство в Египет.

Рисунок 35 "Бегство в Египет"

Рисунок 36 "Один из витражей капеллы Святого Причастия"

Рисунок 37 "Расположение капеллы на плане Нотр-Дама"

Еще один прекрасный витраж — витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne).

Рисунок 38 "Капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne)"

В этой же капелле находится  картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre) «Обращение Савла (апостола Павла)».

Рисунок 39 "Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, готика царила повсеместно. Как  в Париже Нотр-Дам, венский собор  св. Стефана главенствует над огромной столицей. 
Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге, но и храмы с почти одинаковой высотой центрального и боковых нефов, создающей единое, по- дворцовому обширное пространство, - новшество германской готики. 
В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вызвал бурное светское строительство. В последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданий- ратуш5, торговых рядов и складов, домов цеховых организаций. Величественные городские звонницы - вечевые башни (бефруа), игравшие важную роль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, наряду с собором, как бы символом мощи и богатства города, - замечательное достижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся над торговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.). 
Всюду строились замки со все более совершенными укреплениями и в то же время обставленные со все возрастающей (особенно в поздней готике) роскошью, проявляющейся в пышной декоративности, высоких стрельчатых окнах с причудливыми переплетами, тройных каминах во всю стену и т. д. 
Европейские города окружались зубчатыми стенами с двойными воротами и башнями. Видоизменился сам облик города благодаря плотно прижатым друг к другу готическим домам с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, аркадами, угловыми башенками - всем тем, что в лабиринте узких улочек кое-где еще сохранившихся средневековых кварталов обступает нас ныне как живописный декорум давно исчезнувшего жизненного уклада. 
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор- это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. 
Германская готика, также поражая своими размерами, стала своеобразным символом современных немцев, олицетворяя их национальную самобытность. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно популярна поговорка, гласящая примерно следующее: "Кельнский собор вечная будет строиться до тех пор, пока будет стоять Кельн". Это напоминает слова одной песни: "...И пока она [Москва] будет стоять, не исчезнет Россия в веках...". Эти выражения символизируют целостность, неделимость и самобытность обществ, но если для россиян такой символ- Московский Кремль, то для западногерманцев этот символ- Кельнский собор. 
Вообще, если говорить о символах прошлого в истории различных народов, то готика является некой визитной карточкой могучей средневековой Европы, воплотившей в себе всю мощь веры и безграничную силу заражающегося самобытного искусства Западной Европы. Она (готика) повергает сегодняшних людей своими задумками, масштабностью и долговечием. Мне думается, что для очень дальних потомков искусство первого тысячелетия нашей эры будет прежде всего ассоциироваться с готикой, как для нас искусство древнего мира прежде всего ассоциируется с Грецией и Римом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – М.: Правда, 1988.
  2. Аноприенко А. Я. Археомоделирование: Модели и инструменты докомпьютерной эпохи. — М.: УНИТЕХ, 2007. — С. 258-259.
  3. Низовсикй А. Ю. и Губарева М.В. 100 Великих Храмов. – М.: Либрусек, 2009. – С. 241-253.
  4. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М.: Издательский и книготорговый центр А3, 1997.
  5. Красовский В.Е. Большая литературная энциклопедия - М.: Филол. общество "Слово": ОЛМА - ПРЕСС. 2004. - 845с.
  6. Злыгостев А. Архитектура.-2001-2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://architecture.artyx.ru
  7. Готическая архитектура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://architecture-blog.info/goth/
  •  

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение  А - Собор Парижской Богоматери

     

    Жан де Шель, Пьер де Монтрей и др.

    1163 – 1345 гг.

    Франция, Париж

     

    Приложение Б – Аннотация к шедевру

    После анализа готической культуры Франции установлено, что  одним из выдающихся шедевров зарубежной церковной архитектуры 12-14 веков, признан  Собор Парижской Богоматери. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

    Готический собор идеальным  образом подходил для синтеза  искусств: скульптур, витражей - главного вида готической живописи, декоративного  искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, фантастическими фигурами зверей ("химерами"). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю. 

    Особое внимание к человеку и  его эмоциям, отражающим сложный  драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти уделялось в искусстве поздней готики (XIV-XVI вв.). Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Символико-аллегорический строй искусства сочетался с новыми духовными устремлениями, расширялся интерес к реальному миру, природе и, как следствие этого, распространялись скульптурные и живописные портреты и пейзажи, отличающиеся индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью образов.

    Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. В зависимости от времени дня и погоды его силуэт окрашивается в самые различные тона серого цвета: от стального до дымчатого.

    Изображение на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора помещены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен – фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл расположены сцены земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 м, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого Завета.

    К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю.

    В 1841–1864 годах была произведена  капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед  его фасадом образована существующая ныне площадь.

    В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства – Терновый венец Иисуса Христа.


    Информация о работе Выставка одного шедевра