Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Педагогические и психологические основы формирования детского творчества
1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве.
1.2 Особенности творческих проявлений и способностей детей.
Глава 2. Возможности использования элементов городецкой росписи для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста.
2.2 Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе.
2.3 История происхождения городецкой росписи.
2.4 Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Сына.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Эти занятия, занимая основное место  в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями городецкой росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на городецких изделиях, иллюстрациях с изображением городецкой росписи. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки городецкой, а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо  и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для  этого проводится промежуточная  диагностика по определенным критериям  анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.[20; 175]

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ  ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Цвет:

* - знает цветовую гамму для  городецкой росписи;

**-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;

***-не знает цветовую гамму  городецкой росписи.

Форма:

* - рисует простые и сложные  элементы городецкой росписи,  узор передает точно;

** - рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;

*** - рисует только простые элементы  с искажением, а сложные не удаются.

Простые элементы: точка, прямая линия, круг.

Сложные элементы: капля, дуга, волнистая  линия.

Умение работать кончиком кисти:

* - хорошо владеет навыком рисования  кончиком кисти;

** -- умеет работать кончиком  кисти, но преобладает манера письма всей кистью;

*** - не умеет работать кончиком  кисти.

Композиция:

* - ребенок видит и украшает  полностью всю фигуру, используя  простые и сложные элементы  городецкой росписи;

** -- ребенок видит часть плоскостного  силуэта и украшает его;

***-скученное изображение.

Характер линии:

* - плавная без отрыва;

** -- прерывистая;

*** - не получается.

Какие материалы использовались для  создания изображения при условии  самостоятельного выбора:

* - плоскостной силуэт, кисть, тычок;

** - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;

*** - простой лист, тычок.

Уровень самостоятельности выполнения работы:

* - самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими  элементами;

** - необходима частичная (небольшая)  помощь педагога;

*** - не может выполнить работу.

Творчество:

* - самостоятельно придумывает  композицию, изображает элементы  росписи;

** - составляет композицию, но для  этого ребенку надо иметь образцы  элементов перед глазами; незначительная  помощь педагога;

*** - рисует только то, что видит, нет творческой активности.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному  виду росписи дадут возможность  детям узнать приемы рисования и  научат составлять узоры на различных формах.

Красота нужна всем, но прежде всего  она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое  и динамичное по рисунку, пленяет  и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.

 

Заключение

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена  духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал  этноса.

Рисование популярно среди детей  дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок  проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку  в определенной степени можно  выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей  восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие  специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе. На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

 

Литература

1 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества[текст]/ отв. Ред. В.М. Кедров. - Ростов - на - Дону, 1983. - 285c.

2 Брыкина, Е.К. Творчество детей  в работе с различными материалами[текст]: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с.

3 Венок фантазий: развитие художественно-творческих  способностей дошкольников в  процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством[текст]: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006 - 46 с.

4 Виленчик, С.И. Изобразительное  искусство в развитии творческой  активности детей[текст]/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. - 2005. - с.41-43.

5 Выготский, Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте [текст]/ Л.С. Выготский . - М.: Педагогика, 1991. - 276с.

6 Гмошинская, М.В. Работа младенцев  красками - начало творческой деятельности [текст]/ М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2002. - 30-33.

7 Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника  в изобразительной деятельности[текст]/ Г.Г. Григорьева. - М., 2000. - 193с.

8 Григорьева, Г.Г. Изобразительная  деятельность дошкольников [текст]/Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с.

9 Доронова, Т.Н. Развитие детей  в изобразительной деятельности [текст] / Т.Н. Доронова.// Ребенок в  детском саду. - № 4. - 2004. - 21-29; №  5. - 2004. - 3-13.

10 Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [текст]/ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С.52-60.

11 Ильина, А. Рисование нетрадиционными  способами [текст]/ А. Ильина // Дошкольное  воспитание. - № 2. - 2004. - 48-50.

12 Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [текст]/ Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1983. - 112с.

13 Казакова, Т.Г. Теория и методика  развития детского изобразительного  творчества[текст]: учеб. пособие для  студентов вузов, обучающихся  по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с

14 Карпенко, Л.А. Словарь: психология. - М., 1990.

15 Квач, Н.В. Развитие образного  мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [текст]: Пособие для педагогических дошкольных учреждений/ Н.В. Квач. - М.: ВЛАДОС, 2001., 325с.

16 Козырева, Н.А. Развитие творческих  позиций старших дошкольников  в игре с противоречиями [текст]/ // Вопр. психологии. - 2007. - №2. - с.18-22

17 Комарова, Т.С. Детское изобразительное  творчество: что под этим следует  понимать? [текст]/ Т.С. Комарова // Дошкольное  воспитание. - № 2. - 2005. - 80-86.

18 Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. «Красота. Радость. Творчество»  [текст]: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет/ Т.С. Комарова, АВ. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

19 Коновалов, А.Е. Городецкая  роспись [текст]/ А.Е. Коновалов. - М.; Прогресс, 1988. - 89с.

20 Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду[текст]. Учеб. пособие для студентов пед. нн.-тов. по специальности «дошкольная педагогика и психология»/В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б. Халезова и др. М., «Просвещение», 1977, с.30-44

21 Кудрявцев, В., Синельников, В.  Ребёнок-дошкольник: новый подход  к диагностике творческих способностей [текст]/ В. Кудрявцева. В. Синельников. - М., 1995. - 156с.

22 Куренкова, Р. А. Эстетика [текст]: учеб. для студ./ Р.А. Куренкова. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 392с.

23 Лилов, А. Природа художественного  творчества [текст]/ А. Лилов. - М., 1981. 184с.

24 Парамонова, Л. А. Теория и  методика творческого конструирования  в детском саду [текст]: учебное  пособие./ Л.А. Парамонова - Москва: Академия, 2002. - 412с.

25 Педагогика: Большая современная  энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич  - Мн.: «Современное слово», 2005.

26 Петровский, А.В. Психология словарь, 2-е изд. - М., 1990.

27 Поддъяков, Н.Н. Новый подход  к развитию творчества у дошкольников [текст]/ Н.Н. Поддъяков. М., 1990. - 187с.

28 Рисование с детьми дошкольного  возраста: Нетрадиционные техники,  планирование, конспекты занятий  [текст]/ Под ред. Р.Г. Казаковой  - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.]

29 Сакулина, Н.П. Изобразительная  деятельность в детском саду [текст]/Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. - 134с.

30 Супрун, Л.Я. Городецкая роспись  [текст]/Л.Я. Супрун. - М.:2006. - 125с.

31 Супрун, Л.Я. Резьба и роспись  по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 120с.

32 Художественное творчество в детском саду[текст]: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., «Просвещение», 1974/ - 134c.

33 Художественное творчество и  ребенок [текст]/ Под ред. Н.А.  Ветлугиной. М., 1972. - 212c.

34 Шанченко, Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду [текст]/ Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. - 2003. - 41-42

35 Я и мир вокруг меня: Сборник  практических материалов в помощь  воспитателю детского сада [текст]/ Л.Н. Варфоломеева, И.А. Голачева, Д.В. Гринь и др.; Под ред. Е.И.Красило. - Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001.- 92 с.

36  

Приложение

Занятие по изобразительной деятельности. Старший дошкольный возраст. Тема: "Роспись  доски городецким узором"

Цель:

· Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

· Учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

· Обучающая: упражнять в рисовании  Городецких цветов - купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью  кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

· Развивающая: учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство  композиции, умение красиво располагать  узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка). Развивать творческие способности.

· Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес  к народному творчеству.

Материал для занятия:

· кухонные доски;

· образцы узоров;

· акварельные краски (гуашь);

· мягкие кисточки;

· ватные палочки.

Предшествующая работа: экскурсия  в музей, знакомство с элементами росписи; роспись полоски; знакомство с историей Городецкой росписи.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, у меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно сказать комплимент. Ритуал - «Комплимент».

А теперь закройте глаза и представьте  себе, что вам дали кисточку и  черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

А теперь закрасьте все белой. Каким  цветом было труднее закрашивать? А  вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым?

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Правильно, в музее.

Ребята, сегодня утром придя  на работу, я на своем столе увидела  большой конверт. На нем написан  адрес нашего садика и указано: «Детям группы № 7» от директора музея. Так  как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме?

«Здравствуйте, дети! Пишут вам  сотрудники музея. Мы в нашем музее  хотим организовать выставку народных изделий. Но для… (ответы детей: экспозиции) не хватает… (ответы детей: экспонатов). Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать?».

Игра «Собери картинку».

Вот вы и составили образец, а вы догадались какая это роспись? (Ответы детей: Городецкая роспись.)

По каким элементам вы догадались?

Чтение стихотворения «Городец».

* * *

Есть на Волге город древний,

По названью - Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты  увидишь чудеса!

Городецкие  узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий  конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на сенсорной решетке.

Информация о работе Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного