Детская мебель в Городецкой росписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель -Дать теоретическое обоснование разработки проекта росписи детской мебели по мотивом Городецкой росписи.
Задачи:
– Выявить видовое разнообразие композиции Городецкой росписи;
– Выявить своеобразие орнаментальной композиции с растительным мотивом.
– Дать характеристику композиционного проёмов построения орнамента с включением «коня» и «птицы» ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
Глава 1.
Виды композиция в Городецкой росписи………………………
4
Цветочная роспись...........................................................................
6
1.2.
Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица"…..
8
1.3.
Сюжетная роспись………………………………………….............
10
Глава 2.
Детская мебель в Городецкой росписи……………….................
13
2.1.
Новые нормы СанПиН для оборудования помещений..............
15
2.2.
2.3.
Современная детская мебель с Городецкой росписью ...........

Комплект детской мебели «Купавка»…………………………….
21
23

Заключение…………………………………………………………
24

Библиография………………………

Файлы: 1 файл

КУРС. ПРО..docx

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

 

Введение………………………………………………………………

3

Глава 1.

Виды композиция в Городецкой росписи………………………

4

Цветочная роспись...........................................................................

6

1.2.

Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица"…..

8

1.3.

Сюжетная роспись………………………………………….............

10

Глава 2.

Детская мебель в Городецкой росписи……………….................

13

2.1.

Новые нормы СанПиН для оборудования помещений..............

15

2.2.

2.3.

Современная детская мебель с Городецкой росписью ...........

 

Комплект детской мебели «Купавка»…………………………….

21

23

 

Заключение…………………………………………………………

24

 

Библиография…………………………….....................................

25

 

Приложения………………………………………………………..

28




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Роспись, которая сегодня называется Городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах реки Узоры. Данная роспись была распространена в таких селениях, как: Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское. В XVIII веке возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Городец – одно из древнейших русских поселений на Средней Волге, основан во 2-й половине XII века. По одним данным, он был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году, по другим – в 1172 году. С конца XVIII века Городец являлся довольно богатым торгово-промышленным селом, известным и в губернии, и в Поволжье. Городец – родина самых разнообразных промыслов. Городецкие плотники строили расшивы, баржи, беляны, украшая их борта затейливой глухой резьбой. Постепенно резьба по дереву внедрялась в крестьянскую архитектуру, а это усиливало значение декоративного искусства в деревенском быту. Резьбой обрабатывались шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь и орудия крестьянского труда.

 Вдохновившись расписанными  городецкой росписью предметов  быта я решила ознакомится с росписью на детской мебели.

Цель -Дать теоретическое обоснование разработки проекта росписи детской мебели по мотивом Городецкой росписи.

Задачи:

– Выявить видовое разнообразие композиции Городецкой росписи;

– Выявить своеобразие орнаментальной композиции с растительным мотивом.

– Дать характеристику композиционного проёмов построения орнамента с включением «коня» и «птицы» ;

         – Рассмотреть приёмы построения сюжетной композиции.

        – Разработка композиции росписи комплекта детской мебели «Купавка» по мотивам Городецкой росписи в соответствие с современными нормами СанПиН

 

Глава 1. Виды композиций в Городецкой росписи.

Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. [1]  

Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи.

Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.

 

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

– цветочная роспись;

– цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

– сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она все же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства.

А теперь остановимся в отдельности на каждом из перечисленных видов композиций городецкой росписи.

 

1.1 Цветочная роспись

Этот вид (рис. 16) «Приложение №_1». чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях "массовых", так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал на передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом (рис. 16, 17)  

В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

"Букет" – изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного – трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки (см. цв. ил. 16, а также рис. 18–22).

"Гирлянда" – представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели (рис. 23–26).

"Ромб" – один из вариантов "гирлянды", когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях.

Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах (рис. 27– 28; см. цв. ил. 12).

"Цветочная  полоса" – сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая является средним ярусом в трехъярусной композиции (рис. 29–31, см. также цв. ил. 14).

"Венок" – напоминает "цветочную полосу", но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки (рис. 32).

Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным.

Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица"

 

Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках (см. цв. ил. 13). «Приложение №_2».

С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны (см. рис. 34–36). Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. (см. рис. 33)

В том случае, когда в композиции мотивы "конь" или "птица" изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена (см. рис. 37–40). Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта (см. ил. 15). Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: "петух" и "курочка". Но асимметрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к росписи, продумывает размещение мотивов в целом. На протяжении всей работы она присутствует в его сознании, он вдумчиво и четко прорабатывает каждую деталь, каждый элемент росписи. 

 

Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных "подкладках", хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. (рис. 41). 

Информация о работе Детская мебель в Городецкой росписи