Детская мебель в Городецкой росписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель -Дать теоретическое обоснование разработки проекта росписи детской мебели по мотивом Городецкой росписи.
Задачи:
– Выявить видовое разнообразие композиции Городецкой росписи;
– Выявить своеобразие орнаментальной композиции с растительным мотивом.
– Дать характеристику композиционного проёмов построения орнамента с включением «коня» и «птицы» ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
Глава 1.
Виды композиция в Городецкой росписи………………………
4
Цветочная роспись...........................................................................
6
1.2.
Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица"…..
8
1.3.
Сюжетная роспись………………………………………….............
10
Глава 2.
Детская мебель в Городецкой росписи……………….................
13
2.1.
Новые нормы СанПиН для оборудования помещений..............
15
2.2.
2.3.
Современная детская мебель с Городецкой росписью ...........

Комплект детской мебели «Купавка»…………………………….
21
23

Заключение…………………………………………………………
24

Библиография………………………

Файлы: 1 файл

КУРС. ПРО..docx

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием  мела) должны быть изготовлены  из материалов, имеющих высокую  адгезию с материалами, используемыми  для письма, хорошо очищаться  влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и  антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и  химии должны быть оборудованы  специальными демонстрационными  столами. Для обеспечения лучшей  видимости учебно-наглядных пособий  демонстрационный стол устанавливается  на подиуме. Ученические и демонстрационные  столы должны иметь устойчивое  к действию агрессивных химических  веществ покрытие и защитные  бортики по наружному краю  стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов  информатики должно соответствовать  гигиеническим требованиям к  персональным электронно-вычислительным  машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового  обучения должны иметь площадь  из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся  и реконструируемых зданиях общеобразовательных  учреждений в кабинетах домоводства  необходимо предусмотреть наличие  не менее двух помещений: для  обучения навыкам приготовления  пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам  приготовления пищи, предусматривается  установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и  шитья, оборудуется столами для  черчения выкроек и раскроя, швейными  машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях  общеобразовательных учреждений  при наличии одного кабинета  домоводства предусматривается  отдельное место для размещения  электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового  обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть  оснащены аптечками для оказания  первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных  помещений, предназначенных для  занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно  соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах  мебель, игровое и спортивное  оборудование должно соответствовать  ростовым данным обучающихся. Мебель  следует расставлять по периметру  игровой комнаты, освобождая тем  самым максимальную часть площади  для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для  первоклассников, посещающих группу  продленного дня, должны быть  раздельными для мальчиков и  девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными  одноярусными кроватями. Кровати  в спальных комнатах расставляют  с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями  двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Современная  детская мебель с Городецкой  росписью

Развитие традиционной народной росписи в современном быту несомненно предопределено общностью идейных представлений народных мастеров прошлого и на стоящего: это исконная и сохраняющаяся до сих пор любовь жителей России к изделиям из дерева, ярким цветам в росписи, традиционным формам посуды и другой утвари. Народная роспись и сегодня привлекает не только собирателей и любителей народного искусства, но и художников-профессионалов, видящих в ней огромные художественные богатства. Все это делает; роспись по дереву одним из активно развивающихся видов народного искусства.

Сохранив связь с современной жизнью и многие традиционные черты, произведения этого искусства не мог ли не изменить своих бытовых функций.

Повсеместно в нашей стране ведется большое жилищное строительство, условия сельского быта приближаются к городским, поэтому многие предметы крестьянского обихода уходят из повседневного быта, заменяются более современными промышленными изделиями. Например, самодельную мебель или токарную посуду сменили мебель промышленного производства, стеклянная, фаянсовая и фарфоровая посуда.

Но это вовсе не означает, что расписные деревянные вещи совсем исчезли из обихода наших современников. Более того, рамки их распространения расширились, они вошли не только в современный сельский, но и в городской быт. И сельский и городской житель сегодня, если не пользуется каждодневно, то охотно украшает свой дом произведениями мастеров народной росписи.

Так, в детской комнате рядом с современными механическими и традиционными деревянными игрушками находит себе место городецкая и хохломская расписная мебель. Любой городской дом, летнюю дачу, сельское жилище украсят деревянные расписные изделия: декоративные панно и тарелки, наборы поставцов для круп и других сыпучих продуктов, большие узорные хлебницы-контейнеры, шкафчики и вешалки для полотенец, солонки и многое другое.

Огромной популярностью пользуются сегодня, как и в старину, произведения хохломских мастеров росписи. Эти изделия - прекрасный подарок из России, памятный сувенир, нарядная праздничная вещь в доме. Не случайно хохломские блюда и тарелки, чашки и кувшины занимают почетное место на праздничном столе, ведь они сами приносят в дом ощущение праздника, торжества, как бы олицетворяют собой традиционное русское гостеприимство.

Роспись живет не только в жилом, но и в общественном интерьере. В городах, в центрах производства расписных изделий произведения этого традиционного искусства украшают общественные здания, Дома культуры, детские сады, Дома пионеров, кафе и рестораны.

Сохраняя свое основное функциональное назначение - быть нужными в быту вещами - произведения мастеров росписи приобретают сегодня большое декоративное звучание. Отсюда значимость для нас их собственно художественных свойств, красоты формы, отточенности приемов росписи, декоративной отделки. Поэтому так важно профессиональное мастерство людей, работающих над созданием этих предметов, усвоение мастерами традиционных приемов росписи и тех навыков, которые накоплены в практической работе советскими мастерами народных художественных промыслов.

В современном исполнение Городе роспись на детской мебели встречается редка. Занявшись разработкой  комплекта детской мебели, я много знакомилась с литературой и ресурсами по этой теме. Нашла яркий пример на сайте электронного магазина детской мебели  «Василинка» На сайте предложена детская мебель с городецким орнаментом. В ассортименте есть пример моего курсового проекта. Стульчик с цветочным орнаментом на спинке и на сидение стульчика. И столик с цветочной гирляндой на крышке столика. «Приложение №_3».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Комплект детской мебели «Купавка»

 

Прежде чем приступить к орнаментальной композиции росписи мы изучили некоторые документы, такие как нормы СанПиН для детской мебели. В рамках нашего исследования проектирование орнамента на детской мебели. Мы должны найти оптимальный вариант формы стола и стула. «Приложение №4».

Варианты могут бать разнообразные спинки и столешницы могут иметь; треугольную, прямоугольную, овальную, круглую, квадратную и прямоугольную форму.

Поскольку мы поставили перед собой цель создать комплект мебели безопасной, все углы должны быть закруглены, поверхность ровной. Так-как наш столик является игральным он должен быть  лаконичным и привлекательным для детей.

Исходя из выше перечисленного мы пришли к выбору чертежа.  «Приложение №5».

Вариантов для росписи могло быть много на основе прошлого исследования. Мы рассмотрели много вариантов композиции. «Приложение №6». 

 Чтобы придать эстетическую привлекотельность и повысить интерес детей к русскому народным промыстам мы пришли к вариату композиции столешницы и сидения стула. «Приложение №7». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовом проекте мы дали  теоретическое обоснование разработки проекта росписи детской мебели по мотивом Городецкой росписи.

Выполнили поставленные задачидачи. Выявили видовое разнообразие композиции Городецкой росписи. Выявили своеобразие орнаментальной композиции с растительным мотивом.  Дали характеристику композиционного проёмов построения орнамента с включением «коня» и «птицы».  Рассмотрели приёмы построения сюжетной композиции. Разработали композиции росписи комплекта детской мебели «Купавка» по мотивам Городецкой росписи в соответствие с современными нормами СанПиН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиография.

 

  1. Авдюков А. Г. История развития деревообрабатывающих промыслов и художественной росписи по дереву в селе Полховский Майдан Горьковской области за годы Советской власти. Саранск, 1972.
  2. Арбат Ю. А. Путешествия за красотой. М., 1968.
  3. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т.  Подсобные художественные промыслы России
  4. Беслеева Л. И., Крестьянинова Л. Ф. Современное народное искусство. По материалам выставки "Русские мастера". Л., 1975.
  5. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968. 
  6. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-XX веков. М., 1974.
  7. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.:ил.
  8. Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Резьба и роспись по дереву. М., 1956.
  9. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972. 
    Выставка "Народное искусство Горьковской области". Каталог. Музей народного искусства. М., 1966.
  10. Емильянова  Т.И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.
  11. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180с.
  12. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М., 1971, т. 3.
  13. Каменская М. Н. Роспись по дереву. Русское декоративное искусство. М., 1962, т. 1. 
    Каменская М. Н. Основы художественного ремесла. Пособие. Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.
  14. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. / А.Е. Коновалов.- Горький:МИР, 1988.-120с.
  15. Попова О. С. Русское народное искусство. Произведения из коллекции Музея народного искусства. М., 1972.
  16. Прокопьев Д. В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький, 1939.
  17. Просвиркина С. К. Русская деревянная посуда. М., 1955.
  18. Семенова Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца. М., 1972.
  19. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. Выс. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил: ил.
  20. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В.
  21. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. –140с.
  22. Марина Т. А. Городецкая живопись / Т. А. Марина.- М: Звезда ,1970.-105с.
  23. Федяковский М. Ф. Очерк ложкарного производства в Семеновском уезде Нижегородской губернии. М., 1896.
  24. Художественные промыслы РСФСР. Справочник/ Сост. В. Г. Смолипкий, 3. С. Скавронская. М., 1973.

Информация о работе Детская мебель в Городецкой росписи