Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Педагогические и психологические основы формирования детского творчества
1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве.
1.2 Особенности творческих проявлений и способностей детей.
Глава 2. Возможности использования элементов городецкой росписи для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста.
2.2 Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе.
2.3 История происхождения городецкой росписи.
2.4 Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Сына.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Особенности творческих проявлений  и способностей детей

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результата, что определяет способ и характер действий, мобилизует волю человека.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности. Творчество художника -- это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь.[3; 17]

Это отражение является не простым  фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своем  сознании, отбирает наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

В то же время художественный образ  дается в виде индивидуального конкретного  изображения. Объективной основой  художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторона -- отношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей.

Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее создаваемые образы.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без  него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И. Е. Репин писал: “И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения”.[3; 22]

Творческий процесс у каждого  художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы  в этом процессе. [12; 33]

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

Третий этап -- реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы.

Заканчивается творческий процесс  появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости -- в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей  деятельности -- играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д.

Богатые возможности в этом отношении  представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника  в связи с теми условиями, которые  необходимы для художественного  творчества.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.[13; 75]

Учить ребенка видеть мир -- вот  одна из задач воспитателя. А это  значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать  в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 5--6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей  часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у  ребенка все больше развивается  уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые  способствуют проявлению интереса к  изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Дошкольникам доступно овладение  изобразительными умениями, навыками. В 2--3 года ребенок легко усваивает  навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести  годам он владеет достаточным  запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.[13; 81]

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд  черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это -- проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Вначале познание окружающего в  изобразительной деятельности ребенка  не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств  материала, с помощью которого действует  ребенок: карандаши и краски оставляют  следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как  ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать  свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые  карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению  взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный  характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого  процесса -- возникновение замысла -- имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления  замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.[17; 82]

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует  этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Мы видим, что все три этапа  творческого процесса есть и в  деятельности ребенка, но соотношение  этих этапов иное, чем у взрослого  художника.

Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Выразительность образа достигается  с помощью изображения деталей  и дополнительных предметов, создающих  обстановку. Художник сознательно подходит к отбору деталей, изображая лишь те, которые способствуют раскрытию  образа.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла.

Наиболее доступным выразительным  средством для дошкольника является использование цвета.

Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством  выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование  находится в тесной связи с  содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона -- в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные -- в радостных.[]

Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста, конечно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета -- иногда цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный -- флаг, ягоды; зеленый -- трава, елочка, крокодил; желтый -- солнышко.

Познакомившись со многими цветами, дети 4--5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.[18; 28]

Постепенно дети старшего дошкольного  возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С  развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы -- в темные.

Передача динамического состояния  изображаемого объекта также  является одним из выразительных средств, используемых ребенком.

Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов  в движении, что может сделать  образ выразительным.

Детское творчество характеризуется  также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.[19; 43]

Поскольку ритм свойствен движениям  человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с  целью выполнить работу красиво.

Вся композиция рисунка младшего дошкольника  создается ритмом, который придает  ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен.

В старшем дошкольном возрасте чувство  ритма также помогает создать  композиционно заполненную картину.

Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость  одного предмета другим, нарушение  пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке.

Особенно используются ритм и симметрия  в декоративных работах, где выразительность  во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения.

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности  зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

Развитие способностей и творческого  начала у детей являются двумя  взаимосвязанными задачами художественного  воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью.

Дети почти всегда вкладывают в  работу свое отношение, передавая его  изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок  ребенка своеобразным, выразительным.

Информация о работе Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного