Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Педагогические и психологические основы формирования детского творчества
1.1 Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве.
1.2 Особенности творческих проявлений и способностей детей.
Глава 2. Возможности использования элементов городецкой росписи для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста.
2.2 Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе.
2.3 История происхождения городецкой росписи.
2.4 Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Сына.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет  приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано  с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область  в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта  общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.[21; 63]

В 1951 году в селе Курцево была открыта  столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает  расписные игрушки-качалки, детскую  мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

детский творчество городецкий роспись

2.4 Приемы ознакомления детей  с городецкой росписью и методика  обучения рисованию элементов

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного  искусства на занятиях по декоративному  рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

В наше время немало внимания уделяется  знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной городецкой росписи.

Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей  воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Первостепенное значение имеет  сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при  особом эмоциональном отношении  к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и  образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические  навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые при обучении детей  декоративному рисованию:

Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

Создать условия для приобщения детей и родителей к народному  творчеству при помощи городецкой росписи.

Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.

Сформировать у детей отношение  к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Педагогические средства, рекомендованные  для решения задач:

Беседы.

Чтение художественной литературы.

Дидактические игры.

Специально организованное обучение в форме занятий.

Работа с родителями.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое  и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Многие дошкольные образовательные  учреждения работают над темой «Знакомство  детей дошкольного возраста с  русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народных промыслов именно Городецкая роспись, на наш взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей  и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.

Городецкая роспись поражает детей  своей яркостью, ни с чем не сравнимой  красотой, красочностью. Контрастные  сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.

Работу по обучению детей рисованию  городецким узором необходимо проводить  в следующей последовательности:

Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.

Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.

Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости  и во второй половине дня индивидуально.

Первое занятие направлено на углубленное  знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности городецкой росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному  творчеству и выделение элементов  городецкой росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.

Все это вызывает у дошкольников интерес к Городецкой росписи, чувство  радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.

Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок  справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с  детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.[29; 112]

На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также  закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы  не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.

Далее проводятся занятия согласно перспективному плану:

Знакомство с Городецкой росписью.

Городецкий розан.

Городецкие листики и кустики.

Городецкие купавки.

Городецкий узор - доска.

Городецкий фазан (петух)

Городецкая лошадка.

Целью данных занятий является обучение технике рисования дымковской росписи  тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или  иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой.

Большую помощь в приобщении детей  к прекрасному могут оказать  прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются  зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному  творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать  за объектами живой природы, но и  зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев  рук. Поэтому необходимо медленно двигаться  от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.

Эстетическое восприятие цвета  связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании  ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.

Так постепенно можно переходить к  творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.

* Парные картинки.

Задачи: продолжить знакомить детей  с городецкой росписью; выделять и  называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

* Декоративное домино.

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы городецкой росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

* Собери целое.

Задачи: закреплять знания детей о  городецком промысле; учить собирать из нескольких частей целое; развивать  мышление, творческое воображение.

* Найди пару.

Задачи: продолжить знакомить детей  с русскими народными росписями; выделять из них городецкую; развивать  внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогут детям придумывать  новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течение обучения детей родителям  необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении городецкой росписи.

На родительском собрании можно  провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического  вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.[20; 132]

На следующем родительском собрании рассказать об истории городецкого  промысла, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться рисовать городецкие цветы, лошадок, птиц.

Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых  родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми городецкие узоры и играя в дидактические игры.

С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия  по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.

Информация о работе Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного