Упражнения первого класса хореографических училищ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:53, лекция

Описание работы

Основная задача 1 класса – постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажера, развитие элементарных навыков координации движений. Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, но тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнении является залогом устойчивости в танце.

Файлы: 1 файл

1 класс.docx

— 321.20 Кб (Скачать файл)

У П Р А Ж Н Е Н И Я    П Е Р В О Г О    К Л А С С А

 

Основная задача 1 класса – постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажера, развитие элементарных навыков координации движений.

Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, но тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнении является залогом устойчивости в танце.

Все упражнения выполняются поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее – вперед и назад.

Упражнения начинают изучать стоя лицом к палке, держась за нее обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям стоя к палке боком и держась за нее одной рукой, в то время как другая рука открыта на II позицию.

Упражнения исполняются носком в пол и на воздух под углом около 250, 450, 900, угол образуют опорная нога и открытая на воздух работающая нога.

Некоторые движения классического экзерсиса требуют специальных подготовительных положений – preparation. Различным упражнениям предшествуют различные preparations.

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы и упражнения классического экзерсиса. Темп и ритмический рисунок музыкального сопровождения в начале и в конце первого года – разные. Пока движение проходит стадии подготовительных упражнений, ритмический рисунок простой, впоследствии он становится более разнообразным.

Уже на первых уроках следует заботиться о развитии музыкального слуха учащихся. Вначале учащиеся знакомятся с музыкальными размерами 2/4, 3/4, и 4/4, просто слушая музыку, затем маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом. Когда учащиеся усвоят простой марш на 2/4, их надо приучать к различным музыкальным размерам, разнообразя музыкальное сопровождение, ускоряя и замедляя темп, изменяя музыкальный размер, но строго соблюдая цельность музыкальной фразы.

Марш на уроке имеет танцевальную окраску. Поступь легкая, с носка на всю стопу, носки слегка раскрыты наружу. Корпус подтянут, плечи раскрыты и опущены. Девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Одновременно на середине зала начинается изучение позиций рук с обязательным музыкальным сопровождением. Параллельно с этим у палки вырабатывают постановку корпуса.

 

№ 1  ПОСТАНОВКА КОРПУСА

 

Правильная постановка корпуса обеспечивает не только устойчивость, она облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в классическом танце.

Начинать вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стоя лицом к палке, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях: кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая ее) против середины корпуса. Ноги в I позиции, колени сильно вытянуты, плечи свободно раскрыты и опущены, мышцы таза подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы. Подтянутость корпуса обусловливает свободу тазобедренного сустава, облегчая тем самым развитие выворотности. Привычка держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком, одним из условий творческой дисциплины в танце.

Постановку корпуса начинают изучать в I позиции, переходя затем ко II, III и V позиции.

Музыкальный размер 4/4 и 3/4. Характер музыкального сопровождения – плавный, легатированный. Принятое положение сохраняется на протяжение от 8 до 16 тактов.

 

№ 2   ПОЗИЦИИ  НОГ

 

При изучении позиций ног обязательны: подтянутый корпус, свободно опущенные плечи, предельная выворотность ног, ровное положение стопы на полу, упор на большой палец недопустим. При изучении II и IV поиции важно распределить центр тяжести корпуса равномерно на обе ноги; следить за ровностью плеч и бедер.

В классическом танце пять позиций ног. Первоначально построение позиций изучают на середине зала, не соблюдая выворотности. Выворотность ног вводится вместе с постановкой корпуса. Ниже дается описание позиций в их окончательном виде.

Позиции ног изучаются в следующем порядке: I, II, III, V позиция, и IV позиция, как наиболее трудную, проходят последней.

Музыкальный размер 4/4 и 3/4. Каждая позиция сохраняется на протяжении 4 тактов 4/4 или 16 тактов 3/4.

I позиция.    Ступни ног, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя

                       прямую линию на полу.

II позиция.   Сохраняется прямая линия I позиции, но пятки выворотных ног отстоят

                                  одна от другой примерно на длину стопы.

III позиция.  В том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая,

                                  закрывают друг друга на половину.

V позиция.   Ступни, плотно прилегая, совершенно закрывают друг друга: пятка

                                  одной ноги соприкасается с носком другой.

IV позиция.  Сохраняется выворотность V позиции, но ноги не соприкасаются: одна

                                  находится параллельно другой на расстоянии стопы.

III, IV и V позиции изучают поочередно с правой и с левой ноги. III позиция, как более легкая, служит подготовкой к V позиции. По усвоению V позиции необходимость III позиции на уроках классического танца отпадает.

IV позиция на середине зала, в отличие от остальных позиций, требует особого положения рук и головы. Вначале IV позицию изучается en face , позднее в epaulement она образуется из V позиции.

Ниже приводится пример исполнения IV позиции, когда усвоены позиции рук, battement tendu, epaulement croise и efface.

П р и м е р:

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: V позиция, epaulement croise, правая нога впереди, руки в подготовительном положение, поворот головы направо.

      Два вступительных  аккорда.

раз и                              правая нога по правилам battement tendu вытягивается вперед на croise,

                                     руки поднимаются в I позицию, голова слегка наклоняется налево,

                                     взгляд направлен на кисти рук.

два и                            правая нога опускается пяткой на пол, носок отводится назад до

                                     выворотного положения стопы на полу, тяжесть корпуса равномерно

                                     распределяется на обе ноги, правая рука открывается на II позицию,

                                     левая рука остается в I позиции, голова поворачивается направо. IV

                                     позиция сохраняется на протяжении музыкальной фразы.              

      Два заключительных  аккорда.

раз и                             корпус усиливает подтянутость, центр тяжести переносится на левую

                                      ногу, правая нога вытягивается вперед носком на пол.

два и                             правая нога возвращается по правилам battement tendu в V позицию,

                                      обе руки опускаются в подготовительное положение, голова

                                      сохраняет поворот направо.

      В начале  изучения IV позиция на efface образуется также непосредственно из V позиции epaulement efface.

 

№ 3  ПОЗИЦИИ  РУК

 

Позиции  рук в начале изучаются на середине зала, ноги стоят в I позиции без точного соблюдения выворотности. После изучения позиций рук на середине переходим к изучению позиций рук у палки. Стоять у палки надо на расстоянии свободно согнутой и опущенной в локте руки, положив кисть на палку, не обхватывая ее, несколько впереди корпуса. Свободная рука может принимать одну из позиции классического танца.

Предварительно следует усвоить положение кисти руки: кончик большого пальца прикасается ко второй фаланге третьего пальца, остальные свободно и округло сгруппированы. Это требуется только при первоначальной постановке, пока движения учащегося еще не подчинены его воле, и пальцы бывают напряжены. В дальнейшем кисть получает относительную свободу: сохраняется округлость пальцев, но большой палец не соприкасается с третьим, а лишь направляется к нему.

В классическом танце русской школы приняты три позиции рук. Они изучаются при естественном положении ног: пятки вместе, носки слегка врозь, корпус подтянут, плечи опущены и раскрыты, положение головы en face.

Подготовительное положение. Руки свободно опущены, закруглены в локтях и кистях и расположены перед корпусом, образуя овал. Пальцы сгруппированы, как указано выше. Кисти почти соприкасаются, ладони направлены вверх.

I позиция. Руки, сохраняя округлость, поднимаются на высоту диафрагмы. Во время движения их следует поддерживать в трех опорных точках – подмышках, локтях и запястье – на одном уровне. Расстояние между пальцами рук минимальное. Высота рук в I позиции, находящихся против диафрагмы не случайна, на этой высоте руки могут поддерживать корпус при исполнении pirouettes, tours, помогая сохранить устойчивость в упражнениях на середине зала.

Далее приступают к изучению III позиции.

III позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в I позицию. Сохраняя округлость, они поднимаются наверх, как бы заключая голову в овальную форму. Кисти рук, сохраняя прежнее положение, расположены на минимальном расстоянии друг от друга. Ладони повёрнуты вниз. Кисти рук находятся точно на головой, отведение их назад недопустимо.

II позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в I позицию, сохраняя округлость, они постепенно раскрываются в стороны, начиная движение от пальцев. При этом они поддерживаются в трех опорных точках – подмышках, локтях и запястье – на одном уровне. В конце движения руки находятся несколько впереди корпуса, продолжая линию раскрытых и опущенных плеч. Склонность учащихся отводить руки назад должна быть предупреждена.

Музыкальный размер 3/4 и 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный. Упражнение исполняют равномерно на 4 такта.

Упражнение 1. Руки поднимаются из подготовительного положения в I позицию, отсюда, продолжая движение, приходят в III позицию, из III позиции возвращаются в I позицию и из I позиции опускаются в подготовительное положение. Упражнение исполняется и одной рукой, которая движется точно против середины корпуса, другая рука сохраняет подготовительное положение.

Движение рук здесь и в последующих упражнениях должно быть плавным. Руки сохраняют первоначальную округлость и движутся самостоятельно, независимо от корпуса.

Упражнение 2. Руки поднимаются из подготовительного положения в I позицию, отсюда, продолжая движение раскрываются на II позицию и опускаются в подготовительное положение. Упражнение исполняется плавно, без акцентов.

Музыкальный размер 4/4 и 3/4.

1 такт                          руки поднимаются в I позицию.

2 такт                         раскрываются во II позицию,

3 такт                          положение сохраняется.

4 такт                          опускаются в подготовительное положение.

Когда II позиция усвоена, руки опускаются непосредственно в подготовительное положение.

Упражнение 3.  Руки, раскрытые во II позицию, поворачиваются ладонями вниз и, слегка смягчаясь в локтях, опускаются в подготовительное положение, сдерживая движение в пальцах.

Следующее упражнение является более сложным.

Упражнение 4. Руки, поднятые в III позицию, сохраняя округлость, раскрываются на II позицию, начиная движение от пальцев, после чего опускаются непосредственно в подготовительное положение.

При исполнении указанных упражнений руки во время движения должны быть свободны, не напряжены в плечах, локтях и запястьях. Плечи в движении не участвуют, их сохраняют раскрытыми и опущенными.

Усвоив три позиции рук, изучают положение рук во время движения должны быть свободными, не напряжены в плечах, локтях и запястьях. Плечи в движении не участуют, их сохраняют раскрытыми и опущенными. 

Усвоив три позиции рук, изучают положение рук во время экзерсиса ку палки, держась за палку одной рукой. Свободная от палки рука принимает подготовительное положение, ноги встают в требуемую позицию, голова поворачивается от палки.

Таким образом, исполняют у палки все предыдущие упражнения, причем теперь в них включается и движения головы. Когда правая рука поднимается в I позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки. Когда рука раскрывается во II позицию, голова, поднимаясь, поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки. Когда рука опускается в подготовительное положение, голова остается в повороте направо. Если через I позицию рука поднимается в III позицию, голова, поворачиваясь направо, слегка поднимается, взгляд следует за кистью руки. Движения головы свободны, шея не напряжена.

Надо внимательно следить за ровностью раскрытых и опущенных плеч. Рука, исполняющая упражнение, движется точно против середины корпуса; рука, лежащая на палке, не изменяет первоначально принятого положения.

В дальнейшем тем же упражнением придается художественная окраска. Руки начинают за тактом движение от пальцев, слегка разгибаются в локте, приоткрываясь из подготовительного положения в стороны, голова в повороте слегка наклоняется, взгляд следует за кистью, снова закрываясь в подготовительное положение, руки переходят к исполнению заданного упражнения. Движение за тактом сначала включается в экзерсис у палки, а по усвоении исполняется на середине класса.

 

№ 4  DEMI  PLIE

 

Demi plie – полуприседание. Demi plie развивает выворотность и эластичность ног.

В demi plie во всех позициях, сохраняется ровное положение стопы на полу, упор стопы на большой палец не допустим, колени предельно выворотные, корпус прямой и подтянутый, плечи и бедра ровные. Центр тяжести корпуса распределен равномерно на две ноги. В начале изучения  demi plie лицом к палке, затем держась одной рукой.

Информация о работе Упражнения первого класса хореографических училищ