Творчество Нестерова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

Михаил Васильевич Нестеров поистине был предан своему делу и своей родине. Искусство имеет свою сферу влияний на человека. Оно как бы призвано оберегать «душу», не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве,- писал Нестеров.2 В этих словах выражена сама суть его творческого кредо. Действительно, смотря и изучая его картины, проникаешься всей душой и любовью к этому талантливому и замечательному человеку, дарующего нам свою любовь и преданность через свои картины. Даже человек далекий от искусства сможет перенять настроение и посыл доброты с каждой из работ этого великого художника.

Файлы: 1 файл

Нестеров М.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

"Вот русская речка,  вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил  нашу убогую, бестолковую и великую  страну родину нашу! Я избегал  изображать так называемые сильные  страсти, предпочитая им наш  тихий пейзаж, человека, живущего  внутренней жизнью" (М.В.Нестеров)1

 

 

Михаил Васильевич Нестеров поистине был предан своему делу и своей родине. Искусство имеет свою сферу влияний на человека. Оно как бы призвано оберегать «душу», не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве,- писал Нестеров.2 В этих словах выражена сама суть его творческого кредо. Действительно, смотря и изучая его картины, проникаешься всей душой и любовью к этому талантливому и замечательному человеку, дарующего нам свою любовь и преданность через свои картины. Даже человек далекий от искусства сможет перенять настроение и посыл доброты с каждой из работ этого великого художника.

Интерес к работам  Нестерова был большим, искусство  его не оставляло равнодушным  своих современников, письма, статьи, воспоминания самого художника свидетельствуют об этом.

"Нестеров, впрочем, только отчасти  подходит к Левитану, Серову и  Коровину. Он не только поэт-реалист,  не только открывает в действительности  вечные начала красоты и поэзии, но всей своей природой рвется  из этой действительности, весь отдан глубоким вопросам сверхчувственного и сверхъестественного порядка, вопросам религии и жизни в Боге. Жаль только, что этот одаренный истинно мистической натурой художник до такой степени спутан чем-то весьма похожим на честолюбие, до того погружен в чисто суетные интересы, что мистический идеал, живущий в его душе сильно, с каждым годом меркнет и теряется..." (А.Н.Бенуа)3

Творчество Михаила Васильевича  Нестерова, одного из крупнейших русских  живописцев, олицетворяет собой живую связь времен, преемственность между искусством XIX века и современным.

Родился художник в свое любимое время: весною, 31 мая 1862 года, и в свое любимое время дня: тихий вечер. Родился в г.  Уфе, здесь прошли его детские годы, были сделаны первые шаги в искусстве.

Детство художника прошло в одном из старейших городов  Урала - Уфе, в религиозной, патриархальной, но отнюдь не чуждой по своим взглядам современной культуры купеческой семье. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом семейной атмосферой, в которой он вырос.

Он очень любил своих  родителей. Отец рано заметил его  способности, не противился его выбору. Известно,  что М.В.  Нестеров  любил рисовать  с детства,   обладал редкостной фантазией и удивительным умением воображать  себе  несуществующие события.

 «Самое раннее, что  осталось у меня в памяти, –  я лежу на животе, на большом ковре, рисую нашу Бурку карандашом, зная наперед, что отец потом пройдет по карандашу чернилами, твердой рукой обведет все, что неясно, особенно достанется подковам, там появятся шипы, и все это заранее огорчает меня. Бурка потеряет свою легкость арабского скакуна, она прирастет своими подковами к земле, но я уныло молчу. В то время мне было года 4–5».4

Отец Василий Иванович славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. Он не противился сыну в выборе его ремесла. Позднее художник писал, «Сделал все, что положено ему было, и сделал хорошо…».5 Мать Нестерова Мария Михайловна была главой семейства умная и волевая. Из воспоминаний Михаила Нестерова о матери: "Никто и никогда так не слушал меня, не понимал моих юношеских планов, художественных мечтаний, как она...". 6

Изучая биографию М.В  Нестерова можно сказать, что  его родители сыграли огромную роль в становлении его творческой жизни. Несмотря на то, что в то время  в Уфе художников, мягко сказать, не уважали они все же не стали  противиться советам учителей, подметивших художественные способности их сына, и предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, что он и сделал в 1876г.

Учителем его был  Василий Перов, "истинный поэт скорби", как назвал его впоследствии Нестеров. Нестеров не просто копировал портретное сходство. Для него было важным заглянуть в самую суть вещей, это было его главной задачей.

Нестерова очень вдохновляла  природа родного Урала, очень  он любил свою родину, где на летних каникулах, он познакомился со своей первой женой и большой любовью. Звали ее Мария Мартыновская. Была она не богато, но очень проста. Это-то и понравилось Нестерову, и она его полюбила также безгранично, не смотря ни на что.

Родители Нестерова  были против их брака. Нестеров уехал  в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Они обвенчались без благословения родителей. Через год родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.

Нестеров пытался выплеснуть свое горе на холсте и бумаге, бесконечно писал портреты своей любимой жены, тем самым, заставляя себя поверить, что она до сих пор с ним.

Он написал ее портрет  в подвенечном платье, вспоминая, какой цветущей, стройной, сияющей внутренним светом она была в день свадьбы. "Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор, - вспоминал Нестеров в старости, безжалостно описывая и себя, маленького, неуклюжего, с бритой после болезни головой. - Куда был неказист!"7

Нестеров писал: "Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что  позднее ценили и ценят люди в моем искусстве".8

    Первая и  самая истинная, как считал Нестеров, любовь и потрясение от смерти  молодой жены совершили в нем  психологический и творческий  переворот. Он находит, наконец,  свою тему и свой художественный  почерк.

В 1886-1889 годах Нестеров пережил свое второе рождение как живописец, он создал свою лирическую темы в живописи. Что в дальнейшем позволило ему выдвинутся в первый ряд портретистов.

Если говорить о жизни  и творчестве этого великого художника, нашего соотечественника, можно точно сказать, что Михаил Васильевич очень любил Уфу, он без нее не мог жить. Сюда он приезжал два, три раза в год. Его всегда здесь ждала мать Мария Михайловна, отец Василий Иванович и его любимая сестра Александра Васильевна. Некоторые его картины, принесшие ему первый настоящий успех, были написаны именно на Родине. Такие как «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». Навсегда сохранив тепло и память о родных местах М.В Нестеров в 1913г. дарит городу собранную им коллекцию, тем самым становится основоположником первого художественного музея в г. Уфа.

«Возникновение мысли о музее, - пишет М.В.Нестеров в письме к  Ф.Л.Эрнсту, - можно отнести к нач. 1900-х годов. Моя коллекция составлялась на протяжении ряда лет, мысль о музее стала назревать тогда, когда собрание стало превышать размеры моей квартиры» 9

Дар, его состоял из 102 произведений русских художников второй половины XIX — начала XX веков. В составе коллекции были и 30 работ самого художника.

В 1954 году музею было присвоено  имя художника. Нестеров содействовал дальнейшему формированию музейной коллекции, вел длительную переписку с его сотрудниками и уфимскими художниками (Ю.Ю.Блюменталем, В.П.Андреевым, Ф.Л.Эрнстом, В.О.Копцевым, В.С.Сыромятниковым и др.).

Этой зимой мне посчастливилось  побывать в этом музее, на выставке этого замечательного художника, сделавшего огромный вклад в становление искусства нашего города, и в полной мере насладиться его творчеством. Посетила я её в декабре 2012г. как раз в тот момент, когда в музее Нестерова проходит замечательная выставка в честь 150-летия со дня рождения художника. На выставке представлены, конечно же, не все его работы, но даже та небольшая часть его произведений заставляет восхищаться и дает необычайный заряд энергии и вдохновения для творчества. Со всех уголков страны привезли в уфимский музей работы Михаила Васильевич, и сейчас это не пару залов, посвященных его творчеству, а целый музей: на выставке представлены 187 картин из 22 российских музеев и двух частных собраний. Узнать побольше о творчестве Михаила Нестерова нам помог экскурсовод, очень приятный человек и знаток своего дела.

Проходя из зала в зал, любуясь этими замечательными картинами, узнаешь что-то новое, приоткрывая  как будто-то завесу тайны, тайны  жизни совершенно вроде обычного человека, но с огромным, добрым и невероятно талантливым сердцем. Скажу честно, что несмотря на всю прочитанную ранее литературу об этом художнике, все равно не перестаешь узнавать о нем нечто новое интересное.

Нестеров жил и просто бывал в городах и странах, которые интересны и мне: помимо Москвы и Санкт-Петербурга, жил недалеко от Сергиева Посада и объездил многие города Золотого кольца, жил в Киеве, расписывая Владимирский собор вместе с Васнецовым. Расписывал храм Невского в Грузии, изучал росписи храмов на Кавказе, бывал в Италии и очень ее любил, посещал Австрию, Францию, Германию, был на Кавказе, в Крыму, в Турции, Греции, и из всех поездок черпал он вдохновения для творчества. Природа и искусство европейских стран произвели на Михаила Нестерова сильнейшее впечатление. Но больше всего он любил природу родной Руси. "Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!.." - этим чувством проникнуто все его искусство.

Хочу рассказать о некоторых картинах, которые мне запали в душу и оставили неизгладимые впечатления. Одной из таких работ является картина "Видение отроку Варфоломею" создана она была в г. Уфа. (1889-1890) С этой картиной, Нестеров вошел в художественную жизнь Москвы, ее в дальнейшем купил для своей галереи Третьяков. Самое интересное, что я узнала, своего Варфоломея Нестеров писал с деревенской девочки, немного больной, а осенний пейзаж был найден им в окрестностях подмосковного Абрамцева. Из воспоминаний самого Нестерова: «Однажды, когда была уже написана верхняя часть пейзажа, я, стоя на подставке, покачнулся и упал, упал прямо на картину! На шум прибежала сестра, а потом и мать. Я поднялся, и все мы увидели, что картина прорвана » в дальнейшем художник заказал новый холст и переписал это замечательное произведение. «Скоро я перерисовал картину наново и взялся за краски. Как бы в воздаяние за пережитые волнения, на новом холсте писалось приятней. Он очень мне нравился, и дело быстро двигалось вперед» из воспоминаний Н.В.Нестерова. Сейчас дописанная работа находиться в Третьяковской галерее.

Когда я смотря на эту картину, то ощущаю спокойствие и умиротворенность. Кажется, на картине всё замерло, тишина. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.

Еще одной запомнившейся  картиной стал портрет Ольги Михайловны Нестеровой, его дочери. (Амазонка). 1906

История этой картины  такова. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, - в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы. Нестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в Киеве. Так как Ольги не было в городе, ему позировала Е.П. Нестерова. Полотно этой картины довольно большое, когда смотришь на эту картину, невольно ловишь себя на мысли, что Нестеров был предан своему делу, и ни чего не могло заставить его свернуть с намеченного пути, и трудностей он не боялся. Он замечал красоту во всем и непременно старался запечатлеть ее на холсте. Он находится сейчас в Русском музее в Петербурге и вызывает неизменный восторг зрителей.

Также мне очень понравился этюд к картине "Весна Красна" - "Пастушок", написанный в 1922.

Что очень интересно  для пастушка Лель позировала его  дочь Наталья Михайловна (он часто  ее писал). Пастушок свирелью пробуждал  всё живое от зимней спячки все  живое, мечтательный, дающий надежду на безоблачное будущее. Этот образ можно точно отнести  к образу его дочери, возможно именно поэтому написан он был именно с нее. Символ надежды - вот кем он был у Нестерова. Вот еще несколько работ, которые мне особенно понравились: Портрет В. И. Мухиной. 1940 г, портрет О.М.Нестеровой, Дочери Художника, «Царевич Дмитрий» 1899г., « Великий Постриг»1898г., «Девушка у пруда». портрет Дочери,1923.

 

Заключение

Огромное количество работ оставил после себя М.В.Нестеров, с их помощью мы можем каким–то неведомым образом проникнуть в глубинный мир художника, прочитать его мысли, увидеть людей, которые были ему дороги, и которых он когда-то любил. А прикоснуться к его творчеству по-настоящему мы можем только в его музее. В письме от 7 мая 1940 года М.В.Нестеров писал: «Радуюсь тому, что далекие мечты мои осуществились: Уфимский музей, собранное в нем искусство нашей страны входит в жизнь, в духовный обиход всех тех, кто с ним познакомился».

Можно бесконечно долго  говорить о работах этого талантливого, любящего людей и свою родину художника. Но всех работ, которые встрепенули мое сердце и заставили его наполниться любовью, не перечислишь. Одно могу сказать точно, этот художник, человек с большой буквы, навсегда останется в моем сердце и в сердцах всех остальных, кто хотя бы раз увидел его картины и познакомился с его творчеством.

Умер М.В.Нестеров 18 октября 1942 года в Москве. Как бы подводя итог своей жизни, сказал: «природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские поступки, но лишь искусство было и есть моим истинным призванием. Вне его я себя не мыслю…»10

"Михаил Васильевич  Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей,  встреченных мною за всю жизнь…  Я думаю - он вполне исторический  человек. Одухотворение, несущееся  из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится". (Розанов В.В.).11  Трудно не согласиться с этим литературным критиком, как точно он подметил и раскрыл всю сущность этого поистине талантливого живописца и писателя. Мы все должны сказать ему огромное спасибо, за тот бесценный вклад, который он внес в становление культурного наследия мирового искусства!

«Что бы ни говорили, что бы ни писали обо мне, жить буду не я – жить будут, если будут, мои картины. Но в том-то и штука: если будут. Вот посмотрим. Пройдет лет двадцать пять – тридцать. Вот если тогда «Варфоломей» скажет что-нибудь подошедшему к картине, значит, он жив, значит, жив и я. Высочайшее из званий – так я думал всегда, так и думаю и теперь – это художник. Немногие имеют на него право. Ничего бы я так не хотел, как заслужить это звание, чтоб на моей могиле по праву было написано: художник Нестеров». 12

Информация о работе Творчество Нестерова