Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 192.78 Кб (Скачать файл)

В чем  сила музыки и ее воздействия на личность? Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова  и снова пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка волнует и  трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и  животные, и даже растения? Почему именно с музыкой связывает современный  школьник свои представления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»?

В наше сложное  время, по преимуществу технократическое, суетное и, возможно, излишне динамичное для того, чтобы подросток смог получить полноценное впечатление  от восприятия музыкальных произведений, учитель музыки должен позаботиться о том, чтобы данный вид искусства предстал перед учеником как «…особый внутренний свет, чистый и незамутненный, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности».11

Очевидно, учителю в процессе развития музыкально-эстетической культуры подростков всегда помогает то обстоятельство, что человек носит  музыку, прежде всего в себе, и  в этом заключается особый секрет его отзывчивости на музыкальные  звучания, отзывчивости, которая тем  сильнее, чем больше бережем мы этот дар изначальной искренности  и чистоты.

Все, что  приходится делать современному подростку  – учиться, общаться с родителями, взрослыми и друзьями, внимать средствам массовой информации, – все непременно окрашивается его эмоциональным отношением к окружающему миру. Тысячи неуловимых обстоятельств, даже самые простые будничные вещи могут вызвать поток самых разнообразных чувств подростка, которые ему подчас невозможно выразить. Есть в мире и такие явления, которые не выразишь словами, не изобразишь, их стихия – музыка с ее текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний, музыка то бурная, то созерцательная. Не случайно говорить о музыке с учениками учителю порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.

Вопреки расхожему и весьма сомнительному  мнению, что современные подростки, живущие и развивающиеся сообразно  времени, черствы душой и не склонны  слушать классическую музыку, исследователи  А.В. Мошкин и В.Н. Руденко в книге «Дети смуты» (Екатеринбург, 1993), а также М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова и Ю.Д. Чертков в исследовании под названием «Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире» (М., 2001) приводят конкретные данные, полученные в 1992, 1995 и 1998 гг., о том, что «…ученики средних классов общеобразовательной школы включают слушание музыки, ее изучение, получение дополнительных знаний о ней в число своих «заветных», «волшебных» желаний».12

Авторы  исследования «Из жизни людей  школьного возраста» на основании  своих многолетних наблюдений полагают, что музыка погружает современного подростка в мир волшебной  сказки, снимает все ограничения, порождает полет фантазии; с помощью  музыки человек тринадцати- или четырнадцатилетнего  возраста может выразить свои самые  сокровенные желания и даже те, которые невыполнимы в реальной жизни.

Приведем  некоторые высказывания современных  тринадцатилетних подростков, полученные А.В. Мошкиным и В.Н. Руденко, о том, зачем им нужна музыка.

Прежде  всего, обращает на себя внимание тот  факт, что музыка нужна подросткам для того, чтобы получить удовольствие от ее слушания: «Когда я слушаю музыку, мне становится очень хорошо: легко, спокойно на душе, но не всегда музыка мне нравится. Иногда утомляет»; «Я люблю музыку, потому что она на меня действует хорошо. Я могу получить удовольствие от любой музыки. Но классическую музыку мне трудно слушать и я  ее не понимаю. А может просто времени  не хватает»; «Музыка это хорошее  настроение. По крайнего мере, для меня. Я музыку люблю, потому что она  приносит мне удовольствие»; «Музыка  – это прекрасно. Становится легко, радостно как-то…»13

На вопрос, где чаще всего слушают музыку подростки, исследователями А.В. Мошкиным и В.Н. Руденко были получены ответы, свидетельствующие о том, что музыка в основном «приходит» к ним, что называется, в «технократизированном» виде: подавляющее большинство современных подростков слушают магнитофонные записи, смотрят видеокассеты; половина опрошенных подростков ходит на концерты любимых групп (опрос был проведен в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге); только 35% опрошенных посещают с родителями концерты фортепианной музыки, смотрят оперные спектакли в театре; при этом дети полагают, что концерты, на которых звучит «настоящая» музыка проходят в их городе крайне редко (интересно, что так ответили и подростки, живущие в Москве и Санкт-Петербурге).

Обращает  на себя внимание использование эпитета  «настоящая» по отношению к классической музыке. Этим эпитетом классическую музыку «награждают» 65% опрошенных подростков. На вопрос, что такое, по их мнению, классическая музыка, тринадцатилетние дети отвечают так: «Классическая музыка – это серьезные музыкальные произведения. Она сложная, я ее слушаю редко, но родители настаивают на том, чтобы я слушала такую музыку. Не знаю, нравится она мне или нет»; «Классическая музыка это сложная, тяжелая музыка. Но это настоящая музыка. Не всем дано ее понимать»; «Настоящая музыка называется классической. Классическую музыку писали серьезные музыканты. Я к слушателям такой музыки совсем не отношусь…»; «Классическая музыка – это слишком круто для меня. Она – настоящая, серьезная музыка. Но я, видать, слишком глупый для нее. Я не понимаю эту музыку»; «В наше время классическую музыку мало кто слушает. Но почему-то ее называют «настоящей». А по-моему, настоящая музыка – это та, которая для тебя, которая тебе нравится…».14

Очевидно, что, понимая значение эпитета «настоящая»  по отношению к классической, «серьезной»  музыке, подростки не относятся к  ней свысока. Практически во всех ответах звучит трогательное, осторожное почитание классической музыки как  чего-то, что, безусловно, значительного  и правильного, однако недоступного их пониманию. Причина этого непонимания, как свидетельствуют ответы детей, – в них самих. В данном случае исследователю сослужила хорошую службу так часто порицаемая взрослыми излишняя прямолинейность подростков («Классическая музыка – это слишком круто для меня…»).

Таким образом, ответы подростков свидетельствуют  о том, что, в принципе, они были бы не против слушать классическую музыку; дети уважают «взрослое» мнение о том, что только она является поистине «настоящей», однако интересно, что подростки воспринимают себя, свою личность «отдельно» от музыки. Большинство  из них полагает, что классическая музыка – не для них.

Анализируя  причины такого положения вещей, можно, в частности, констатировать, что в определенной степени такие  размышления подростков «навязаны» им взрослыми, в том числе – и родителями. Проанализируем наиболее типичные ответы, полученные В.Н. Руденко в 1998 году: «С моим отцом мы слушаем классическую музыку, но он надо мной смеется, говорит, что я еще ничего не могу понять, а он понимает…»; «Мои родители называют меня «рокером» и далее не знают, что слушаю на кассетах музыку Грига. Ну и хорошо – меньше проблем…»; «Мама любит слушать всякие симфонии, говорит, что это красиво, и ей это надо для одиночества (чтобы посидеть одной), меня она не зовет, когда слушает музыку. На концерты они ходят с подругой, но меня же еще не пустят в концертный зал (мне 14 лет). Я с толпой (с одноклассниками, – И Ш.) хожу в филармонию»; «Никто мне не говорил, что классическая музыка это красиво, но мне самой как-то понравилось. У нас дома никто не слушает такую музыку, одна я… Мама против, говорит: «Выключи, как будто кота за хвост тянут…».15

На основании  таких ответов подростков, не получающих дополнительного образования в  музыкальной школе, можно сделать  вывод о том, что «настоящая»  музыка для большинства из них  – явление духовно спонтанное: родители практически не развивают музыкальную культуру своих детей, полагая, что их тринадцати – четырнадцатилетние дети еще не могут понять, оценить музыку как произведение истинного искусства. Очевидно, данная ситуация наблюдается в обществе в целом: взрослые считают явление музыкальной культуры сугубо «возрастным», недоступным для понимания подростка. Однако ответы детей, безусловно, свидетельствуют об интересе к миру музыки, и поэтому руководство со стороны взрослого в данном направлении им просто необходимо.

Учитель музыки, надо полагать, должен стать  первым проводником ребенка в  мир музыкальной культуры.

Анализируя  уровень сформированности музыкальной  культуры подростка, учитель музыки может заглянуть в мир его  интересов, глубинных переживаний, стремлений, понять, чего не хватает  ребенку, к чему он стремится, что  хочет получить. Кроме того, анализируя «музыкальные желания» подростков, живущих  на рубеже двух веков, их музыкальные  пристрастия и антипатии, можно  сделать определенные важные выводы о мире, окружающем ребенка, о его  реальной житейской ситуации, об отношениях, сложившихся у подростка с этим миром, о его предпочтениях и опасениях.

Кроме того, общеизвестно, что музыка сближает совершенно разных людей, помогает им лучше понять друг друга, вступить в  общение не на уровне «рацио», а на уровне духа, ибо музыка – прежде всего явление духовного плана. Может быть, отвечая на вопросы своих воспитанников, учитель музыки лучше узнает не только музыку, но и самого себя: ведь музыка не живет вне человека, она всегда несет в себе частицу его души, «и какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь бы различны ни были характеры людей, их привычки, внешний облик, в главном они могут оказаться не такими уж непохожими».16

Главным достоинством музыки является то, что  она живет в душе каждого из нас – как ребенка, так и взрослого, она, пробуждая уснувшие чувства, возвращает человека к самому себе.

Подводя итоги первой главы дипломной  работы, можно сделать вывод о  том, что в русле таких понятий, как «культура», «художественная  культура личности», суть понятия «музыкально  – эстетическая культура» предельно очевидна. Музыкально – эстетическая культура подростка имеет в своем основании прежде всего духовную тягу, желание приобщиться к музыке как явлению культуры. Первый импульс данного явления – духовный, эмоциональный, и только потом приходит желание постичь музыку на уровне разума: узнать о ее многообразии, гениальных создателях – композиторах и исполнителях, музыкальных инструментах, создававшихся на протяжении огромного количества лет во всем мире. Сила подлинной музыки поистине безгранична. «Она способна пробуждать лучше, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные безграничного богатства, – миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них».17

Задача  учителя музыки – способствовать развитию музыкально – эстетической культуры школьника, что в нынешней сложной ситуации чрезвычайно трудно, однако возможно, если проводить в данном направлении специальную работу по изучению уровня развития музыкальной культуры подростков и формированию у них музыкально – эстетической культуры как способа эстетического отношения к культурным ценностям, освоения объектов культуры, творческого переноса их в свою деятельность и в сферу общения.

Во второй главе дипломной работы будут  представлены результаты эмпирического  исследования уровня сформированности музыкально-эстетической культуры подростков 13 лет; будут рассмотрены также  наиболее эффективные формы и  методы, способствующие воспитанию у  школьников музыкальной культуры.

 

 

 

2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков

 

2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкально-эстетической культуры подростков

 

Приступая к исследованию уровня развития музыкально-эстетической культуры подростков, учителю музыки в первую очередь необходимо учитывать  возрастные особенности школьников подросткового возраста. Конечно, просто глядя на подростка, трудно узнать его  склонности, вкусы, привязанности. Однако внимательный учитель знает, что  внутреннее содержание нередко проявляет  себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса. Мы говорим: «Этот человек  духовно богат», когда его слова  и поступки убеждают нас в существовании  особого внутреннего мира, окрашивающего  внешние проявления искренностью и  глубиной. Точно также мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живет исключительно материальными, практическими интересами.

Однако  в первую очередь необходимо учитывать, что «…подростковый период – это лишь этап, характеризующий формирующуюся личность, и поэтому, очевидно, ни в коем случае нельзя считать ученика заведомо «духовно неразвитым», «малоэмоциональным» и т.п.».18 Кроме того, учителю музыки следует помнить, что в жизни ребенка есть как бы два плана, два течения. «Один – видимый – составляет внешние события; другой – незаметный постороннему неискушенному взгляду – составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания подростка. Нередко именно в нем сосредоточено главное содержание человеческой жизни».19

Учителю музыки, кроме того, необходимо знать, что взаимоотношения в подростковом и юношеском коллективе строятся на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

Известно, что в подростковом возрасте усиливается  потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной  автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В переходном возрасте меняются представления о  содержании таких понятий, как «одиночество»  и «уединение». Подростки наполняют  эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Причем, по мнению ученых (И. Кон, А. Краковский, Д. Фельдштейн, Е. Шумилин, Д. Коулмен), от подросткового возраста к юношескому положительная ценность уединения растет, а негативная – уменьшается.

Информация о работе Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника