Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 192.78 Кб (Скачать файл)

И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка, особенно для подрастающего человека, является дверью в некую новую реальность, путь в неизвестное; она бывает веселой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.

Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет  знакомится с явлениями культуры, одним из которых является музыка. Однако для более глубокого познания мира культуры необходимо разобраться  в том, что составляет специфику  или сущность культуры. В современной  культурологии сложился ряд походов  к пониманию сущности культуры. Насчитывается  более двадцати концепций, среди  которых предметно-ценностный, деятельностный, ценностно-смысловой и информационно-знаковый подходы приняты подавляющим  количеством исследователей.

В основу предметно-ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При таком  понимании возможна трактовка культуры как «склада» или музея, в котором  присутствуют ценности, созданные человеком. В интерпретации некоторых ученых (М.С. Коган и др.) данный подход к определению культуры определен как суммативная концепция. Культура в данном случае трактуется как сумма продуктов деятельности и общения людей, наследие, оставленное предшествующими поколениями и обеспечивающее прогресс человечества. Слабой стороной данной концепции является то, что сам человек при этом как бы «выпадает» из культуры.

Сторонники  деятельностного подхода стремятся  преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе культуры и трактуют ее как способ жизнедеятельности человека. Определенная часть сторонников деятельностного подхода интерпретируют культуру как определение человека, взятого с точки зрения его всеобщности, как важнейшая сторона воспроизводственной деятельности общества, человеческой истории. При этом культура выступает как концентрированный организованный опыт человека, как основа понимания, осмысления, принятия решений, «как напряженный поиск человеком самого себя и своего места в мире» (А.С. Ахиезер).3 С этим подходом в известной мере солидаризируется Е.А. Орлова, которая определяет культуру как «…процесс, результат и поле реализации человеческих потенций».4

С точки  зрения деятельностного подхода, специфика  культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерными чертами и потенциями в динамике их осуществления.

Культура  в такой интерпретации выступает  как оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности, человечности общества, всего, что в него входит, что оно создает. Иными словами, культура – это человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия, гуманистическая сторона общественных отношений.

Таким образом, деятельностная концепция видит  в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для  нее культура – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и пр.)

Несколько иную трактовку сущности культуры дает смысло-ценностный подход. Культура в  этом подходе трактуется как мир  ценностей – смыслов и идеалов.

Сторонники этого подхода не отрицают деятельностного подхода к культуре. Однако они подчеркивают, что отличительная особенность человеческой деятельности является сознательная постановка цели, свободное целеполагание и реализация потребности человека на основе этого целеполагания.

«Человечным»  явление культуры становится потому, что в нем воплощено то, что  называется «смыслом». Смыслы образуются в сознании человека, когда он в  соответствии со своими потребностями  оценивает и регулирует происходящее вокруг него в самом явления и  процессы. Общее отношение человека к миру определяется смыслом. По мнению М. Бубера, «культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в мир человеческого (смыслового) бытия».5

Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Таким образом, смысло-ценностный подход (аксеологическая концепция культуры) – это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм человечества. На основании данного подхода культура определяется как «…универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего» (С.Н. Жаров).6

Со смыслоценностным подходом в значительной мере солидаризуется информационно-символическая интерпретация культуры. Несмотря на различную интерпретацию ряда важных понятий, общим для этих подходов является то, что в их рамках культура или постигается через изучение области символического, или сводится к ней. Символ является тем средством реализации ценностей и смыслов культуры, которое доступно для непосредственного изучения.

Вместе  с тем сторонники информационно-символического подхода к культуре делают акцент на знаково-символической стороне  культуры. С точки зрения этого  подхода, выступая в качестве носителей  смысла, «обработанные» (физически  и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся носителями информации – знаками.

Знак  есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах  и используемый для ее приобретения, хранения, обработки и трансляции.

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире знаков. Явления культур  – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Именно постольку, поскольку явления выступают в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, они становятся фактом культуры.

С информационно-семиотической  точки зрения (семиотическая концепция), определение культуры звучит следующим  образом: «культура – это социальная информация, которая хранится и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» (А. Кармин).7

Помимо  перечисленных, личностная (поведенческая) концепция представляет культуру как  актуализацию социальной природы человека: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему  ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации.

Безусловно, данная концепция наиболее близка традиционной педагогике с ее заботой преимущественно  о культуре поведения ребенка.

Социологизаторская  концепция характеризует через  понятие «культура» определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного  народа, социума. Эвристическая концепция  сводит культуру к креативной деятельности человека по совершенствованию того, что дается ему в природе, обществе, себе самом как космопланетарном, биосоциальном, культурно – историческом существе.

Стоит отметить, что каждая из концепция культуры по-своему интересна, каждая имеет право  на существование. Однако культура, конечно, не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно поэтому возможно существование  различных, иногда противоречащих друг другу концепций культуры, и выделение  культурологических аспектов а различных  отраслях знания. Именно этим объясняется  и терминологическая путаница, и  возникновение специальной науки  о культуре – культурологии.

Оригинальной  позиции придерживался Д.С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них – плод исторического развития, и если природа издавна и повсеместно влияет на человека и культуру, то человек влияет на природу – лишь недавно и не всюду.

Таким образом, обобщая и резюмируя сказанное  выше, можно отметить, что разнообразные  культуроведческие концепции сходятся в следующем:

• культура отличает человека от других живых  существ;

• через  культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

• культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

В этой связи  особый интерес представляет музыкальная  культура личности как одна из составляющих понятия «художественная культура».

 

1.2 Музыкальная культура личности  как составляющая понятия «художественная  культура»

 

Очевидно, что понятие «музыкальная культура»  входит в русло более общих  понятий: «культура», «художественная  культура» и «художественная  культура личности».

Современное понятие «художественная культура»  включает в себя «совокупность процессов  и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или  материальных предметов, обладающих эстетической ценностью».8

Таким образом, художественная культура – совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их производных, необходимо указать, что  ключевой особенностью данного подхода  является выделение двух граней художественной культуры, а именно – художественной культуры общества, и через эту призму – художественной культуры личности.

Понятие «художественная культура личности»  может быть выделено на основании  того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие  ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им»9; активная творческая деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная культура личности».

Исходным  толчком для такого разделения стало  утверждение о преобразовании самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию» образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту  точку зрения, поскольку она отражает лишь одну из многочисленных сторон понятия  «индивидуальная культура». Культура личности – это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других. При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно – анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Обращение к смежным, но не тождественным нашему направлению, областям важно еще  и потому, что до настоящего времени  проблема формирования художественной культуры личности подростка еще  не была предметом специального изучения. Небезынтересно остановиться на наиболее существенных позициях авторов, определяющих специфику музыкально-эстетической культуры подростков.

 

1.3 Специфика музыкально – эстетической культуры подростков

 

Анализируя  эстетическую культуру школьников-подростков, Л.П. Печко10 отмечает, что «культура человека – это результат творческого освоения им совершенных способов действия и оценки по отношению к человеческому предметному миру», а «показателем культуры выступают «широта и глубина эстетического отношения к культурным ценностям, владение способами освоения объектов культуры, творческий перенос их в свою деятельность и в сферу общения на основе своеобразного, нешаблонного видения и оценки». Нетрудно заметить, что в данном случае это уже не просто «проекция» культуры на личность, а совершенно новое качество самой личности школьника.

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под  этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких  духовных потребностей, и формируемый  прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Очевидно, что  музыкальная культура подростков зависит  не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с  ними; а также от индивидуальных особенностей учащихся. Конечно, самое  существенное в приведенном выше положении заключается в том, что культура личности как некое  новое качественное образование в результате накопления социально-художественного опыта формируется в зависимости от интенсивности общения с качественными художественными, в том числе и музыкальными, произведениями.

Информация о работе Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника