Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально – эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника
1.1 Понятие и сущность феномена «Культура»
1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»
1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков
2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков
2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 192.78 Кб (Скачать файл)

Критериями  креативности являлись:

1) осознание ребенком своего «Я» через музыку;

2) оригинальность  и выразительность в творческом  замысле и его воплощении;

3) самостоятельность  творческого опыта.

С целью  выявления данного показателя была использована методика «Рисую музыку» («Радость». Ф. Шопен, оп 28 – №3 соль мажор).

Была  сформулирована музыкальная задача: «Представьте себе, что музыка – живое существо. Попробуйте это существо, эту личность нарисовать, как вы ее чувствуете, понимаете, когда ее слушаете».

На процедуру  исследования было отведено 15 минут. Затем  в индивидуальной беседе с каждым школьником уточнялась его творческая мотивация («Почему ты изобразил  музыку такой?»)

Картина общей осведомленности учащихся о музыке была бы неполной без уточнения  позиции родителей о роли музыкальной / Культуры в жизни ребенка. С этой целью проводится анкетирование родителей по следующим вопросам (См. Приложение 3):

1. Каким, на ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки.

2. В чем  Вы видите помощь семьи в  решении этой задачи?

3. Считаете ли Вы, что семья должна развивать умение детей самостоятельно организовать собственную музыкальную деятельность?

4. Слушаете ли Вы музыку вместе с ребенком? Назовите его любимые музыкальные произведения.

5. В каких видах музыкальной деятельности Ваш ребенок более инициативен и самостоятелен? Подчеркните:

– слушание музыки (классической, народной, эстрадной);

– импровизация и игра на музыкальном инструменте;

– игры с использованием музыки.

6. Есть  ли у Вашего ребенка (подчеркните):

– фонотека;

– музыкальные игрушки;

– книги о музыке и музыкантах;

– музыкально-дидактические игры, в том числе и компьютерные.

7. Что  необходимо для достижения вашим  ребенком определенного уровня  музыкальной культуры?

При характеристике осведомленности детей о музыке было обращено внимание на такие моменты, как:

– делят ли ученики музыку на «музыку для урока», «музыку для дома», «для проведения досуга с товарищами»;

– какой музыке дети отдают предпочтение;

– широта музыкального кругозора.

В процессе проведения экспериментального исследования наблюдалась общая заинтересованность детей, их желание участвовать в  исследовании.

В процессе проведения исследования велись наблюдения за испытуемыми, отмечалось количество верных ответов, фиксировалось число  полученных каждым учеником фишек; анкеты подростков, их рисунки и анкеты родителей мы поместили в Приложениях 1, 2 и 3.

 

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования

 

Результаты  экспериментального исследования представлены в виде сводных таблиц и графически.

 

Критерии  оценки:

1) низкий  уровень – 0 баллов – отказ от выполнения задания или выполнение его с грубыми ошибками (более 2);

2) средний  уровень – 1 балл – частичное выполнение задания при незначительной помощи воспитателя, с небольшим количеством недочетов;

3) высший  уровень – 2 балла – правильное выполнение задания без ошибок (допускается 1 – 2 неточности, исправленные самостоятельно).

На основании  полученных данных целесообразно было провести количественный и качественный анализ результатов.

Оценки  детей (в баллах) отражены в сводной  таблице результатов.

 

Таблица 1. Сводная таблица результатов экспериментального исследования уровня МЭК подростков.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

по строке

1

1

2

1

0

1

1

1

0

0

1

8

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

14

4

1

1,5

1

1

1

1

1

1

0

0,5

9

5

1

2

1

0

1

1

1

1

1

2

11

6

1

1

1

1

1

2

0

0

1

2

10

7

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

15

8

1

2

0

1

1

0

0

0

0

1

6

9

1

2

0

0

1

1

2

1

1

1

10

10

2

2

0

1

0

2

1

0

0

2

10

 

12

16,5

7

7

9

11

8

5

5

12,5

 

11

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

7

12

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

13

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

16

14

1

1,5

0

1

1

1

1

1

0

0,5

8

15

1

2

1

0

1

1

1

1

1

2

11

16

1

1

1

1

1

2

0

0

1

2

10

17

2

2

   

1

2

1

2

1

2

16

18

1

2

0

1

1

0

0

0

0

1

6

19

1

2

0

0

1

1

2

1

1

0

9

20

2

2

0

1

0

2

1

0

0

2

10

 

12

15,5

6

7

9

11

9

6

5

11,5

 

 

Наивысшее количество баллов, которое может  набрать испытуемый, равно 2 × 10 = 20 б. Такого количества баллов не набрал никто из детей.

Построим  полигон частотного распределения  баллов. Для этого запишем статистический ряд в виде:

 

xi

0

6

8

10

11

14

15

fi

1

1

2

2

2

1

1


 

Рисунок 1

 

График  показывает, что распределение частот верных ответов по форме приближается к нормальному распределению: низких и высоких значений мало, а средних – много.

Найдем  среднее арифметическое значение выборки  верных ответов:

 

Х =

 

– среднее значение не достигает даже половины возможного набора баллов (10 баллов); т.е. получилось плосковершинное распределение с низким максимальным значением.

Если построить диаграмму ответов (в баллах), то получим:

 

Рисунок 2

 

В отношении 30% испытуемых получились результаты ниже среднего результата всей выборки, а 70% – выше среднего результата.

Выделим уровни, разделив их в шкале числовых отношений по баллам:

– от 0 до 4 баллов – низкий уровень;

– от 5 до 8 баллов – ниже среднего;

от 9 до 12 баллов – средний уровень;

– с 13 баллов до 16 баллов – выше среднего;

– от 17 до 20 баллов – высший уровень.

Результаты  испытуемых по уровням мы занесли  в таблицу 2.

 

Таблица 2. Результаты испытуемых подростков по уровням. Количество детей

Уровни

Человек

%

Низкий [0, 4]

1

10

Ниже среднего [5, 8]

2

20

Средний [9,12]

4

40

Вник среднего Г Из 16]

3

10

Высший [17, 20]

0

0


 

Если отразить результаты в диаграмме, то получим результат, отраженный в виде диаграммы, представленной на рис. 3.

 

 

 

Выделим те задания, которые были более сложными для подростков; для этого рассмотрим суммы по столбцам сводной таблицы. Видим, что хуже всего дети справились с заданиями:

1) Составить  «Афишу концерта» из программных  сочинений русских и зарубежных  композиторов (по желанию);

2) «Угадай мелодию»;

3) Как называется сольный номер в опере?

4) Как называется вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов?

Средний балл по всем заданиям будет равен:

 

 

Ниже  этого результата выполнены задания  №3, 5, 5, 7, 8, 9, то есть 60% заданий, а 40% – более этого среднего значения.

При этом выяснилось, что лучше всего дети справились с заданиями:

1) Составить  программу музыкального концерта  для одноклассников;

2) Назвать  фамилию великого русского композитора,  автора фортепианного цикла «Картинки  с выставки»;

4) Назови  струнный щипковый музыкальный  инструмент.

Результаты  анкетирования детей показали, что 70% испытуемых подростков относятся к музыке «хорошо», «с интересом», «обожают» ее и т.п. 30% испытуемых подростков менее оптимистичны в своих ответах («нормально», «смотря к какой» и др.). Наиболее типичными ответами при этом являются: «Смотря к какой. К современной музыке – очень хорошо, а к классической – прекрасно» (См. Приложение 1).

90% испытуемых показывают, что музыка в жизни нужна «для души», для того, чтобы «успокоить человека, если ему плохо», «поднять его настроение» и т.п. 10% испытуемых затрудняются с ответом («не знаю», «не думала» и т.п.).

95% испытуемых к числу музыкальных произведений, которые они знают, относят произведения классической музыки; однако любимыми для подавляющего большинства подростков являются популярные эстрадные песни, джазовые произведения.

Все испытуемые встречаются с музыкой дома, в  гостях, «в машине», любят петь дома; подростки в подавляющем большинстве  отмечают, что их родители поют дома и в гостях. Однако крайне редко  встречаются ответы, свидетельствующие  о том, что подростки слушают  музыку на концерте (2%).

Дома  испытуемые слушают музыку вместе с  родителями, когда смотрят телевизор (95%).

Таким образом, очевидно, что испытуемые подростки  при в общем-то положительном  отношении к музыке, классическую музыку «знают», а эстрадную, популярную – «любят», что свидетельствует о разграничении ее эмоционального и интеллектуального восприятия.

Классическая  музыка остается для испытуемых подростков «не своей», в определенной степени «навязанной» взрослыми – родителями, учителями. Разница между классической и популярной музыкой для испытуемых такая же, как между «надо» и «хочу, люблю».

Характерно, что опрошенные родители испытуемых подростков либо несколько приукрашивают  картину музыкально – эстетического воспитания в своей семье (45%), либо полагают, что «Семья эти задачи не решает» (25%), либо затрудняются при ответе на него (оставляют данный вопрос без ответа, уходят от ответа) (30%).

При ответе на вопрос «Что необходимо для достижения вашим ребенком определенного уровня музыкальной культуры 7» ответы родителей  весьма типичны («Поменьше смотреть телевизор», «Купить музыкальный  инструмент»; «Его желание»; «Заинтересованное  и профессиональное отношение к  этой проблеме преподавателей музыки в учебных заведениях»; «Гармонично  составлять планы уроков по музыке»  и т.п.).

Подобные  ответы (95%) свидетельствуют о том, что родители испытуемых подростков даже не замечают, что данный вопрос анкеты адресован непосредственно им и перекладывают всю ответственность за формирование МЭК своих детей на плечи других (учителей музыки), ищут причину в постороннем объекте («если бы не было телевизора…»).

Только  один опрошенный родитель указал, что  он должен «подавать пример ребенку, слушая классическую музыку».

Таким образом, анализ ответов родителей показывает, что в целом они не способствуют воспитанию музыкально-эстетической культуры своих детей.

Проанализировав рисунки подростков, можно сделать  вывод о том, что 85% испытуемых обладают достаточно высоким потенциалом креативности (творческости к 15% подростков затрудняются в изображении музыки с помощью других художественных средств (рисования), что в целом свидетельствует о низком уровне развития их музыкально-эстетической культуры.

Дополнительную  информацию дают ответы на вопрос «Почему  ты изобразил музыку такой?»: 50% испытуемых в своих рисунках отождествляют музыку Ф. Шопена с явлениями природы (яркое солнце, голубое небо и т.п.); улыбающимся человеческим лицом; прорисовывают линии яркими карандашами 20% испытуемых затрудняется в изображении слышимой ими музыки изобразительными средствами; 30% испытуемых отказались рисовать, мотивируя отказ тем, что они никогда этого не делали, не знают, не понимают, что и как необходимо изобразить.

По результатам  экспериментального исследования, таким  образом, можно сделать следующие выводы:

1) уровень  развития музыкально-эстетической  культуры испытуемых подростков 13 лет преимущественно средний;

Информация о работе Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника