Теоретические основы развития творческого коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение………………………………………………………….………3 
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5 
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества  
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5 
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8 
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16 
Литература………………………………………………………………...43 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Введение 
 
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности. Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия, потребность в мотивационной среде личности, в основе которой заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению проблем в социально-культурной сфере. На наш взгляд, выбранная нами тема является важной и потому, что в современном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию. Зачастую в этом ему помогают студенческие проекты, которые организовываются специальными центрами при ВУЗах. Поэтому считаю важным рассмотреть особенности деятельности студенческого клуба при НГУ, как примера одного из творческих коллективов. 
Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы, в русле гуманистической позиции в период перехода к новому состоянию общества, изменяя внутренний мир, что ак¬туализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изу¬чения данной проблемы. 
Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопре¬деления молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уяз¬вимой категорией. 
Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образо¬вание, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологичес-кими фак¬торами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудо¬устройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного вы¬бора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.  
Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая непод¬готовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей. 
Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение раз¬рыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетво¬рения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он не¬достаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают пробле¬матичным поиск подходящей работы. 
Имеют также место противоречия между: потребностями в создании определенных педагогических условий адапта¬ции к профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованно¬стью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования, как недостаточно формирующей направленность студентов на бу¬дущую профессиональную деятельность; сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых, нетрадиционных подходов, на¬правленных на формирование профессиональной мобильности и способов адап¬тации в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума. 
Все вышесказанное определило проблему исследования, которая состоит в противоречии между необходимостью развивать творческие способно¬сти, как условие профессиональной адаптации в социально-культурной сфере и в недостаточной разработке этой проблемы на методическом уровне деятельности вузов.  
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.  
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации. 
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива 
 
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества  
в культурно-досуговых учреждениях 
 
Как указывается в литературе, свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность. Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности. Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность . 
Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей детеримнируется следующими аспектами . 
1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством. 
2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности. 
3. КДУ ведет пропаганду творчества в широком смысле слова. 
В качестве сущностных признаков творчества в культурно-досуговых учреждениях в литературе называются следующие. 
1. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения. 
2. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности. 
3. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу . 
Среди мотивов участия в самодеятельном творчестве выделяют : 
1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном. 
2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества). 
3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых). 
4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием. 
5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил. 
6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.  
К стимулам участия в самодеятельном творчестве относят : 
1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями. 
2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения). 
3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, фестивалях. 
4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т.д. 
5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д. 
6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова – премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т.п. 
IV. Творчество в культурно-досуговых учреждениях протекает в сфере свободного времени. 
В свободное время включаются затраты на следующие занятия: 
- учеба и повышение кадров; 
- общественная работа; 
- творческие и любительские занятия; 
- пользование средствами массовой информации; 
- посещение учреждений культуры и зрелищ; 
- общение; 
- занятия физкультурой и спортом; 
- пассивный отдых и другие виды занятий. 
Сущность творчества в культурно-досуговых учреждениях проявляется в следующем . 
Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость». Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс. Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна. 
Таким образом, творчество в культурно-досуговых учреждениях – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время. 
 
1.2. Творческие способности участников творчества  
и технология их развития 
 
Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и мно¬гогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, на¬выками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определя¬ется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, осо¬бенно – в контексте социально- культурной сферы. 
Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности. 
Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-куль¬турной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека куль¬туры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого. 
Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая мето¬дология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гума¬нитаризации образования . 
Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.  
Для того чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, кол¬лектив и сам будущий специалист должны понимать, что его креативные способ¬ности нуждаются в дальнейшем, после институтском развитии, что специалист, вышедший из вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной про¬фессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, твор¬ческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию. На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональ¬ной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, в специальных студенческих центрах, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие. 
В настоящее время в вузах одной из основных задач подготовки специали¬стов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой на¬правленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных за¬дач (ТРИЗ), уметь поставить проблему найти способ ее решения, являющийся но¬вым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в вузе творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.  
Навыки такого мышления дают занятия логикой, например математикой (в первую очередь – геометрией). К сожалению, нестандартные задачи, требующие не заучивания формул, а размышлений, видения задачи в целом, анализа ситуа¬ции, понимания, что дано и что требуется, практически исключены из российской системы образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на тесты, характерное для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с требованиями к формированию творческих способностей, творческих интере¬сов. Творчество всегда подразумевает собственный критический подход и собст¬венное критическое осмысление наблюдаемых явлений, а также любой информа¬ции, в том числе – информации учебной. 
Э. Карпенко отмечает, что причина невысокого уровня развития творче¬ского мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того - порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педаго¬гических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человече¬ские потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель - самовыражение, раскрытие по¬тенциальных возможностей и творческих способностей личности. 
Главной ценностью образования, особенно высшего, должно стать форми¬рование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни. Традиционный путь обучения малоэффективен, т. к. применяет для передачи со¬циального опыта информационно-алгоритмические методы преподавания и тре¬бует репродуктивного воспроизведения. Для определения направлений построе¬ния процесса обучения, ставящего своей целью активизацию и развитие творче¬ского мышления студентов, необходимо выделить основные принципы построе¬ния учебного процесса. 
Среди теоретических подходов организации образования студентов как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу. Он предполагает использование активных форм и ме¬тодов обучения (личностно ориентир... 
**************************************************************

 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение………………………………………………………………………………3 
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива………………..5 
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества  
в культурно-досуговых учреждениях……………………………….………….
1.2. Творческие способности участников творчества и техноло¬гия их развития…8 
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем………………...………16 
Глава 2. Проект развития творческого коллектива  
(на примере студенческого клуба)…………………………………….…....22 
2.1. Анализ деятельности студенческого клуба………………………………..…..22  
2.2. Проект реформы студенческого клуба……………………………………..….28  
2.3. Ожидаемые результаты………………………………………………………….39  
Заключение…………………………………………………………………………..41 
Литература…………………………………………………………………………...43 
 
 
Введение 
 
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности. 
Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повсе¬дневному способу действия, потребность в мотивационной среде личности, в ос¬нове которой заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к самораз¬витию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению проблем в социально-культурной сфере. На наш взгляд, выбранная нами тема является важной и потому, что в совре¬менном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию. Зачастую в этом ему помогают студенческие проекты, которые орга¬низовываются специальными центрами при ВУЗах. Поэтому считаю важным рассмотреть особенности деятельности студенческого клуба при НГУ, как примера одного из творческих коллективов. 
Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы, в русле гуманистической позиции в период перехода к новому состоянию общества, изменяя внутренний мир, что ак¬туализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изу¬чения данной проблемы. 
Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопре¬деления молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уяз¬вимой категорией. 
Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образо¬вание, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологичес-кими фак¬торами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудо¬устройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного вы¬бора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.  
Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая непод¬готовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей. 
Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение раз¬рыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетво¬рения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он не¬достаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают пробле¬матичным поиск подходящей работы. 
Имеют также место противоречия между: потребностями в создании определенных педагогических условий адапта¬ции к профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованно¬стью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования, как недостаточно формирующей направленность студентов на бу¬дущую профессиональную деятельность; сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых, нетрадиционных подходов, на¬правленных на формирование профессиональной мобильности и способов адап¬тации в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума. 
Все вышесказанное определило проблему исследования, которая состоит в противоречии между необходимостью развивать творческие способно¬сти, как условие профессиональной адаптации в социально-культурной сфере и в недостаточной разработке этой проблемы на методическом уровне деятельности вузов.  
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.  
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации. 
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива 
 
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества  
в культурно-досуговых учреждениях 
 
Как указывается в литературе, свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность. Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности. Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность . 
Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей детеримнируется следующими аспектами . 
1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством. 
2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности. 
3. КДУ ведет пропаганду творчества в широком смысле слова. 
В качестве сущностных признаков творчества в культурно-досуговых учреждениях в литературе называются следующие. 
1. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения. 
2. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности. 
3. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу . 
Среди мотивов участия в самодеятельном творчестве выделяют : 
1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном. 
2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества). 
3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых). 
4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием. 
5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил. 
6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.  
К стимулам участия в самодеятельном творчестве относят : 
1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями. 
2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения). 
3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, фестивалях. 
4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т.д. 
5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д. 
6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова – премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т.п. 
IV. Творчество в культурно-досуговых учреждениях протекает в сфере свободного времени. 
В свободное время включаются затраты на следующие занятия: 
- учеба и повышение кадров; 
- общественная работа; 
- творческие и любительские занятия; 
- пользование средствами массовой информации; 
- посещение учреждений культуры и зрелищ; 
- общение; 
- занятия физкультурой и спортом; 
- пассивный отдых и другие виды занятий. 
Сущность творчества в культурно-досуговых учреждениях проявляется в следующем . 
Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость». Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс. Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна. 
Таким образом, творчество в культурно-досуговых учреждениях – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время. 
 
1.2. Творческие способности участников творчества  
и технология их развития 
 
Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и мно¬гогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, на¬выками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определя¬ется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, осо¬бенно – в контексте социально- культурной сферы. 
Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности. 
Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-куль¬турной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека куль¬туры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого. 
Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая мето¬дология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гума¬нитаризации образования . 
Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.  
Для того чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, кол¬лектив и сам будущий специалист должны понимать, что его креативные способ¬ности нуждаются в дальнейшем, после институтском развитии, что специалист, вышедший из вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной про¬фессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, твор¬ческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию. На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональ¬ной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, в специальных студенческих центрах, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие. 
В настоящее время в вузах одной из основных задач подготовки специали¬стов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой на¬правленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных за¬дач (ТРИЗ), уметь поставить проблему найти способ ее решения, являющийся но¬вым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в вузе творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.  
Навыки такого мышления дают занятия логикой, например математикой (в первую очередь – геометрией). К сожалению, нестандартные задачи, требующие не заучивания формул, а размышлений, видения задачи в целом, анализа ситуа¬ции, понимания, что дано и что требуется, практически исключены из российской системы образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на тесты, характерное для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с требованиями к формированию творческих способностей, творческих интере¬сов. Творчество всегда подразумевает собственный критический подход и собст¬венное критическое осмысление наблюдаемых явлений, а также любой информа¬ции, в том числе – информации учебной. 
Э. Карпенко отмечает, что причина невысокого уровня развития творче¬ского мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того - порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педаго¬гических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человече¬ские потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель - самовыражение, раскрытие по¬тенциальных возможностей и творческих способностей личности. 
Главной ценностью образования, особенно высшего, должно стать форми¬рование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни. Традиционный путь обучения малоэффективен, т. к. применяет для передачи со¬циального опыта информационно-алгоритмические методы преподавания и тре¬бует репродуктивного воспроизведения. Для определения направлений построе¬ния процесса обучения, ставящего своей целью активизацию и развитие творче¬ского мышления студентов, необходимо выделить основные принципы построе¬ния учебного процесса. 
Среди теоретических подходов организации образования студентов как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу. Он предполагает использование активных форм и ме¬тодов обучения (личностно ориентир... 
**************************************************************

Актуальность  проблемы

В настоящее время  социокультурная ситуация характеризуется  целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни  – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Основная задача клуба, как социального института, заключается  в развитии социальной активности и  творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем  деятельности культурно-досуговых  учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и  добровольностью выбора его различных  форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного  досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации  досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Степень разработанности  проблемы

Интерес к проблемам  молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Социально-философские  проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение  в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой  деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных  авторов имеют важное значение для  совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и  проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Объект исследования – молодежный досуг.

Предмет исследования –  деятельность культурно-досуговых  центров по организации молодежного  досуга.

Цель дипломной работы – изучить особенности организации  молодежного досуга в условиях культурно-досуговых  центров и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.

Задачи исследования:

Определить сущность и функции досуга молодежи.

Рассмотреть социокультурные  технологии молодежного досуга.

Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.

Определить пути совершенствования  деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.

Базой исследования дипломной  работы является ООО «Культурный  центр» города Переславля-Залесского.

Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

Методы исследования:

теоретический анализ специальной литературы;

изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи;

Структура работы – обусловлена  целями и задачами исследования и  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Социально  педагогические условия организации  досуговой деятельности молодежи в  культурно – досуговых центрах

Специфика и содержание молодежного досуга.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы  общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива